Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-48
Заголовок Лотос в Средней Азии: сасанидский мотив в стуковом декоре периода ислама
Автор email naratan59@gmail.com
Сведения об авторе Загирова, Гузель Ильдаровна — аспирант. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. naratan59@gmail.com ORCID: 0000-0001-8852-1414
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa2212-06-48
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 608621
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.3 Индекс ББК 85.12
Аннотация

Эта публикация делает попытку обозреть историю изображения лотоса в стуковом декоре Средней Азии и очертить её эволюцию с IX по XII вв. (цель). Мотив лотоса восходит к Ахеменидскому Ирану и последовательно переосмысливается в стуке Сасанидского Ирана, среднеазатского Согда, Омейядского и Аббасидского халифатов. Теме преемственности сасанидской и домонгольской орнаментики периода ислама посвящено много исследований. Однако такие обзоры стуковый орнамент Средней Азии либо исключают, либо привлекают ограниченно (проблематика). Для того, чтобы восполнить этот пробел, мною рассмотрены прежде всего среднеазиатская иконография лотоса, в основе которой — все перечисленные влияния. Исследование основано на описательном и историческом подходах. Изображения лотосов в стуке отобраны по хронологии и регионам: домусульманские памятники Ирана и среднеазиатского Согда; а также архитектурный декор периода ислама в Ираке, Иране, Сирии, Афганистане, Средней Азии. Идентифицированы региональные варианты мотива, сопоставлены с ранее классифицированными. Проведён анализ формальных характеристик орнамента по 30 памятникам: композиция, масштаб, пропорции, место расположения, вид симметрии, ритм, техника. Выявлено 5 векторов развития мотива в Средней Азии IX–XII вв.: заимствование сасанидской иконографии при одновременном изменении масштаба и место положения мотива в общей композиционной схеме; введение мотива в состав новых орнаментальных композиций; изменение морфологических признаков растения; усложнение принципов симметрии и техники резьбы. Это исследование является не только кратким обзором эволюции одного мотива сасанидского происхождения в искусстве домонгольской Средней Азии периода ислама для проектов по архитектурной консервации, но и основой для исследования других орнаментальных мотивов по тому же принципу.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Загирова Г. И. Лотос в Средней Азии: сасанидский мотив в стуковом декоре периода ислама // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 608–621. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-48
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Akhrarov I.; Rempel’ L. Reznoi Shtuk Afrasiaba (Carved Stucco of Afrasiyab). Tashkent, Izdatel’stvo Literatury i Iskusstva, 1971. 158 p. (in Russian).
  • 2. Alpatkina Т. G. The Gala Eiwan of Varakhsha: New Investigation. Material’naia kul’tura Vostoka (Material Culture of the East), Moscow, 1999, no. 2, pp. 61–71 (in Russian).
  • 3. Alpatkina T. G. Ganch Décor of the Varakhsha Palace from the Funds of State Museum of Oriental Art. A New Investigation. Material’naia kul’tura Vostoka (Material Culture of the East). Moscow, 2002, no. 3, pp. 86–98 (in Russian).
  • 4. Alpatkina T. G. Dvorets pravitelei Termeza XI–XII vv. (Termez Rulers’ Palace of 11th–12th Centuries). Moscow, Max Press Publ., 2008. 176 p. (in Russian).
  • 5. Creswell K. A. C. A Short Account on Muslim Architecture. Middlesex England, Penguin books Publ., 1958. 330 p.
  • 6. Debevois N. C. The Origin of Decorative Stucco. American Journal of Archaeology. 1941, vol. 45, no. 1, pp. 45–61.
  • 7. Denike B. P. Arkhitektunnyi Ornament Srednei Azii (Architectual Ornament of Central Asia). Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Vsesoiuznoi Akademii Arkhitektury, 1939. 228 p. (in Russian).
  • 8. Dimand M. S. Studies in Islamic Ornament. Ars Islamica. 1937, vol. 4, pp. 293–337.
  • 9. Ettinghausen R.; Grabar O. The Art and Architecture of Islam: 650–1250. London, Penguin Books Publ., 1991. 448 p.
  • 10. Ettinghausen R.; Grabar O.; Jenkins-Medina M. Islamic Art and Architecture 650–1250. New Haven and London, Yale University Press History of Art, 2001. 346 p.
  • 11. Flury S. La mosquée de Nayin. Syria, 1930, vol. 11, pp. 43–58 (in French).
  • 12. Hamilton R. W. Carved Plaster in Umayyad Architecture. Iraq, 1953, vol. 15, no. 1, pp. 43–55. Available at: https://jstor.org/stable/4199565 (accessed 27 January 2021).
  • 13. Haydariyya Mosque. MIT Libraries, Aga Khan Visual Archive. Available at: https://archnet.org/sites/3865/media_contents/42598 (accessed 28 December 2020).
  • 14. Herzfeld E. Der Wandschmuck der Bauten von Samarra and Seine Ornamentik. Berlin, D. Reimer Publ., 1923. 321 p. (in German).
  • 15. Hutt A.; Harrow L. Islamic Architecture. Iran 1. London, Scorpion Publications Limited, 1977. 192 p.
  • 16. Khmel’nitskii S. Dvortsy Khuttalia. Idei i Formy Grazhdanskoi Arkhitektury Sredney Azii (Huttal’ Palaces. Ideas and Forms of Civil Architecture in Central Asia). Berlin, Sawadovski-Verlag Publ., 2006. 150 p. (in Russian).
  • 17. Kohn-Wiener E. A Turanic Monument of the Twelfth Century A.D. Ars Islamica. 1939, vol. 6, no. 1, pp. 88–91.
  • 18. Kröger J. Sasanidischer Stuckdekor. Baghdader Forschungen. Bd 5. Mainz, Philip von Zabern Publ., 1982. 296 p.
  • 19. Naymark A. Returning to Varakhsha. The Silk Road. New York, Hofstra University, Hempstead, 2003, vol. 1, no. 2. Available at: http://www.silkroadfoundation.org/newsletter/december/varakhsha.htm (accessed 28 December 2020).
  • 20. Naymark A. Isma’il Samani and the People of Varakhsha; or Why the Bukhar Khuda Palace did not Become a Mosque. Tsentral’naia Aziia. Istochniki, Istoriia, Kul’tura (Central Asia. Sources, History, Culture). Moscow, Nauka, GRVL Publ., 2005, pp. 524–542.
  • 21. Naymark A. When Did They Destroy the Palace of Bukharkhudas in Varakhsha? Bukharskii Oazis i Ego Sosedi v Drevnosti I Srednevekov’e. Trudy Gozudarstvennogo Ermitazha (Bukhara Oazis and Its Neighbors in Antiquity and Middle Ages. Transactions of the State Hermitage Museum), no. 75. St. Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2015, pp. 164–170 (in Russian).
  • 22. Omel’chenko А. V.; Gorin А. N. Conqest of Sassanids in Central Asia. New Evidence on Excavation Materials in Paikend (Bukhara Oasis). Istoriia i Arkheologiia Turana (History and Archeology of Turan), Samarkand, 2019, no. 4, pp. 123–140 (in Russian).
  • 23. Orbeli I. A.; Trever K. V. Sasnidskii Metall. Khudozhestvennye Predmety iz Zolota, Serebra i Bronzy (Sassanid Metall. Gold, Silver, Bronze Art Objects). Moscow, Leningrad, Academia, 1935. 90 p. (in Russian).
  • 24. Pope A. U. (ed.); Ackerman Ph. (assist. ed.) A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present. Architecture, the Ceramic Arts, Calligraphy and Epigraphy, vol. 2. London, New York, Oxford University Press Publ., 1938, 1807 p.
  • 25. Pope A. U. (ed.); Ackerman Ph. (assist. ed.) A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present. The Art of the Book, Textiles, Carpets, Metalwork, Minor Arts, vol. 3. London, New York, Oxford University Press, 1939. 1445 p.
  • 26. Pope A. U. (ed.); Ackerman Ph. (assist. ed.) A Survey of Persian Art From Prehistoric Times to the Present. Planches: Pre-Achaemenid, Parthian and Sasanian Periods, Architecture of the Islamic Period, vol. 4. London, New York, Oxford University Press, 1938, 510 p.
  • 27. Qasr al-Kharana. Fine Arts Library, Harvard College Library. Available at: https://archnet.org/sites/3544/media_contents/4850 (accessed 28 December 2020).
  • 28. Qasr Umawi. Creswell Archive, Ashmolean Museum, neg. EA.CA.5419. Image courtesy of Fine Arts Library, Harvard College Library URL: https://archnet.org/sites/3545/media_contents/35980 (accessed 28 December 2020)
  • 29. Rahbar M. Le Monument Sassanide de Bandiān, Dargaz: un Temple du Feu d’après les Dernières Découvertes, 1996–98. Studia Iranica, 2004, vol. 33, pp. 7–30.
  • 30. Shishkin V. A. Architectual Decoration of Varakhsha Palace. Trudy Otdela Vostoka Ermitazha (Transactions of the Oriental Department of the Hermitage). Leningrad, 1947, vol. 4, pp. 225–292 (in Russian).
  • 31. Shishkin V. A. Varkhsha (Varakhsha). Moscow, Academy of Sciences USSR Publ., 1963. 250 p. (in Russian).
  • 32. Siméon P. Hulbuk: Architecture and Material Culture of the Capital of the Banijurids in Central Asia (Ninth-Eleventh Centuries). Muqarnas, 2012, vol. 29, pp. 385–421.
  • 33. Soudavar A. The Aura of Kings. Legitimacy and Divine Sanction in Iranian Kingship. Bibliotheca Iranica. Intellectual Traditions Series; no. 10. Costa Mesa, California, Mazda Publishers, 2003. 194 p.
  • 34. Trever К. V.; Lukonin V. G. Sassanian Silver. Collection of the State Hermitage (Sasnidskoe Serebro. Sobranie Gosudarstvennogo Ermitazga). Moscow, Iskusstvo Publ., 1987. 240 p. (in Russian).
  • 35. Tsvetkova Т. G. Resnoi Ganch Dvortsa Varakhshi. Tsarskie Sady Rannesrednevekovoi Tsentral’noi Azii (Carved Ganch of Varakhsha Palace. Royal Gardens of Early Medieval Central Asia). Moscow, Lap Lambert Academic Publishing, 2013. 120 p. (in Russian).
  • 36. Umayyad Palace at Amman. Creswell Archive, Ashmolean Museum, neg. EA.CA.5419. Image courtesy of Fine Arts Library, Harvard College Library. Available at: https://archnet.org/sites/3545/media_contents/35980 (accessed 28 December 2020).
  • 37. Wilkinson Ch. K. Nishapur: Some Early Islamic Buildings and Their Decoration. New York, The Metropolitan Museum of Art, 1987. 327 p.
  • 38. Zavara Paminar Mosque. MIT Libraries, Aga Khan Visual Archive. Available at: https://archnet.org/media_contents/50231 (accessed 28 December 2020).