Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-46
Заголовок «Живые образы» против «обмирщения»: альтернативные интерпретации стиля японской скульптуры эпохи Камакура
Автор email vanejan.liza@gmail.com
Сведения об авторе Ванеян, Елизавета Степановна — аспирант. МГУ имени М. В. Ломоносова, Ломоносовский пр., 27, корп. 4, Москва, Российская Федерация, 119192; научный сотрудник отдела древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12, Москва, Российская Федерация, 119019. vanejan.liza@gmail.com ORCID: 0000-0002-8559-5976
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa2212-06-46
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 585596
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(31) Индекс ББК 85.133(3)
Аннотация

В статье рассмотрены интерпретации натуроподобного стиля японской буддийской скульптуры эпохи Камакура (1185–1333). У Н. А. Виноградовой и Ю. Л. Кужеля этот стиль понимается, в частности, как свидетельство обмирщения буддийского искусства. Как я указываю, этому противоречит развитие и распространение таких практик, как помещение сакральных объектов внутрь статуй или создание «голых» изображений. Затронув причины появления и устойчивости таких интерпретаций, я обращаюсь к концепциям, которые, на мой взгляд, скорее могут помочь нам понять натуроподобный стиль камакурской скульптуры. В относительно недавних исследованиях англоязычных авторов применительно к буддийской скульптуре в целом применяется термин «живые образы», что отражает не только восприятие культовых икон на популярном уровне, но и понимание материального мира и статуй в частности на доктринальном уровне. Опираясь на русско- и англоязычные исследования, я привожу основные идеи и теории, касающиеся этих тем и распространившиеся в Японии в период Камакура. Для этого периода термин «живые» по отношению к статуям оказывается особенно актуальным — согласно японским исследователям, именно в это время распространяется вера в статуи как в живых будд (сё:дзин буцу) и именно с этой верой связывают натуроподобные элементы внешнего облика статуй и тщательную проработку их внутреннего пространства. На примере статуи Вайрочаны (Дайнити-нёрай) мастера Ункэя я подробно разбираю, как могут быть организованы «внутренности» статуи эпохи Камакура. Таким образом, я предлагаю уйти от трактовки стиля скульптуры эпохи Камакура как свидетельства обмирщения и рассматривать характерные особенности этой скульптуры в контексте веры в статуи как в живых будд.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ванеян Е. С. «Живые образы» против «обмирщения»: альтернативные интерпретации стиля японской скульптуры эпохи Камакура // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 585–596. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-46
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. М.: Ориенталия, 2011. — 448 с.
  • 2. Ванеян Е. С. «Японский стиль» (ваё:) скульптуры эпохи Хэйан: к истории термина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2019. — С. 768–777. DOI: 10.18688/aa199-6-68
  • 3. Ванеян Е. С. Восприятие буддийской скульптуры в эпоху Нара // Сборник VII конференции молодых японоведов «Новый взгляд». — М.: Спектр, 2016. — С. 197–206.
  • 4. Виноградова Н. А. Скульптура Японии III — XIV вв. М.: Изобразительное искусство, 1981. — 237 с.
  • 5. Игнатович А. Н. Трактовка «тел» Будды в «Сутре золотого света». 1984 г. // Сайт по японистике Н. Н. Трубниковой. URL: http://trubnikovann.narod.ru/Ignat2.htm (дата обращения: 31.01.2021)
  • 6. Кишбали Т. П.; Налимова Н. А.; Преображенский А. С.; Пожидаева А. В.; Лопухова М. А.; Гусева А. В.; Станюкович-Денисова Е. Ю. Актуальные проблемы изучения искусства — 2018. От античности до Ренессанса. Границы и горизонты // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2019. — С. 11–20. DOI: 10.18688/aa199-0-1
  • 7. Ко:фукудзи тю: кондо: сайкэн кинэн токубэцутэн : Ункэй [Ункэй: выставка, посвящённая завершению реконструкции Кондо храма Кофукудзи] // Ред. ТНМ, Кофукудзи, Асахи-симбун. — Токио: Асахи-симбун, ТВ Асахи ко, 2017. — 322 с. (на яп. языке).
  • 8. Кужель Ю. Л. XII веков японской скульптуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2017. — 496 с.
  • 9. Мицумори М., Окада К., Исимацу Х. Буцудзо: тё:коку-но кансё: кисо:тисики. [Базовые знания для понимания буддийской скульптуры]. — Токио: Сибундо, 1993. — 264 с. (на яп. языке).
  • 10. Мудзю Итиэн – Собрание песка и камней. Перевод со старояпонского и примечания Н. Н. Трубниковой // Сайт по японистике Н. Н. Трубниковой. URL: https://trubnikovann.wixsite.com/trubnikovann/shaseki2 (дата обращения: 31.01.2021)
  • 11. Национальный музей Нары. // База данных коллекции с описаниями. URL: https://www.narahaku.go.jp/collection/658-0.html (дата обращения: 31.01.2021)
  • 12. Огнева Е. Д. Душа изображений в тибетской традиции (письменные тексты буддийских скульптур) // Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. — М: УРСС, 2016. — С. 33–48.
  • 13. Трубникова Н. Н., Бачурин А. С. История религий Японии IX–XII вв. — М.: Наталис, 2009. — 559 с.
  • 14. Трубникова Н. Н. Вопрос о «старом и новом буддизме эпохи Камакура» в религиоведческих исследованиях. 2011. URL: http://trubnikovann.narod.ru/Kamakur1.htm (дата обращения: 31.01.2021)
  • 15. Трубникова Н. Н. И всё-таки: становятся ли буддами травы и деревья? // Осмысление природы в японской культуре. / Отв. ред. А. Н. Мещеряков. — М.: Изд. дом «Дело», 2017. — С. 9–38.
  • 16. Ямамото Ц. Буцудзо: Нихон буцудзо:си ко:ги. [Буддийские статуи: лекции по истории японских буддийских статуй]. — Токио: Хэйбонся, 2015. — 303 с. (на яп. языке).
  • 17. Ямамото Ц. Ункэй-то буцудзо:-но таби. [Ункэй и путешествие в мир буддийских статуй]. — Токио: JTB Publishing, 2017. — 128 с. (на яп. языке).
  • 18. Eubanks Ch. Miracles of Book and Body: Buddhist Textual Culture and Medieval Japan. — Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2011. — 269 p.
  • 19. Guérin S. M., Sapir I. The Nature of Naturalism: A Trans-Historical Examination / La nature du naturalisme: un questionnement transhistorique RACAR: revue d’art canadienne // Canadian Art Review. —Vol. 41, No. 2, —2016. — P. 5–16.
  • 20. Henderson G., Hurvitz L. The Buddha of Seiryōji: New Finds and New Theory // Artibus Asiae. — 1956. — Vol. 19, No. 1. — P. 4–55.
  • 21. Horton S. J. Living Buddhist Statues in Early Medieval and Modern Japan. — New York: Palgrave USA, 2007. — 244 p.
  • 22. Images in Asian Religions: Text and Contexts / Ed. Ph. Granoff, Koichi Shinohara. —Vancouver, Toronto: UBC Press, 2004. — 396 p.
  • 23. Interior Adornment: On the Hidden Contents of Chinese Buddhist Statues in Context. A lecture given by Prof. James Robson. URL: https://youtu.be/tLcraNPiNHA (дата обращения: 31.01.2021)
  • 24. Living Images: Japanese Buddhist Icons in Context / Eds. R. H. Sharf, E. H. Sharf. —Redwood City, CA: Stanford University Press, 2001. — 288 p.
  • 25. Material Culture and Asian Religions: Text, Image, Object / Eds. B. Fleming, R. Mann. London: Routledge, 2014. — 336 p.
  • 26. Mori H. Japanese Portrait Sculpture. — Tokyo, New York: Kodansha USA, 1977. — 174 p.
  • 27. Performative Agency of Buddhist Art and Architecture in Asia / Eds. M. C. Wang, W. Lin // Ars Orientalis. — 2016. — No. 46. — 229 p.
  • 28. The Princeton Dictionary of Buddhism / Eds. R. E. Jr. Buswell, D. S. Jr Lopez. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2013. — 1304 p.
  • 29. Rambelli F. Buddhist Materiality: A Cultural History of Objects in Japanese Buddhism. — Stanford University Press, 2007. — 408 p.
  • 30. Wang M. C. Early Chinese Buddhist Sculptures as Animate Bodies and Living Presences // Ars Orientalis. — 2016. — No. 46. — P. 13–38.
  • 31. Wenzel C. The Image of the Buddha: Buddha Icons and Aniconic Traditions in India and China // Transcultural Studies. — 2011. — No. 1. — P. 263–305.