Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-44
Заголовок Спор теоретиков китайского авангарда Ван Наньмина и Гао Минлу о трёх типах изобразительных форм Чжан Яньюаня (IX век)
Автор email vera@belozerov.com
Сведения об авторе Белозёрова, Вера Георгиевна — доктор искусствоведения, профессор. Институт классического Востока и античности, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, ул. Мясницкая, д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000. vera@belozerov.com ORCID: 0000-0002-1128-6054
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa2212-06-44
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 564573
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.07 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Ван Наньмин 王南溟 (род. 1962) является известным авангардным каллиграфом КНР, создавшим в 1990-е гг. направление «комбинации из шаров с иероглифами» (цзы цю цзухэ). В настоящее время он считается наиболее авторитетным критиком современного китайского искусства, его самым опытным и успешным куратором. Ван Наньмином написаны десять фундаментальных монографий по теории авангардной каллиграфии. Гао Минлу 高名潞 (род. 1949) прославился как авангардный художник, крупный теоретик и критик современного искусства. В своих многочисленных монографиях он разрабатывает теорию «Направление замысла» (И пай). Истоки теории авангардного искусства оба специалиста находят в трактате Чжан Яньюаня 張彥遠 (815‑907) «Записи о прославленных художниках разных эпох» (Лидай мин хуа цзи), в котором говорится о трёх типах «визуальных фиксаций» (ту цзай): «изображение принципов» (ту ли), т. е. триграммы; «изображение познания» (ту ши), т. е. иероглифическая письменность; «изображение форм» (ту син), т. е. живопись. Гао Минлу интерпретирует типологию Чжан Яньюаня по аналогии с абстракционизмом, концептуализмом и реализмом в западном искусстве, с чем категорически не согласен Ван Наньмин, выступающий против механического переноса категорий традиционной китайской эстетики в пространство западной культуры.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Белозерова В. Г. Спор теоретиков китайского авангарда Ван Наньмина и Гао Минлу о трёх типах изобразительных форм Чжан Яньюаня (IX век) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 564–573. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-44
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Barrass G. The Art of Calligraphy in Modern China. — London: British Museum Press, 2002. — 284 р.
  • 2. Gao Minglu. Inside Out: New Chinese Art. — Berkeley: University of California Press, 1998. — 204 p.
  • 3. Gao Minglu. The ‘85 Movement: Avant-garde Art in the Post-Mao Era. — Cambridge: Harvard University Press, 2000. 339 p.
  • 4. Gao Minglu. The Wall: Reshaping Contemporary Chinese Art. — Buffalo: Buffalo Academy, 2005. — 414 p.
  • 5. Gao Minglu. Total Modernity and the Avant-Garde in Twentieth-Century Chinese Art. — Cambridge: MIT Press, 2011. — 421 p.
  • 6. Ван Наньмин. Ишу бисюй сыван: Цун Чжунгохуа дао сяньдай шуймохуа [王南溟。艺术必须死亡:从中国画到现代水墨画。上海:上海书画出版社]. Искусство должно умереть: От живописи гохуа до современной живописи тушью. — Шанхай: Шанхай шухуа чубаньшэ, 2006. — 272 с.
  • 7. Ван Наньмин. Гуаньнянь чжихоу: ишу юй пипин [王南溟。观念之后:艺术与批评。长沙:湖南美术出版社]。 Постконцептуализм: искусство и критика. — Чанша: Хунань мэйшу чубаньшэ, 2006. — 196 с.
  • 8. Ван Наньмин. Шуфа дэ чжан ай — синь гудянь чжуи шуфа, люсин шуфэн цзи сяньдай шуфа чжу вэньти [王南溟。书法的障碍 新古典主义书法,流行书风及现代书法诸问题] 。上海:上海大学出版社] Проблемы каллиграфии: различные вопросы по поводу нео-ортодоксальной каллиграфии, примитивистской каллиграфии и современной каллиграфии. — Шанхай: Шанхай дасюэ чубаньшэ, 2014. — 234 с.
  • 9. Лю Цаньмин. Чжунго сяньдай шуфа ши [刘灿铭。中国现代书法史。南京:南京大学出版社]. История современной китайской каллиграфии. — Нанкин: Наньцзин дасюэ чубаньшэ, 2010. — 249 с.
  • 10. Чжан Яньюань. Лидай мин хуа цзи [張彥遠。历代名画记。‎杭州:浙江人民美术出版社]. Записи о прославленных художниках разных эпох. — Ханчжоу: Чжэцзян жэньмин мэйшу чубаньшэ, 2011. — 182 с.
  • 11. Ван Наньмин. Чжунго ишу ши пипин лилунь чжундэ «дунфан чжуи» дяньпин «и пай лунь» [王南溟。中国艺术史批评理论中的 “东方主义” 点评 “意派论”] Ориентализм в теории критики истории китайского искусства — обзор теории «Замысла» // Шанхай цзао ци чоусян: ишу ши дэ цзай яньцзю. Ма Линь, Чжао Цзяньцинь. [上海早期抽象 : 艺术史的再研究 / 马琳, 赵剑瑾主编]. Первые направления абстрактного искусства в Шанхае: исследования по истории искусства. Сб. ст. под ред. Ма Линя и Чжао Цзяньцзиня. — Шанхай: Шанхай дасюэ чубаньшэ, 2015. — С. 172–183.
  • 12. Чжоу Чен. Китайская каллиграфия: от традиции до практики использования в современном дизайне. Дис. … канд. иск. Харьковская гос. академия дизайна и искусств. — Харьков, 2016. —360 с.
  • 13. Gao Minglu. The ‘85 Movement: Avant-garde Art in the Post-Mao Era. Ph. D. diss. — Harvard University, The Graduate School of Arts and Sciences, 1999. — 430 p.