Заголовок | Спор теоретиков китайского авангарда Ван Наньмина и Гао Минлу о трёх типах изобразительных форм Чжан Яньюаня (IX век) | ||||||||
Автор | Белозерова В. Г. | vera@belozerov.com | |||||||
Сведения об авторе | Белозёрова, Вера Георгиевна — доктор искусствоведения, профессор. Институт классического Востока и античности, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, ул. Мясницкая, д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000. vera@belozerov.com ORCID: 0000-0002-1128-6054 | ||||||||
В рубрике | Искусство Востока | DOI | 10.18688/aa2212-06-44 | ||||||
Год | 2022 | Номер сборника | 12 | Страницы | 564–573 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.07 | Индекс ББК | 85.1 | ||||
Аннотация |
Ван Наньмин 王南溟 (род. 1962) является известным авангардным каллиграфом КНР, создавшим в 1990-е гг. направление «комбинации из шаров с иероглифами» (цзы цю цзухэ). В настоящее время он считается наиболее авторитетным критиком современного китайского искусства, его самым опытным и успешным куратором. Ван Наньмином написаны десять фундаментальных монографий по теории авангардной каллиграфии. Гао Минлу 高名潞 (род. 1949) прославился как авангардный художник, крупный теоретик и критик современного искусства. В своих многочисленных монографиях он разрабатывает теорию «Направление замысла» (И пай). Истоки теории авангардного искусства оба специалиста находят в трактате Чжан Яньюаня 張彥遠 (815‑907) «Записи о прославленных художниках разных эпох» (Лидай мин хуа цзи), в котором говорится о трёх типах «визуальных фиксаций» (ту цзай): «изображение принципов» (ту ли), т. е. триграммы; «изображение познания» (ту ши), т. е. иероглифическая письменность; «изображение форм» (ту син), т. е. живопись. Гао Минлу интерпретирует типологию Чжан Яньюаня по аналогии с абстракционизмом, концептуализмом и реализмом в западном искусстве, с чем категорически не согласен Ван Наньмин, выступающий против механического переноса категорий традиционной китайской эстетики в пространство западной культуры. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Белозерова В. Г. Спор теоретиков китайского авангарда Ван Наньмина и Гао Минлу о трёх типах изобразительных форм Чжан Яньюаня (IX век) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 564–573. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-44 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|