Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-40
Заголовок Йосип Сейсель под псевдонимом Йо Клек и зенитистская архитектура
Автор email vesna.kruljac@fpu.bg.ac.rs
Сведения об авторе Круляц, Весна — Ph. D., доцент. Университет искусств в Белграде, Краля Петра 4, Белград 11000, Сербия. vesna.kruljac@fpu.bg.ac.rs ORCID: 0000-0003-2863-4382
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2212-05-40
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 524534
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036 Индекс ББК 85.113(4)
Аннотация

Зенитизм был первым, первоначально югославским, авангардным движением, возникшим в Загребе и Белграде в 1921–1926 гг. Его вдохновителем был Любомир Мичич (1895–1971), писатель, рекламный критик и теоретик авангарда, редактор зенитистских изданий. Будучи оплотом зенитистского движения и международной платформой для обмена идеями между прогрессивными интеллектуалами и художниками различных специальностей, журнал «Зенит» сыграл ключевую роль в формировании художественной идеологии и практики зенитизма. Основанное на синтезе различных художественных дисциплин, стилей и жанров, а также новых медиа, производство этого движения носило синкретический, экспериментальный и транснациональный характер. Несмотря на то, что он вступил в кружок зенитистов в качестве старшеклассника и члена экспериментальной театральной группы «Путешественник» в 1922 г., Йосип Сейссел (1904–1987) — позже, в контексте зенитизма, известный как Йо Клек — зарекомендовал себя как один из ведущих представителей движения. Его художественное творчество, по сути, ознаменовало зрелую, белградскую фазу зенитизма (1923–1925). Помимо того, что он оставил свой след в югославском искусстве своими первыми абстрактными картинами (ПаФаМа, 1922) и промежуточными работами, созданными в конструктивистской манере, изобретательно продуманными плакатами и дизайнами зенитистских изданий, эскизами костюмов и сценографией для зенитистского театра, Клек также был автором нескольких дальновидных проектов зенитистской архитектуры, созданных в самом начале его учёбы на инженерном факультете в Загребе. Этим достижениям предшествовала «бумажная архитектура» (модели домов) и несколько рисунков, акварелей, темперы и коллажей (Баядерка и Игральные карты, 1923; Таверна, 1924), с мотивами вымышленной архитектуры и городской обстановки, сформулированными на принципах динамизма, одновременности, сопоставления и фрагментации, присущих новым визуальным средствам и средствам массовой информации (кино, фотография, радио, плакат, реклама). Проект Клека для строительства «Рекламы» (1923), его утопические проекты для «Зенитеума 1» и «Зенитеума 2» (1924), а также для «виллы Зенит» (1924/25) остаются выдающимися примерами зенитистской архитектуры. Его ближайшие концептуальные и формальные аналогии можно найти в инновационных архитектурных концепциях экспрессионизма, кубизма, футуризма, группы «де Стиль», пуризма, русского конструктивизма и Баухауза. В контексте югославской художественной сцены межвоенного периода эти проекты представляли собой не только формально-лингвистическую инновацию, но и своего рода концептуально-идеологическую парадигму, которая заложила основу для нового понимания социальной функции архитектуры. Однако, существуя исключительно в форме концептуального проекта и вне контекста устоявшихся тенденций в югославской архитектуре, они не могли привести к каким-либо значительным изменениям в местной архитектурной практике 1920–1930-х гг. Несмотря на нереализованность, архитектурные проекты Клека представляют собой актуально проблемный и оригинальный вклад в авангардный архитектурный дискурс Европы.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Круляц В. Йосип Сейсель под псевдонимом Йо Клек и зенитистская архитектура // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 524–534. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-40
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Blagojević Lj. Modernism in Serbia: The Elusive Margins of Belgrade Architecture 1919–1941. Cambridge; London, MIT Press Publ., 2003. 286 p.
  • 2. Bogdanović J. Evocations of Byzantium in Zenitist Avant-Garde Architecture. Journal of the Society of Architectural Historians, 2016, vol. 75, no. 3, pp. 299–317.
  • 3. Briski Uzelac S. Visual Arts in the Avant-gardes between the Two Wars. Impossible Histories: Historic Avant-Gardes, Neo-Avant-Gardes, and Post-Avant-Gardes in Yugoslavia, 1918–1991. Cambridge; London, MIT Press Publ., 2003, pp. 122–169.
  • 4. Bužanić V. Josip Seissel : Katalog izložbe (Josip Seissel : Exhibition Catalogue). Bol, Galerija umjetnina Branko Dešković Publ., 1989. s.p. (in Croatian).
  • 5. Denegri J. Modernizam / Avangarda. Ogledi o međuratnom modernizmu i istorijskim avangardama u jugoslovenskom umetničkom prostoru (Modernism / Avant-Garde. Essays on Interwar Modernism and Historic Avant-Gardes in the Yugoslav Art Space). Belgrade, Službeni glasnik Publ., 2012. 276 p. (in Serbian).
  • 6. Dokumentacija Narodnog muzeja u Beogradu, Zaostavština Ljubomira Micića, Epistolarna gradja, I/58 Pismo Jo Kleka Ljubomiru Miciću u Beograd (Documentation of the National Museum in Belgrade, Legacy of Ljubomir Micić, Epistolary material, I/58 Letter by Jo Klek to Ljubomir Micic in Belgrade), 24.11.1923 (in Serbo-Croatian).
  • 7. Djurdjević M. The Life and Work of the Architect Milan Zloković (1898–1965).Godišnjak grada Beograda (Annual of the Belgrade City Museum), 1991, vol. 38, pp. 145–168 (in Serbian).
  • 8. Golubović V.; Subotić I. Zenit i avangarda 20-ih godina : Katalog izložbe (Zenit and Avant-Garde of the 1920s : Exhibition Catalogue). Belgrade, Narodni muzej; Institut za književnost i umetnost Publ., 1983. 185 p. (in Serbian).
  • 9. Golubović V.; Tutnjević S. (eds.). Srpska avangarda u periodici (Serbian Avant-Garde in Periodicals). Novi Sad; Belgrade, Matica srpska; Institut za književnost i umetnost Publ., 1996. 518 p. (in Serbian).
  • 10. Golubović V. From the Correspondence about Zenit and Zenitism: Anton Podbevšek, Jo Klek (Josip Sajsel) and Vladimir Skerl. Ljetopis Srpskog kulturnog društva Prosvjeta (Annals of the Serbian Cultural Society Education), 1998, vol. 3, pp. 197–209 (in Serbian).
  • 11. Golubović V.; Subotić I. Zenit 1921–1926. Belgrade; Zagreb, Narodna biblioteka Srbije; Institut za književnost i umetnost; Srpsko kulturno društvo Prosvjeta Publ., 2008. 515 p. (in Serbian).
  • 12. Horvat-Pintarić V. Josip Seissel: Katalog izložbe (Josip Seissel: Exhibition Catalogue). Zagreb, Galerija Nova Publ., 1978. s.p. (in Serbo-Croatian).
  • 13. Ignjatović A. Jugoslovenstvo u arhitekturi 1904–1941 (Yugoslavism in Architecture 1904–1941). Belgrade, Gradjevinska knjiga Publ., 2007. 500 p. (in Serbian).
  • 14. Ignjatović A. U srpsko-vizantijskom kaledioskopu: arhitektura, nacionalizam i imperijalna imaginacija 1878–1941 (In the Serbian-Byzantine Kaleidoscope: Architecture, Nationalism and the Imperial Imagination 1878–1941). Belgrade, Orion Art; Arhitektonski fakultet Univerziteta u Beogradu Publ., 2016. 848 p. (in Serbian).
  • 15. Kadijević A. Jedan vek traženja nacionalnog stila u srpskoj arhitekturi (sredina XIX – sredina XX veka) (A Century of Searching for National Style in Serbian Architecture (mid-19th– mid-20th Century)). Belgrade, Gradjevinska knjiga Publ., 1997. 343 p. (in Serbian).
  • 16. Kadijević A. Evocations and Paraphrases of Byzantine Architecture in Serbian Architecture from 1918 to 1941. Zbornik radova Niš i Vizantija (Collection of Works Niš and Byzantium), vol. 2. Niš, Prosveta Publ., 2004, pp. 379–392 (in Serbian).
  • 17. Kadijević A. Estetika arhitekture akademizma (XIX – XX vek)(Aesthetics of Academic Architecture (19th – 20th century)). Belgrade, Gradjevinska knjiga Publ., 2005. 488 p. (in Serbian).
  • 18. Kadijević A. Palavichini’s House on Kopitareva Gradina —An Architectural Achievement of Jaroslav Prhal and Vjekoslav Muršec. Godišnjak grada Beograda (Annual of the Belgrade City Museum), 2011, vol. 58, pp. 111–126 (in Serbian).
  • 19. Kadijević A. Expressionism in Belgrade Architecture (1918–1941). Nasledje (Heritage), 2012, vol. 13, pp. 59–77 (in Serbian).
  • 20. Kisić D. Jo Klek’s Avant-Garde Painting and Josip Seissel’s Architecture. Facta Architectonica, 2011–2013, vol. 2, pp. 134–145 (in Croatian).
  • 21. Micić Lj. Man and Art. Zenit, 1921, vol. 1, pp. 1–2 (in Serbo-Croatian).
  • 22. Micić Lj.; Tokin B.; Goll I. Manifest zenitizma (Manifesto of Zenitism). Zagreb, Biblioteka Zenit Publ., 1921. 16 p. (in Serbo-Croatian).
  • 23. Micić Lj. The Spirit of Zenitism. Zenit, 1922, vol. 7, pp. 3–5 (in Serbo-Croatian).
  • 24. Micić Lj. Zenit Manifesto. Zenit, 1922, vol. 11, p. 1 (in Serbo-Croatian).
  • 25. Micić Lj. (Zenitism as a Balkan Totalizer of New Life and New Art. Zenit, 1923, vol. 21, s.p. (in Serbo-Croatian).
  • 26. Micić Lj. Arhipenko. Nova plastika (Archipenko. New Plastic). Zagreb, Biblioteka Zenit Publ., 1923. s.p. (in Serbo-Croatian).
  • 27. Micić Lj. Zenithosophy or the Energy of Creative Zenitism. Zenit, 1924, vol. 26–33, s.p. (in Serbo-Croatian).
  • 28. Micić Lj. New Art. Zenit, 1924, vol. 34, s.p. (in Serbo-Croatian).
  • 29. Micić Lj. Manifesto to Barbarians of Spirit and Thought on All Continents. Zenit, 1926, vol. 38, s.p. (in Serbo-Croatian).
  • 30. Miletić-Abramović Lj. Kopitareva Gradina III: Modern Architecture (1928–1998). Arhitektura i urbanizam (Architecture and Urbanism), 2002, vol. 11, pp. 65–71 (in Serbian).
  • 31. Panić V. Milan Zloković : afirmacija modernizma (Milan Zlokovic : Affirmation of Modernism). Belgrade, Arhitektonski fakultet Univerziteta u Beogradu Publ., 2011. 204 p. (in Serbian).
  • 32. Pauly Tz. Nation, Tradition and Regionalism in The Avant-Garde Magazine Zenith (Zagreb — Belgrade, 1921–1926). 2012. Available at: https://www.academia.edu/5026277/Nation_and_Tradition_in_the_Avant-Garde_Magazine_Zenith (accessed 11 September 2020)
  • 33. Perović M. R. (ed.). Istorija moderne arhitekture. Antologija tekstova. Kristalizacija modernizma.Avangardni pokreti (History of Modern Architecture. Anthology of Texts. Crystallization of Modernism. Avant-Garde Movements), vol. 2-B. Belgrade, Arhitektonski fakultet Univerziteta u Beogradu Publ., 2000. 568 p. (in Serbian).
  • 34. Perović M. R. Srpska arhitektura XX veka. Od istoricizma do drugog modernizma (Serbian Architecture of the 20th Century. From Historicism to the Second Modernism). Belgrade, Arhitektonski fakultet Univerziteta u Beogradu Publ., 2003. 419 p. (in Serbian).
  • 35. Perović M. R. Zenitism and Modern Architecture. On the Very Edge. Modernism and Modernity in the Arts and Architecture in Interwar Serbia (1918–1941). Leuven, Leuven University Press Publ., 2014, pp. 85–96.
  • 36. Subotić I.; Kipke Ž. Josip Seissel. Izložba slika i crteža : Katalog (Josip Seissel. Exhibition of Paintings and Drawings: Catalogue). Belgrade, Galerija Sebastian Publ., 1990. s.p. (in Serbo-Croatian).
  • 37. Subotić I. Od avangarde do arkadije (From the Avant-Garde to the Arcadia). Belgrade, Clio Publ., 2000. 452 p. (in Serbian).
  • 38. Zenit, 1921–1926, vol. 1–43. Available at: http://scr.digital.nb.rs/document/P-4284-001-319 (accessed 1 December 2020)