Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-33
Заголовок Женщины в искусстве: Присутствие, традиционное повествование и историографические проблемы. Рецепция итальянских и славянских художниц в Италии и за рубежом
Автор email marina.giorgini@gmail.com
Сведения об авторе Джорджини, Марина — Ph. D., преподаватель. Министерство образования Италии, Виале Трастевере 76/a, 00153 Рим, Италия. marina.giorgini@gmail.com Панцера, Анна Мария — преподаватель. Министерство образования Италии, Виале Трастевере 76/a, 00153 Рим, Италия. a.m.panzera64@gmail.com
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2212-05-33
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 438449
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.071.1+316.346.2 Индекс ББК 85.103(4)6
Аннотация

Гендерные исследования являются одной из важнейших отраслей истории искусства, по крайней мере, с 1971 г., когда Линда Нохлин задала знаменитый вопрос: почему не было Великих женщин-художников?. Этот провокационный вопрос скрывал сложную реальность. Действительно, в то время у женщин было меньше возможностей, чем сейчас, работать и появляться в мире искусства, но одновременно существовало множество записей и работ, свидетельствующих о сильном женском присутствии. Проблема заключалась и отчасти остается в том, что об этом существовании не сообщалось в историографических источниках, и его необходимо было исследовать. С тех пор ситуация изменилась: в мире искусства растет число признанных женщин-художников, женщин можно найти на более высоких академических и профессиональных уровнях, широкая публика искусства сама часто состоит из женщин. В последние годы наблюдается увеличение числа национальных и международных выставок и мероприятий, посвященных женщинам-художницам. Тем не менее историографическая проблема всё ещё сохраняется, особенно в Италии. Повествование о женщинах-художниках часто бывает очень неполным; источники трудно найти, и целые архивы были стерты. Не будет преувеличением сказать, что мы являемся свидетелями настоящего преднамеренного уничтожения. Это определённо относится к художницам-футуристам в первые десятилетия XX в. Такие имена, как богемская художница Ружена Заткова, полностью забыты. Тем не менее, у нее была необыкновенная жизнь и тесные отношения со знаковыми фигурами своего времени. Более того, она была связана с Н. Гончаровой, о чём свидетельствуют две неизвестные работы гуашью, написанные русской художницей в 1916 г. в качестве подарков для её подруги Затковой, обнаруженные д-ром Мариной Джорджини и недавно выставленные в Палаццо Строцци во Флоренции. Ни одно из этих имён не фигурирует в последних академических учебниках, изданных в Италии: указатель имен слишком часто составлен полностью из мужских имён. С другой стороны, поиск причины этого является главной целью издания FEMM[E] – Arte eventualmente femminile (Рим, 2019), недавно отредактированного Анной Марией Панцерой. Мы хотим подчеркнуть тяжкое забвение, которое всё ещё тяготеет над женщинами-художницами, затрудняя справедливое суждение об их творчестве.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Джорджини М.; Панцера А. М. Женщины в искусстве: Присутствие, традиционное повествование и историографические проблемы. Рецепция итальянских и славянских художниц в Италии и за рубежом // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 438–449. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-33
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Apollinaire G. La Vie Artistique – Au Salon des Indépendants. L’Intransigeant et le Journal de Paris, March 5th 1914, no. 12286, p. 2 (in French).
  • 2. Argan G. C. Umberto Boccioni. Rome, De Luca Publ., 1953. 77 p. (in Italian).
  • 3. Bentivoglio M.; Zoccoli F. The Women Artists of Italian Futurism: Almost Lost to History. New York, Midmarch Arts Press Publ., 1997. 208 p.
  • 4. Bentivoglio M.; Zoccoli F. Le futuriste italiane nelle arti visive. Rome, De Luca Publ., 2008. 254 p. (in Italian).
  • 5. Bruno G. De la Causa Principio et Uno. London, 1584. 142 p. (in ancient Italian).
  • 6. Calvesi M. Il Futurismo. Milan, Fabbri Publ., 1970. 100 p. (in Italian).
  • 7. Corgnati M. Artiste: dall’impressionismo al nuovo millennio. Milan, Mondadori Publ., 2004. 379 p. (in Italian).
  • 8. Crispolti E. Il mito della macchina e altri temi del Futurismo. Trapani, Celebes Publ., 1969. 938 p. (in Italian).
  • 9. Danna R. Il tema del femminile nella rivalutazione bruniana della materia – Una lettura del De la causa, principio e uno. Available at https://www.academia.edu/9196377/Il_tema_del_femminile_nella_rivalutazione_bruniana_della_materia_Una_lettura_del_De_la_causa_principio_e_uno
  • 10. de Finis G. (ed.). Maam Museo dell’Altro e dell’Altrove di Metropoliz_città meticcia: Catalogue. Rome, Bordeaux Publ., 2017. 992 p. (in Italian).
  • 11. Gale M.; Sidlina N. (eds.). Natalia Goncharova: Catalogue. Venice; Florence, Marsilio-Palazzo Strozzi Publ., 2019. 223 p. (in Italian).
  • 12. Gerebzova A. La convenzione nell’arte. Lacerba, 1913, no. 3, pp. 21–22 (in Italian).
  • 13. Giorgini M. Ružena Zàtkovà. Una boema in Italia tra avanguardia russa e Futurismo. Storia dell’Arte,Vol. 136, Iss. 36, 2013, pp. 139–168 (in Italian).
  • 14. Giorgini M. Růžena Zátková: Un’artista dimenticata. Brussels, P. I. E. Peter Lang Publ., 2019. 294 p. (in Italian).
  • 15. Guerrilla Girls. Do women have to be naked to get into the Met. Museum?: Poster. New York, 1989.
  • 16. Heller A. Autonomy of Art or Dignity of the Artwork?. Poetica, 2008, vol. 40, pp. 1–19.
  • 17. Iamurri L. Questions de genre et histoire de l’art en Italie. Perspective, 2007, no. 4, pp. 716–721 (in French).
  • 18. Iamurri L.; Spinazzè S. (eds.). L’arte delle donne nell’Italia del Novecento. Rome, Meltemi Publ., 2001. 287 p. (in Italian).
  • 19. Montanino V.; Panzera A. M. (eds.). Femme. Rome, Bordeaux Publ., 2019. 475 p. (in Italian).
  • 20. Negri F. Ti temo vicina, ti amo lontana. Nietzsche, il femminile e le donne. Rome, Mimesis Publ., 2011. 148 p. (in Italian).
  • 21. Negri F. Perturbanti presenze. Nietzsche e le donne. Chermotti S. (ed.) Affinità Elettive. Relazioni e costellazioni dis-ordinate. Padua, Il Poligrafo Publ., 2013, pp. 63–89 (in Italian).
  • 22. Nietzsche F. Die fröhliche Wissenschaft. Leipzig, Verlag von E. W. Fritzsch Publ., 1887. 350 p. (in German).
  • 23. Nochlin L. Why have There Been No Great Women Artists?. London, Thames & Hudson Publ., 2021. 112 p.
  • 24. Pancotto P. P. Artiste a Roma nella prima metà del ‘900. Rome, Palombi Publ. 2006. 296 p. (in Italian).
  • 25. Pomajzlová A. Růžena. Příběh malířky Růženy Zátkové / Růžena. Story of the Painter Růžena Zátková: Catalogue. Prague, Arbor vitae societas and Porte Publ., 2011. 483 p. (in Czech and English).
  • 26. Roché H. Cronique médico-artistique (Suite). Paris médical: la semaine du clinicien, 1911, no. 4, pp. 181–187 (in French).
  • 27. Rodriguez J-F. Artisti russi di Parigi alla XII Biennale di Venezia (1920): dalla partecipazione mancata di Anna Gerebzova alla mostra individuale di Alessandro Archipenko. Quaderni della Fondazione Eugenio Da Venezia, 2004, no. 14, pp. 33–43 (in Italian).
  • 28. Salaris C. Le futuriste: donne e letteratura d’avanguardia in Italia (1909-1944). Milan, Edizioni delle donne Publ., 1982. 266 p. (in Italian).
  • 29. Soffici A. Anna Gerebzova. La Voce, 1913, no. 5, pp. 1000–1002 (in Italian).
  • 30. Trasforini M. A. Artiste in campo. Una professione tra genio, talento e storia dell’arte. Rassegna italiana di sociologia, 2001, no. 4, pp. 609–624 (in Italian).
  • 31. Trasforini M. A. Nel segno delle artiste. Donne, professioni d’arte e modernità. Bologna, Il Mulino Publ., 2007. 232 p. (in Italian).
  • 32. Trasforini M. A. A proposito di artiste. Nuova informazione bibliografica, 2009, no. 2, pp. 1–15 (in Italian).
  • 33. Vergine L. L’altra metà dell’Avanguardia. 1910–1940. Pittrici e scultrici nei movimenti delle avanguardie storiche: Catalogue. Milan, Mazzotta Publ., 1980. 281 p. (in Italian).
  • 34. Weller S. Il complesso di Michelangelo. Macerata, La Nuova Foglio Publ., 1976. 255 p. (in Italian).
  • 35. Whitten Brown T. Art Basel/UBS Art Market Report Shows Growth — but not for Female Artists. Financial Times, March 7th 2019.