Заголовок | Женщины в искусстве: Присутствие, традиционное повествование и историографические проблемы. Рецепция итальянских и славянских художниц в Италии и за рубежом | ||||||||
Автор | Джорджини М.; Панцера А. М. | marina.giorgini@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Джорджини, Марина — Ph. D., преподаватель. Министерство образования Италии, Виале Трастевере 76/a, 00153 Рим, Италия. marina.giorgini@gmail.com Панцера, Анна Мария — преподаватель. Министерство образования Италии, Виале Трастевере 76/a, 00153 Рим, Италия. a.m.panzera64@gmail.com | ||||||||
В рубрике | Искусство XX века и современности | DOI | 10.18688/aa2212-05-33 | ||||||
Год | 2022 | Номер сборника | 12 | Страницы | 438–449 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.071.1+316.346.2 | Индекс ББК | 85.103(4)6 | ||||
Аннотация |
Гендерные исследования являются одной из важнейших отраслей истории искусства, по крайней мере, с 1971 г., когда Линда Нохлин задала знаменитый вопрос: почему не было Великих женщин-художников?. Этот провокационный вопрос скрывал сложную реальность. Действительно, в то время у женщин было меньше возможностей, чем сейчас, работать и появляться в мире искусства, но одновременно существовало множество записей и работ, свидетельствующих о сильном женском присутствии. Проблема заключалась и отчасти остается в том, что об этом существовании не сообщалось в историографических источниках, и его необходимо было исследовать. С тех пор ситуация изменилась: в мире искусства растет число признанных женщин-художников, женщин можно найти на более высоких академических и профессиональных уровнях, широкая публика искусства сама часто состоит из женщин. В последние годы наблюдается увеличение числа национальных и международных выставок и мероприятий, посвященных женщинам-художницам. Тем не менее историографическая проблема всё ещё сохраняется, особенно в Италии. Повествование о женщинах-художниках часто бывает очень неполным; источники трудно найти, и целые архивы были стерты. Не будет преувеличением сказать, что мы являемся свидетелями настоящего преднамеренного уничтожения. Это определённо относится к художницам-футуристам в первые десятилетия XX в. Такие имена, как богемская художница Ружена Заткова, полностью забыты. Тем не менее, у нее была необыкновенная жизнь и тесные отношения со знаковыми фигурами своего времени. Более того, она была связана с Н. Гончаровой, о чём свидетельствуют две неизвестные работы гуашью, написанные русской художницей в 1916 г. в качестве подарков для её подруги Затковой, обнаруженные д-ром Мариной Джорджини и недавно выставленные в Палаццо Строцци во Флоренции. Ни одно из этих имён не фигурирует в последних академических учебниках, изданных в Италии: указатель имен слишком часто составлен полностью из мужских имён. С другой стороны, поиск причины этого является главной целью издания FEMM[E] – Arte eventualmente femminile (Рим, 2019), недавно отредактированного Анной Марией Панцерой. Мы хотим подчеркнуть тяжкое забвение, которое всё ещё тяготеет над женщинами-художницами, затрудняя справедливое суждение об их творчестве. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Джорджини М.; Панцера А. М. Женщины в искусстве: Присутствие, традиционное повествование и историографические проблемы. Рецепция итальянских и славянских художниц в Италии и за рубежом // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 438–449. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-33 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|