Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-31
Заголовок Неоклассицизм в архитектуре 1900–1910-х годов и поэзии акмеизма: к вопросу общности проблемного поля
Автор email babadzhansvet@gmail.com
Сведения об авторе Бабаджан, Светлана Георгиевна — соискатель. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. babadzhansvet@gmail.com ORCID: 0000-0002-0832-8217
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2212-05-31
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 414425
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.035(2) Индекс ББК 85.11 + 83.3(2Рос=Рус)1
Аннотация

В статье предпринимается попытка сопоставить программы неоклассицизма в русской архитектуре и поэзии 1900–1910-х гг. Сближение двух, казалось бы, не соприродных друг другу видов искусства позволяет, однако, выявить общность проблемного поля. Предельно близкими оказываются хронологические границы и рубежные даты стилевого направления. И поэтическая, и архитектурная среда демонстрируют преемственное наследование символистскому опыту при декларативном отмежевании от него и устремлённости к новым мировоззренческим установкам. Для обеих сфер искусства характерна смена восприятия исторической традиции: от мифологизации и мистификации — к ощущению подлинной культурной преемственности классическим эпохам. Риторика поэтического и архитектурного цеха актуализирует проблему профессионального мастерства: “ремесла” искусства и нормативных требований к форме. Объединяет область неоклассической поэтики и архитектуры и определённая противоречивость целей: полноценное возрождение классического идеала оказывается невозможным в ситуации расщеплённости культуры и разнонаправленности стилевых течений в искусстве начала века. Опыт междисциплинарного анализа поэтики и архитектуры неоклассицизма позволяет осмыслить положение архитектуры в широком контексте неоклассической культуры и указать на обусловленность становления архитектурного стиля единством художественного процесса.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бабаджан С. Г. Неоклассицизм в архитектуре 1900–1910-х годов и поэзии акмеизма: к вопросу общности проблемного поля // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 414–425. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-31
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Ахматова А. А. Сочинения. Том второй. Проза. Переводы. — М.: Художественная литература, 1987. — 463 с.
  • 2. Бальмонт К. Д. Полное собрание стихов. Том второй. Горящие здания. — М.: Скорпион, 1914. —201 с.
  • 3. Басс В. Г. Изобретение «Старого Петербурга» 100 лет назад: к истории самого успешного отечественного предприятия по отделению архитектуры от политики // Новое литературное обозрение. — 2018. — № 1 (149). — С. 145–174.
  • 4. Белый А. Символизм и современное искусство // Весы. — 1908. — № 10. — С. 38–48.
  • 5. Белый А. Настоящее и будущее русской литературы // Весы. — 1909. — № 2. — С. 59–68.
  • 6. Белый А. Символизм. — М.: Мусагет, 1910. — 633 с.
  • 7. Бенуа А. Н. Предисловие // Каталог исторической выставки архитектуры и художественной промышленности / Сост. И. А. Фомин. — СПб.: Тип. А. Ф. Маркс, 1911. — С. 4.
  • 8. Блок А. А. О современном состоянии русского символизма // Аполлон. — 1910. — № 8. — С. 21–30.
  • 9. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм. — М.: Галарт, 2002. —288 с.
  • 10. Брюсов В. Я. Tertia Vigilia. Книга новых стихов. 1897–1900. — М.: Скорпион, 1900. — 173 с.
  • 11. Брюсов В. Я. Ключи тайн // Весы. — 1904. — № 1. — С. 3–21.
  • 12. Брюсов В. Я. Венок: стихи 1903–1905 года. — М.: Скорпион. — 1906. — 184 с.
  • 13. Давыдова О.С. Динамика изучения символизма: российский опыт в контексте европейской традиции // Актуальные проблемы теории и истории искусства / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — Вып. 11. — С. 743–756. DOI: 10.18688/aa2111-07-60
  • 14. Гаспаров М. Л. Еврипид Иннокентия Анненского // Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 1. — М.: Наука, Ладомир, 1999. — С. 591–600.
  • 15. Городецкий Н. С. Некоторые течения в современной русской поэзии // Аполлон. — 1913. — № 1. — С. 46–50.
  • 16. Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии // Аполлон. — 1910. — № 8. — С. 59–62.
  • 17. Гумилев Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Аполлон. — 1913. — № 1. — С. 42–45.
  • 18. Гумилев Н. С. О рассказах С. Ауслендера // Ежемесячные литературные популярно-научные приложения к журналу «Нива». — 1912. — № 11. — С. 485–486.
  • 19. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Русская мысль. —1916. — № 12. — С. 25–57.
  • 20. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1977. – 407 с.
  • 21. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966) / Сост. К. Н. Суворова. — М.; Torino: Einaudi, 1996. — 873 с.
  • 22. Иванов Г. В. Заветы символизма // Аполлон. — 1910. — № 8. — С. 5–20.
  • 23. Кириченко Е. И. Неоклассицизм и акмеизм в русском искусстве начала ХХ века // Вопросы искусствознания. – 1994. – № 2/3. – С. 358–372.
  • 24. Кузмин М. А. О прекрасной ясности // Аполлон. —1910. — № 4. — С. 5–10.
  • 25. Кузьмина-Караваева Е. Ю. Равнина русская. Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. — СПб.: Искусство-СПб. — 2001. — 817 с.
  • 26. Лекманов О. А. Акмеизм как литературная школа: Опыт структурной характеристики: дисс… д. фил. н. М., 2001. — 315 с.
  • 27. Лукомский Г. К. Современный Петербург: очерк истории возникновения и развития классического строительства (1900–1915). — СПб.: Коло, 2003. — 144 с.
  • 28. Маковский С. К. Вступление // Аполлон. — 1909. — № 1. — С. 3–4.
  • 29. Мандельштам О. Э. Камень: стихи. — Пг.: Гиперборей, 1916. — 86 с.
  • 30. Мандельштам О. Э. О природе слова. — Харьков: Истоки, 1922. — 12 с.
  • 31. Мандельштам Н. Я. Вторая книга. Воспоминания. — М.: Московский рабочий, 1990. — 560 с.
  • 32. Мандельштам О. Э. Выпад // Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в четырех томах. — Т. 2. Стихи и проза. — М.: Арт-бизнес-центр Москва, 1993. — С. 409–412.
  • 33. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. Письма. — М.: Арт-бизнес-центр Москва, 1999. — 609 с.
  • 34. Мочульский К. В. О. Э Мандельштам // Мандельштам и античность: сб. статей. — 1995. — Т. 7. — С. 7–11.
  • 35. Ник. Т-О. Тихие песни. — СПб.: Т-во Художеств. Печати, 1904. — 134 с.
  • 36. Осетров Е. И. Грядущее, созревшее в прошедшем (беседа с Анной Ахматовой) // Вопросы литературы. — 1965. — № 4. — С. 186–187.
  • 37. Розанова Т. М. К проблеме возникновения неоклассицизма в русской архитектуре // Архитектура в истории русской культуры. — 2005. — Вып. 6. — С. 278–315.
  • 38. Семигин В. Л. “Отцы” и “дети” русской литературы // Очерки русской культуры. Конец XIX – начало ХХ века. Художественная жизнь. — 2016. — Т 3. — С. 23–137.
  • 39. Стернин Г. Ю. О неоклассицизме // Судьбы классицизма в ХХ веке: сборник статей / Гос. ин-т искусствознания; сост. Е. А. Борисова, В. Э. Хазанова. — М.: ГИИС, 1997. — С. 3–8.
  • 40. Фомин И. Курзал. Академическая программа. 1909 г. // Ежегодник общества архитекторов-художников. — 1909. — Вып. 4. – С. 156–157.
  • 41. Шмор В. В борьбе за искусство // Зодчий. — 1900. — Вып. 3. — С. 30–33.
  • 42. Шубинский В. И. Зодчий. Жизнь Николая Гумилёва. — М.: АСТ, 2014. — 735 с.
  • 43. Kantor-Kazovsky L. Архитектурная метафора у Мандельштама // Cahiers du Monde russe. — 2001. — Vol. 42, № 1. — P. 95–114.