Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-08-57
Заголовок |
Междисциплинарный подход в исследовании романов без слов первой половины ХХ века |
Автор |
Дедюхина П. В. |
email |
polina.dedykhina@gmail.com |
Сведения об авторе |
Дедюхина, Полина Владимировна — кандидат искусствоведения. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, Волоколамское ш., д. 9, Москва, Российская Федерация, 125080. polina.dedykhina@gmail.com ORCID: 0000-0002-9586-4746
|
В рубрике |
Междисциплинарные методы в изучении культурного наследия |
DOI | 10.18688/aa2212-08-57 |
Год |
2022 |
Номер сборника |
12 |
Страницы |
715–724 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
76.01; 7.036.7; 761.1 |
Индекс ББК |
85.15; 85.103(3) |
Аннотация |
В статье рассматривается проблема изучения такого сложного явления в искусстве графики первой половины ХХ в., как роман без слов. Этот жанр находится на стыке литературы и изобразительного искусства, а также испытывал большое влияние немого кинематографа. Роман без слов, по сути, представляет собой чрезвычайно объёмную графическую серию, заключённую в книжный формат и состоящую из последовательности связанных единым повествованием серии изображений. Изображения существуют в комплексе, представляя единое произведение, состоящее из отдельных элементов. В большинстве случаев автором повествования в романах без слов является сам художник, а произведения не имеют вербально зафиксированной основы. Соединяя в себе черты различных видов искусства, он, при этом, не относится ни к одному из них в полной мере. Таким образом, наиболее объёмное и всестороннее его изучение возможно только на стыке различных подходов. Возможные способы изучения произведений такого рода представлены в статье. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Дедюхина П. В. Междисциплинарный подход в исследовании романов без слов первой половины ХХ века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 715–724. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-08-57
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Арутюнян Ю. И. Методологические особенности классификации графики в современном искусствоведении. // Искусство и дизайн: история и практика: материалы науч.-практ. конф., 20 мая 2020 г.: сб. науч. ст. / науч. ред. М. Е. Орлова-Шейнер. ― СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица , 2020. ― С. 17–24.
- 2. Ванеян С. С. Образы и миры: европейское окно в мировую науку об образах // Aesthetica Universalis: Independent Informational Aesthetic Cluster (Всеобщая эстетика: независимый информационный эстетический кластер). — 2019. — No. 4(8). — С. 63–136.
- 3. Дедюхина П. В. «Мой Часослов» Франса Мазереля и особенности визуального языка в романах без слов первой половины ХХ века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2020. — Т. 1, № 2. — С. 206–216.
- 4. Дедюхина П. В. Особенности жанра романа без слов в Европе и США на примере произведений Франса Мазереля и Линда Уорда // Философия и культура. — 2020. — № 9. — С. 34–45.
- 5. Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. — М.: «Индрик», 2013. — 362 с.
- 6. Лессинг Г. Избранные произведения. — М.: Художественная литература, 1953. — 640 с.
- 7. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин: Ээсти Раамат, 1973. — 138 с.
- 8. Лукичева К. Л. Стиль как визуальный дискурс в изобразительном искусстве и архитектуре // Дискурсология: возможности интерпретации гуманитарного знания: Тезисы докладов участников всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Отв. ред. Л. Н. Синельникова. — 2018. — С. 35–36.
- 9. Beronä D. A. Wordless Novels in Woodcuts // Print Quarterly. — 2003. — Vol. 20. — No. 1 — P. 61–73.
- 10. Chute H. L. Disaster Drawn: Visual Witness, Comics, and Documentary Form. — Harvard University Press, 2016 — 376 p.
- 11. Coates P. The Gorgon’s Gaze. German Cinema, Expressionism, and the Image of Horror. — Cambridge University Press, 1991. — 216 p.
- 12. Cohen M. S.
The Novel in Woodcuts: A Handbook // Journal of Modern Literature. —1977. —Vol. 6. — No. 2. — P. 171–195.
- 13. Labov W., Waletzky J. Oral Versions of Personal Experience: Three Decades of Narrative Analysis // Special Volume of a Journal of Narrative and Life History. — 1997. — Vol. 7. — P. 3–38.
- 14. Masereel F. Die Passion Eines Menschen: 25 Holzchnitte. — Munich: Kurt Wolff, 1927.— 25 S.
- 15. Masereel F. Mein Stundenbuch: 165 Holzchnitte. — Munich: Kurt Wolff, 1928. — 205 S.
- 16. Masereel F. Die Idée: 85 Holzchnitte. — Zürich: Im Insel-Verlag, 1959. — 87 S.
- 17. Masereel F. Die Stadt: 100 Holzchnitte. — Berlin: Verlag Rütten&Loening, 1961. — 103 S.
- 18. McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art. — Tundra Publishing, 1993. — 222 p.
- 19. Spiegelman A. Lynd Ward: God’s Man, Madman’s Drum, Wild Pilgrimage. —– Library of America, 2010. — 812 p.
- 20. Vorms P. Gespräche mit Frans Masereel. — Dresden: Verlag der Kunst, 1967. — 250 S.
- 21. Ward L. Storyteller without Words. The Wood Engravings of Lynd Ward. — New York: Harry N. Abrams Inc., 1974. — 350 p.
- 22. Willett P. The Cutting Edge of German Expressionism: The Woodcut Novel of Frans Masereel and Its Influences // A Companion to the Literature of German Expressionism / Ed. N. Donahue. — Camden House Publishing. 2005. — P. 111–134.
|