Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-17
Заголовок Древние художественные мотивы в итальянских монументах периода от Объединения до последствий Первой мировой войны
Автор email simone.rambaldi@unipa.it
Сведения об авторе Рамбальди, Симоне — Ph. D., доцент. Университет Палермо, Виале делле Шиенца, 15, 90128 Палермо, Италия. simone.rambaldi@unipa.it ORCID: 0000-0002-4148-6057
В рубрике Искусство Нового времени DOI10.18688/aa2212-03-17
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 247259
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 725.945.1 Индекс ББК 85.103(4)
Аннотация

В десятилетия, последовавшие за объединением Королевства Италия, достигнутым в 1861 г. с провозглашением Витторио Эмануэле II королём нового государства, итальянский полуостров покрылся множеством мемориалов. Они были посвящены, прежде всего, чествованию людей, сыгравших ведущую роль в героических деяниях Рисорджименто, но также и памяти о местах, где произошли основные исторические события. Впоследствии итальянское государство продолжило сооружать мемориалы, чтобы отметить другие факты и жертвы, как это произошло в связи с неудачными попытками колонизации на африканской земле, а затем, прежде всего, после Первой мировой войны.

Многие из этих памятников выбором представленных сюжетов и украшающих их фигуративных мотивов демонстрируют вдохновение отдельными образцами художественного репертуара классической древности, и особенно римского мира. Отдельные типологические образцы и иконография, должным образом переработанные, также могли бы соответствовать этим новым праздничным контекстам и усилить их значение. В этом итальянские художники, участвовавшие в создании памятников, продолжили традицию, восходящую в художественной практике западного мира, по крайней мере, к эпохе Возрождения. Но, в отличие от многих других хорошо известных аспектов сохранения классического наследия в современном искусстве, анализу форм и моделей, заимствованных из древности и включенных в памятники, сегодня всё ещё не хватает критического внимания, которого он, несомненно, заслуживает.

Чтобы дать представление об интересе этой области исследований, будет рассмотрен достаточный ряд примеров. Это покажет способы и цели, с помощью которых древние мотивы были воспроизведены в современных памятниках. Памятники выбраны не только среди тех, которые всё ещё видны в итальянских городах, но и среди тех, которые установлены в реальных местах, где произошли события. Помимо специфических местных условий, возрождение древних художественных мотивов всегда хорошо выполняло поставленную перед ним задачу и способствовало распространению этики, которую хотело донести итальянское государство.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Рамбальди С. Древние художественные мотивы в итальянских монументах периода от Объединения до последствий Первой мировой войны // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 247–259. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-17
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Alings R. Die Berliner Siegessäule. Vom Geschichtsbild zum Bild der Geschichte. Berlin, Parthas Publ., 2000. 144 p. (in German).
  • 2. Aloisi Casagrande A. T. Il classicismo nei monumenti commemorativi della Grande Guerra. Gli spazi dei militari e l’urbanistica della città. L’Italia del Nord-Ovest (1815–1918). Roma, Kappa Publ., 2018, pp. 505–519 (in Italian).
  • 3. Barbera P. I monumenti ai caduti in Sicilia: tra Risorgimento, Grande guerra e fascismo. L’architettura della memoria in Italia. Cimiteri, monumenti e città 1750–1939. Milano, Skira Publ., 2007, pp. 333–341 (in Italian).
  • 4. Barbera P. Monumento e città nella Palermo post-unitaria. L’architettura della memoria in Italia. Cimiteri, monumenti e città 1750–1939. Milano, Skira Publ., 2007, pp. 299–305 (in Italian).
  • 5. Batino S. Genus Ionicum. Forme, storia e modelli del capitello ionico-italico. Oxford, BAR Publ., 2006. 348 p. (in Italian).
  • 6. Bellini A. Il monumento alle Cinque Giornate di Milano. Città risorgimentali. Programmi commemorativi e trasformazioni urbane nell’Italia postunitaria. Milano, Angeli Publ., 2012, pp. 21–51 (in Italian).
  • 7. Berggren L.; Sjöstedt L. L’ombra dei grandi. Monumenti e politica monumentale a Roma 1870–1895. Roma, Artemide Publ., 1996. 300 p. (in Italian).
  • 8. Blandi G. Il monumento alla Libertà e ai Caduti. Commemorativo del 27 maggio 1860 e dedicato ai Caduti siciliani in guerra. Palermo, Axon Sicilia Publ., 2002. 119 p. (in Italian).
  • 9. Braccesi L. Archeologia e Poesia 1861–1911. Carducci – Pascoli – D’Annunzio. Roma, L’Erma di Bretschneider Publ., 2011. 275 p. (in Italian).
  • 10. Brice C. Il Vittoriano. Monumentalità pubblica e politica a Roma. Roma, Archivio Guido Izzi Publ., 2005. 472 p. (in Italian).
  • 11. Calì M. A. Il colonnato per il monumento ai caduti di Palermo. Dalla Memoria del Sacrificio alla Celebrazione della Vittoria. La Prima Guerra Mondiale nella Cultura Artistica e Architettonica Siciliana. Palermo, 40due Publ., 2019, pp. 89–102 (in Italian).
  • 12. Canal C. La retorica della morte. I monumenti ai caduti della Grande Guerra. Rivista di storia contemporanea, 1982, vol. 11, no. 4, pp. 659–669 (in Italian).
  • 13. Carraro M. La prima guerra mondiale: monumenti commemorativi e scenari urbani. L’architettura della memoria in Italia. Cimiteri, monumenti e città 1750–1939. Milano, Skira Publ., 2007, pp. 349–355 (in Italian).
  • 14. Carraro M.; Savorra M. (eds.). Pietre ignee cadute dal cielo. I monumenti della Grande Guerra. Venezia, Ateneo Veneto Publ., 2014. 98 p. (in Italian).
  • 15. Ceresa Mori A. (ed.). Le colonne di S. Lorenzo. Storia e restauro di un monumento romano. Modena, Panini Publ., 1989. 208 p. (in Italian).
  • 16. Chioffi L. Columna rostrata C. Duilii (Forum). Lexicon Topographicum Urbis Romae. Roma, Quasar Publ., 1993, vol. 1, p. 309 (in Italian).
  • 17. Cicala V. (ed.). I monumenti a Ricordo delle Battaglie per l’Indipendenza e l’Unità d’Italia. Voghera, Studio Fotografico Vittorio Cicala Publ., 1908. 203 p. (in Italian).
  • 18. Conti F. Aspromonte e Mentana. Memorie divise nell’Italia liberale. Da Custoza a Mentana. Ricasoli e Rattazzi alla sfida del completamento unitario 1866–1867: Proceedings. Firenze, Polistampa Publ., 2017, pp. 341–371 (in Italian).
  • 19. Cutolo F.; Mati A. “Eternare la vittoria attraverso il passato”. La monumentalistica funebre tra classicismo e medievalismo. Le cicatrici della vittoria. Frammenti di storia del primo dopoguerra italiano. Pistoia, I.S.R.Pt Publ., 2019, pp. 85–98 (in Italian).
  • 20. De Grassi M. Gli eroi son tutti giovani e belli. L’immagine del soldato fra retorica e realtà, 1870–1935. Trieste, EUT Publ., 2016. 377 p. (in Italian).
  • 21. Dellapiana E. Eroi e pietà. La monumentalizzazione dei luoghi delle battaglie risorgimentali. Architettura dell’eclettismo. Il dibattito sull’architettura per l’Italia unita, sui quadri storici, i monumenti celebrativi e il restauro degli edifici: Proceedings. Napoli, Liguori Publ., 2011, pp. 113–144 (in Italian).
  • 22. Faruffini A. Storia del monumento delle Cinque Giornate di Milano nel centenario dell’inaugurazione (1895–1995). Milano, Boniardi Grafiche Publ., 1995. 238 p. (in Italian).
  • 23. Fiore A. M. L’ossario di Custoza. L’architettura della memoria in Italia. Cimiteri, monumenti e città 1750–1939. Milano, Skira Publ., 2007, pp. 307–315 (in Italian).
  • 24. Fiore A. M. I sacrari italiani della Grande guerra. L’architettura della memoria in Italia. Cimiteri, monumenti e città 1750–1939. Milano, Skira Publ., 2007, pp. 357–363 (in Italian).
  • 25. Goulaki-Voutira A. Nike. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Zurich; München, Artemis Publ., 1992, vol. 6, no. 1, pp. 850–904 (in German).
  • 26. Griffo C. La Vittoria alata di Mario Rutelli nei monumenti commemorativi: Roma, Aberystwyth, Palermo. Dalla Memoria del Sacrificio alla Celebrazione della Vittoria. La Prima Guerra Mondiale nella Cultura Artistica e Architettonica Siciliana. Palermo, 40due Publ., 2019, pp. 75–88 (in Italian).
  • 27. Hölscher T. Victoria Romana. Archäologische Untersuchungen zur Geschichte und Wesensart der römischen Siegesgöttin von den Anfängen bis zum Ende des 3. Jhs. n. Chr. Mainz am Rhein, von Zabern Publ., 1967. 195 p. (in German).
  • 28. Hölscher T. Die Victoria von Brescia. Antike Plastik, 1970, vol. 10, pp. 67–80 (in German).
  • 29. Isola G. (ed.). La memoria pia. I monumenti ai caduti della prima guerra mondiale nell’area trentino-tirolese. Trento, Dipartimento di scienze filologiche e storiche Publ., 1997. 398 p. (in Italian).
  • 30. Koshar R. From Monuments to Traces. Artifacts of German Memory, 1870–1990. Berkeley; Los Angeles; London, University of California Press Publ., 2000. 352 p.
  • 31. Laura E. G. Le stagioni dell’aquila. Storia dell’Istituto LUCE. Roma, Ente dello Spettacolo Publ., 2000. 432 p. (in Italian).
  • 32. Liberati A. M. La storia attraverso i francobolli tra anniversari e ideologia nell’Italia degli anni Trenta del Novecento. Civiltà romana, 2014, vol. 1, pp. 231–281 (in Italian).
  • 33. Magister S. Arte e politica. La collezione di antichità del Cardinale Giuliano della Rovere nei palazzi ai Santi Apostoli. Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Classe di scienze morali, storiche e filologiche. Memorie, 2002, vol. 14, pp. 387–631 (in Italian).
  • 34. Mauro E. Sul Monumento ai Caduti Siciliani in guerra, Palermo, 1924. Dalla Memoria del Sacrificio alla Celebrazione della Vittoria. La Prima Guerra Mondiale nella Cultura Artistica e Architettonica Siciliana. Palermo, 40due Publ., 2019, pp. 63–74 (in Italian).
  • 35. Mayer K. Mythos und Monument. Die Sprache der Denkmäler im Gründungsmythos des italienischen Nationalstaates 1870–1915. Köln, SH Publ., 2004. 384 p. (in German).
  • 36. Monteleone R.; Sarasini P. I monumenti italiani ai caduti della Grande Guerra. La Grande Guerra. Esperienza, memoria, immagini. Bologna, il Mulino Publ., 1986, pp. 631–662 (in Italian).
  • 37. I monumenti. Calabrese O. (ed.). Italia moderna. Immagini e storia di una identità nazionale, vol. 1: 1860–1900. Dall’unità al nuovo secolo. Milano, Electa Publ., 1982, pp. 26–38 (in Italian).
  • 38. Parisi Presicce C. (ed.). La Lupa Capitolina: Catalogue. Milano, Electa Publ., 2000. 119 p. (in Italian).
  • 39. Pavanello G. (ed.). Canova. Eterna bellezza: Catalogue. Cinisello Balsamo, SilvanaEditoriale Publ., 2019. 367 p. (in Italian).
  • 40. Polito E. Fulgentibus armis. Introduzione allo studio dei fregi d’armi antichi. Roma, L’Erma di Bretschneider Publ., 1998. 256 p. (in Italian).
  • 41. Rosso M. Gli alberi del ricordo: il Parco della Rimembranza di Torino. L’architettura della memoria in Italia. Cimiteri, monumenti e città 1750–1939. Milano, Skira Publ., 2007, pp. 375–383 (in Italian).
  • 42. Salcuni A.; Formigli E. et al. Grandi bronzi romani dall’Italia settentrionale. Brescia, Cividate Camuno e Verona. Bonn, Dr. Rudolf Habelt Publ., 2011. 134 p. (in Italian).
  • 43. Saracco M. Lo Stadio della Vittoria e il Monumento ai Caduti di Macerata: Cesare Bazzani tra monumentalismo e funzionalismo. Il Capitale culturale. Studies on the Value of Cultural Heritage, 2016, vol. 13, pp. 173–201 (in Italian).
  • 44. Savorra M. Le memorie delle battaglie: i monumenti e gli ossari agli eroi caduti per l’Indipendenza d’Italia. L’architettura della memoria in Italia. Cimiteri, monumenti e città 1750-1939. Milano, Skira Publ., 2007, pp. 288–297 (in Italian).
  • 45. Sorgi O.; Giuliano S. La Grande Guerra del 1915–1918 in Sicilia e i monumenti ai caduti. Tipologie e simboli. Dalla Memoria del Sacrificio alla Celebrazione della Vittoria. La Prima Guerra Mondiale nella Cultura Artistica e Architettonica Siciliana. Palermo, 40due Publ., 2019, pp. 55–62 (in Italian).
  • 46. Tedeschi Grisanti G. I “Trofei di Mario”. Il Ninfeo dell’Acqua Giulia sull’Esquilino. Roma, Istituto di Studi Romani Publ., 1977. 85 p. (in Italian).
  • 47. Tobia B. L’Altare della Patria. Bologna, il Mulino Publ., 20112. 144 p. (in Italian).
  • 48. Tobia B. Dal Milite Ignoto al nazionalismo monumentale fascista (1921–1940). Storia d’Italia, Annali 18: Guerra e pace. Torino, Einaudi Publ., 2002, pp. 591–642 (in Italian).
  • 49. Tobia B. Gefallenendenkmäler im liberalen und faschistischen Italien. Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken, 2004, vol. 84, pp. 406–416 (in German).
  • 50. Vidotto V. La vittoria e i monumenti ai caduti. Mélanges de l’École Française de Rome. Italie et Méditerranée, 2000, vol. 112, no. 2, pp. 505–513 (in Italian).
  • 51. Vollkommer R. Pudicitia. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Zurich; München, Artemis Publ., 1994, vol. 7, no. 1, pp. 589–592 (in German).
  • 52. Webb P. A. The Tower of the Winds in Athens. Greeks, Romans, Christians, and Muslims: Two Millennia of Continual Use. Philadelphia, American Philosophical Society Publ., 2017. 172 p.