Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16
Заголовок Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века
Автор email e.skvortsova@spbu.ru
Сведения об авторе Скворцова, Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. e.skvortsova@spbu.ru ORCID: 0000-0003-4867-5915
В рубрике Искусство Нового времени DOI10.18688/aa2212-03-16
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 236246
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.03 Индекс ББК 85.103
Аннотация

В статье рассматривается практика облачения монарха иноземной династии в местный костюм, характерная для композитарных монархий, но осуществлявшаяся и в государствах, не входивших в подобные образования, в случае появления правителя из новой, “чужой” династии. В русскоязычной искусствоведческой историографии эта проблематика не рассматривались. В европейской научной литературе нет обобщающего труда, который бы суммировал результаты, изложенные в статьях, посвящённых, каждая, традиции одной страны. Этот пробел восполняет данная работа, которая, не являясь всеохватной, позволяет увидеть общие механизмы и нюансы различий на примере королевства Венгрии в составе монархии Габсбургов, королевства Польши в составе династического агломерата с Саксонским курфюршеством, королевства Шотландии в составе Великобритании и Испании под властью Бурбонов.

В каждом случае костюм имел социальные особенности. Это могло быть платье знати, близкое одежде иных слоев (Венгрия) или принципиально отличное от неё (Польша), или платье социальных низов, заимствованное знатью (Испания), или же платье социальных низов, ими более не используемое, заимствованное знатью (Шотландия). Однако это всегда костюм, осмыслявшийся как воплощение идентичности, имевший историю, подлинную или придуманную, и непременно остававшийся актуальным для элиты в тот момент. Практика облачения монарха в подобный костюм фиксируется в разных медиа. В XVII в. одним из важнейших среди них становится парадный портрет, декларативность которого соответствует публичности акта облачения в это платье, в котором монарх представал обычно на коронации (Польша, Венгрия) или во время значимых торжеств (Шотландия).

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 21-78-00067, URL: https://rscf.ru/ project/21-78-00067/

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Скворцова Е. А. Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 236–246. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. — Т. 2. — М.: Академия моды, 1993. — 429 с.
  • 2. Миллер А. И. Вместо введения. Национализм как теоретическая проблема (предварительные итоги) // Национализм и формирование наций. Теории – модели – концепции. — М.: [Б. и.], 1994. — С. I–IX.
  • 3. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. — London; New York: Verso, 1983. — 214 p.
  • 4. Backerra Ch. Personal Union, Composite Monarchy and ‘Multiple Rule’ // The Routledge History of Monarchy / Eds. E. Woodacre, L. H. S. Dean, Ch. Jones, R. E. Martin, Z. E. Rohr. — London: Routledge, 2019. — P. 89–111.
  • 5. Biedrońska-Słota B., Molenda M. The Emergence of a Polish National Dress and Its Perception // Eds. C. Aust, D. Klein, Th. Weller. Dress and Cultural Difference in Early Modern Europe. — Berlin; Boston: De Gruyter, 2019. — P. 113–136.
  • 6. Buzási E. Krönungsporträt Ferdinands III. von Justus Sustermans aus dem Jahre 1626. Die Ungarische Tracht als Mittel der Machtrepräsentation bei den Königskrönungen Anfang des 17. Jahrhunderts // Acta Historiae Artium: Academiae Scientiarum Hungaricae. — 2018. — Vol. 59. — No. 1. — S. 189–218.
  • 7. Elliott J.H. A Europe of Composite Monarchies // Past & Present. — 1992. — November. — No. 137. — P. 48–71.
  • 8. Gellner E. Nations and Nationalism. — Ithaca: Cornell University Press, 1983. — 150 p.
  • 9. George IV: Art and Spectacle / Eds. K. Heard, K. Jones. — London: Royal Collection Trust, 2017. — 294 p.
  • 10. Géza G. Die künstlerische Representation der Habsburger-Könige in Ungarn bis 1848 // Kaiser und König: eine historische Reise: Österreich und Ungarn, 1526–1918: Ausstellung im Prunksaal der Österreichischen Nationalbibliothek, 8. März — 1. Mai 2001: Katalog / Hgg. I. Fazekas, G. Ujváry. — Wien: Collegium Hungaricum, Österreichische Nationalbibliothek; Budapest, 2001. — S. 9–18.
  • 11. Hirschi C. The Origins of Nationalism: An Alternative History from Ancient Rome to Early Modern Germany. — Cambridge; New York; Melbourne: Cambridge University Press, 2012. — 241 p.
  • 12. Hobsbawm E. J. E. Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 191 p.
  • 13. Koenigsberger H. G. Dominium regale or Dominium politicum et regale. Monarchies and Parliaments in Early Modern Europe // Politicians and Virtuosi: Essays in Early Modern History / Ed. H. G. Koenigsberger. — London: Continuum International Publishing Group, 1986. — P. 191–217.
  • 14. Martin M. Dairy Queens: Sexuality, Space and Subjectivity in Pleasure Dairies from Catherine de’ Medici to Marie-Antoinette. — Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 2011. — 336 p. — P. 202–206.
  • 15. Norman A.V.B. George IV and Highland Dress. — Review of Scottish Culture. — Vol. 10. — P. 5–15.
  • 16. Noyes D. La Maja Vestida: Dress as Resistance to Enlightenment in Late-18th-Century Madrid // The Journal of American Folklore. — 1998. — Spring [In Modern Dress: Costuming the European Social Body, 17th–20th Centuries] — Vol. 111. — No. 440.
  • 17. Pittock M. Plaiding the Invention of Scotland // From Tartan to Tartanry: Scottish Culture, History and Myth / Ed. I. Brown. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2012. — P. 32–47.
  • 18. Polleroß F. Austriacus Hungariae Rex. Zur Darstellung der Habsburger als ungarische Könige in der frühneuzeitlich en Graphik //“Ez világ, mint egy kert ...”: tanulmányok Galavics Géza tiszteletére / Hgg. O. Bubryák. — Budapest: Gondolat, Művészettörténeti Kutatóintézet, 2010 — S. 63–78.
  • 19. Serfőző S. “Männlich” und mächtig. Die Inszenierung Maria Theresias als Königin von Ungarn auf Staatsporträts // Maria Theresia, 1717–1780: Strategin. Mutter. Reformerin. — Wien: Amalthea Signum Verlag, 2017. — S. 107–111.
  • 20. Serfőző S. Themen und Formen der Repräsentation Maria Theresias in Ungarn // Die Repräsentation Maria Theresias. Herrschaft und Bildpolitik im Zeitalter der Aufklärung / Hgg. W. Telesko, S. Hertel, S. Linsboth. — Wien: Böhlau Verlag, 2020. — S. 311–322. (Schriftenreihe der Österreichischen Gesellschaft zur Erforschung des 18. Jahrhunderts. Bd 19).
  • 21. Smith E. The Ethnic Origins of Nations. — Oxford: B. Blackwell, 1986. — 312 p.
  • 22. Trevor-Roper H. The Invention of Tradition: the Highland Tradition of Scotland // The Invention of Tradition / Eds. E. Hobsbawm, T. Ranger. — Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1983. — P. 15–41.
  • 23. Watt P., Waine R. Wild and Majestic: Romantic Visions of Scotland. — Edinburgh: National Museums Scotland, 2019. — 96 p.
  • 24. Weller Th. “He knows them by their dress”: Dress and Otherness in Early Modern Spain // Dress and Cultural Difference in Early Modern Europe. — Berlin; Boston: De Gruyter, 2019. — P. 52–72.
  • 25. Wendeln M. S. Princess on The Margins: Toward a New Portrait of Madame Elisabeth de France. — Wayne State University Dissertations. — 2015. — 313 p.
  • 26. Zanardi T. Crafting Spanish Female Identity: Silk Lace Mantillas at the Crossroads of Tradition and Fashion // Material Culture Review. — 2013. — No. 77. — P. 139–157.