Заголовок | Карты и путеводители: тиражная графика XVII века в современном искусствознании | ||||||||
Автор | Арутюнян Ю. И. | ArutyunyanJI@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Арутюнян, Юлия Ивановна — кандидат искусствоведения, профессор. Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина, Университетская наб., д. 17, 199034, Санкт-Петербург, Российская Федерация. ArutyunyanJI@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6715-7326 | ||||||||
В рубрике | Искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa2212-03-15 | ||||||
Год | 2022 | Номер сборника | 12 | Страницы | 224–235 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 76.01; 76.03/.09 769.04; 72.01 | Индекс ББК | 85.153 | ||||
Аннотация |
Карты в XVII в. приобретают сложные повествовательные обрамления, изображение сочетается с развёрнутым текстом. Тогда же в европейской издательской практике складывается форма путеводителей разного типа, особое место в их иллюстративных рядах занимают городские виды, представляющие своеобразный тип научной иллюстрации. Графическое оформление карт и путеводителей предполагает сложный компилятивный характер изобразительного ряда, наличие ведут, пейзажных видов, планов, схем, совмещение разных по типу и по стилю гравюр. Выбор визуального ряда предопределён принципом избирательности и иерархии достопримечательностей. Характерными чертами графического оформления карт и путеводителей является узнаваемый характер памятников, обобщённость трактовки и схематизм, непосредственная связь с текстом, диалог визуальной и вербальной составляющих. Преобладает техника офорта. Обобщённость трактовки и отказ от детализации сочетаются с узнаваемостью силуэтов, неизменно вводятся стилистические трансформации, приближение к эстетическим канонам современности. Художник обращается к отражению реалий повседневной жизни, к жанровому подходу в трактовке. Тиражная архитектурная графика XVII в. отражает отношение эпохи к пространству и времени, интерпретируя его в координатах стиля. Масштабный корпус произведений объединён следующими характерными чертами: местность трактуется как совокупность узнаваемых построек; здания классифицируются по типам, вырабатывается единая система художественных приёмов: панорамный характер пространства, чёткость силуэтов, стилистическая адаптация к идеалам современности, склонность к повествовательности – отражение реалий повседневной жизни, наличие стаффажа. Распространён «межжанровый» характер изданий, сочетающих карты, планы, пейзажи, изображения конкретных сооружений, отсутствует единый принцип оформления и однотипный формат, сохраняется практика использования идентичных оттисков для разных изданий. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Арутюнян Ю. И. Карты и путеводители: тиражная графика XVII века в современном искусствознании // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 224–235. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-15 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|