Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-14
Заголовок |
Деятельность Габриэле Палеотти (1522–1597), архиепископа Болоньи, в контексте научной и художественной жизни города в Раннее Новое время |
Автор |
Прикладова М. А. |
email |
M.prikladova@spbu.ru |
Сведения об авторе |
Прикладова, Мария Александровна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. m.prikladova@spbu.ru ORCID: 0000-0002-9751-9516 |
В рубрике |
Искусство Нового времени |
DOI | 10.18688/aa2212-03-14 |
Год |
2022 |
Номер сборника |
12 |
Страницы |
214–223 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
74.01/.09 |
Индекс ББК |
85.1 |
Аннотация |
Вслед за постановлениями Тридентского собора (1545–1563) стремление к регламентации религиозного искусства и вопросы, связанные с сакральными изображениями, их ролью и иконографией святых, оказываются темой ряда европейских трактатов XVI–XVII вв. В статье исследуется деятельность архиепископа Болоньи Габриэле Палеотти, в частности, его труд «Discorso intorno alle immagini sacre e profane» (1582), в контексте научной и художественной жизни города, в которую кардинал был широко вовлечён. Проводятся параллели между деятельностью Г. Палеотти и У. Альдрованди. Попытка со стороны архиепископа строгой регламентации искусства и создания с помощью последнего универсального языка, понятного каждому, не нашла широкой поддержки не только среди мастеров, но и в религиозной среде. Работа, созданная Г. Палеотти, возможно, под влиянием в том числе К. Борромео, была порождением своего времени. Однако стремление к унификации не соответствовало потребностям эпохи, с её тяготением к экспериментам, многообразию художественных направлений, задач и эстетических предпочтений, всё более светской направленностью и желанием свободы самовыражения. В этих условиях деятельность Г. Палеотти, скорее, подводит некоторый итог чаяниям XVI столетия, чем даёт новый импульс развитию искусства в XVII в. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Прикладова М. А. Деятельность Габриэле Палеотти (1522–1597), архиепископа Болоньи, в контексте научной и художественной жизни города в Раннее Новое время // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 214–223. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-14
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Прикладова М. А. Творчество Элизабетты Сирани в контексте болонской художественной жизни середины XVII столетия // История. Историки. Источники. — 2020. — № 1. — С. 1–9.
- 2. Степанов А. В. Чем нам интересно барокко? // Логос. — 2018. — № 4 (125). — С. 187–216.
- 3. Aldrovandi U. Avvertimenti del dottore Aldrovandi…// Trattati d’arte del cinquecento fra manierismo e controriforma. Vol. 2 / Ed. P. Barocchi. — Bari: Gius. Laterza & figli, 1961. — P. 511–517.
- 4. Aldrovandi U. Delle statue antiche, che per tutta Roma, in diversi luoghi, e case particolari si veggono // Le Antichita della citta di Roma / Mauro L. — Venetia: apprezzo Giordano Ziletti, 1556. — P. 115–316.
- 5. Baker-Bates P. Uno nuovo Modo di Colorire in Pietra: Technical Experimentation in the Art of Sebastiano del Piombo // Almost Eternal: painting on Stone and Material Innovation in Early Modern Europe / Eds. P. Baker-Bates, E. Calvillo. — Boston: Brill, 2018. — P. 47–73.
- 6. Bauer A. M., Ceregato A., Delfino M. The Oldest Herpetological Collection in the World: The Surviving Amphibian and Reptile Specimens of the Museum of Ulisse Aldrovandi // Amphibia-Reptilia. — 2013. — № 34 (3). — P. 305–321.
- 7. Bianchi I. La politica delle immagini nell’età della Controriforma. Gabriele Paleotti teorico e committente. — Bologna: Editrice Compositori, 2008. — P. 253.
- 8. Findlen P. E. Museums, Collecting and Scientific Culture in Early Modern Italy: Ph.D. dissertation. — Berkeley, 1989. — P. 627.
- 9. Kristeller P. O. Iter Italicum accedunt alia itinera. A finding list of Uncatalogued or Incompletely Catalogued Humanistic Manuscripts of the Renaissance in Italian Other Libraries. Vol. 5. — London: Warburg Institute, 1990. — P. 642.
- 10. Mauro L. Le Antichita della citta di Roma. Venetia: apprezzo Giordano Ziletti, 1556. — P. 316
- 11. McCuaig W. Carlo Sigonio: The Changing World of the Late Renaissance. — Princeton: Princeton University Press, 1989. — P. 394.
- 12. Monson C. A. Divas in the Convent: Nuns, Music, and Defiance in Seventeenth-Century Italy. — Chicago: The University of Chicago Press, 2012 — P. 272.
- 13. Noyes R. S. AUT NUMQUID POST ANNOS MILLE QUINGENTOS DOCENDA EST ECCLESIA CATHOLICA QUOMODO SACRAE IMAGINES PINGANTUR? Post-Tridentine Image Reform and the Myth of Gabriele Paleotti // The Catholic Historical Review. —2013. — Vol. 99, No. 2. — P. 239–261.
- 14. Olmi G. Bologna nel secolo XVI: una capitale europea della ricerca naturalistica // Crocevia e capitale della migrazione artistica: forestieri a Bologna e bolognesi nel mondo (secoli XV–XVI) / A cura di S. Frommel. — Bologna: Bononia University Press, 2010. — P. 61–80.
- 15. Paleotti G. Discourse on Sacred and Profane Images / Trans. W. McCuag. — Los Angeles: Getty Publications, 2012. — P. 353.
- 16. Prodi P. Il Cardinale Gabriele Paleotti (1522–1597). Vol. I. — Roma: Edizioni di Storia e Letteratura, 1959. – P. 232.
- 17. Prodi P. Il Cardinale Gabriele Paleotti (1522–1597). Vol. II. — Roma: Edizioni di Storia e Letteratura, 1967. — P. 621.
- 18. Prodi P. Introduction // Discourse on Sacred and Profane Images by Gabriele Paleotti / Trans. W. McCuag. — Los Angeles: Getty Publications, 2012. — P. 1–44.
- 19. Prodi P. Ricerche sulla teorica delle arti figurative nella riforma cattolica. — Roma: Edizioni di Storia e Letteratura, 1962. — P. 92.
- 20. Rocco P. The Devout Hand: Women, Virtue, and Visual Culture in Early Modern Italy. — Montreal: McGill-Queen’ Press, 2017. — 278 p.
- 21. Rubinski J. C. Elisabetta Sirani’s Judith with the Head of Holofernes: MA thesis. — Athens, 2008. — 75 p.
- 22. Schraven M. Festive Funerals in Early Modern Italy: the Art and Culture of Conspicuous Commemoration. — New York: Taylor&Francis, 2016. — P. 338.
- 23. Summerscale A. Malvasia’s Life of the Carracci: Commentary and Translation. — Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 2000. — P. 395.
- 24. Thurber T. B. Architecture and Religious Conflict in Late Sixteenth-Century Italy: Pellegrino Tibaldi’s Planned Reconstruction of the Vercelli Cathedral: Ph.D dissertation. — Harvard, 1994. — P. 286.
- 25. Troncelliti L. All’ombra della Controriforma. Dal Discorso di Paleotti alla Ricotta di Pasolini // Italica. — 2007. — Vol. 84, No. 2/3. — P. 548–555.
- 26. Villoslada R. Gabriele Paleotti un obispo de la reforma catolica // Archivum Historiae Pontificiae. — 1968. — Vol. 6. — P. 406–414.
- 27. Volpi C. Pirro Ligorio, Gabriele Paleotti, Ulisse Aldrovandi e la questione delle grottesche: teoria e pratica in un dibattito estetico del 1581 tra Roma e Bologna // Storia dell’arte. — 2016. — No. 143–145. — P. 79–92.
|