Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-65
Заголовок |
Поколение тридцатилетних в современном российском искусстве: особенности кураторской практики и арт-критики |
Автор |
Карлова А. И. |
email |
anastasia-karlova@mail.ru |
Сведения об авторе |
Карлова, Анастасия Ивановна — кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник. Государственный Русский музей, Инженерная ул., д. 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. anastasia-karlova@mail.ru ORCID: 0000-0001-9099-4691 |
В рубрике |
Музей: коллекции, экспозиции и кураторские практики |
DOI | 10.18688/aa2212-09-65 |
Год |
2022 |
Номер сборника |
12 |
Страницы |
814–822 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.036; 7.072 |
Индекс ББК |
85.1(2)6 |
Аннотация |
Исследование было инициировано подготовкой выставки «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее (2021 г.). Была поставлена цель выявить особенности, которые характеризуют выставочные проекты и арт-критику, связанные с репрезентацией и анализом творчества российских художников поколения миллениалов с 2010 по 2020 г. Глубокие изменения в культуре, обусловленные значительным ростом влияния интернета на жизнь общества, рассматриваются как важнейший фактор развития как самого художественного процесса, так и его критики и репрезентации. В области кураторский практики автор выявляет ряд основных тенденций, связанных с тематикой, формами и методами репрезентации. Выделяются следующие особенности: интернет-культура рассматривается в большинстве проектов десятилетия с критических позиций; наиболее актуальными формами выставки становятся тотальная инсталляция, site-specific events и проекты, обладающие качествами иммерсивности; важнейшей составляющей современной выставки становится перформативность. В арт-критике к ключевым тенденциям относятся: переход от вертикальной модели к горизонтальной в связи с ростом влияния интернет-изданий (самоорганизованные платформы, соцсети); изменение формата самого критического текста (смешение жанров, включение мультимедийных объектов в результате медиального поворота в лингвистике); ключевая роль автора как основа критического текста. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Карлова А. И. Поколение тридцатилетних в современном российском искусстве: особенности кураторской практики и арт-критики // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 814–822. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-65
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Боровский А. Д. Разматывая клубок // Леонид Цхэ. Постановки: Каталог выставки / Московский музей современного искусства и NAMEGALLERY. — СПб.: НТ-Принт, 2018. — С. 7–9.
- 2. Боровский А. Д. Силуэты современных художников. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. — 376 с.
- 3. Боровский А. Д. Художники моего времени. Групповой портрет с автором. — СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2018. — 360 с.
- 4. Венкова А. В. Цифровые иммерсивные среды в искусстве: новый антропологический регистр // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2020. — C. 649–655.
- 5. Герасименко П. Алёна Терешко: «Это то, что должно быть со мной» // Masters Journal: интернет-журнал об искусстве и культуре. 2018. URL: http://journal.masters-project.ru/alyona-tereshko-eto-to-chto-dolzhno-byt-so-mnoj (дата обращения: 29.01.2020).
- 6. Ершов Г. Ю. Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Искусствоведение. — 2020. — №. 3. — С. 419–434.
- 7. Киселева Е. И. Иммерсивное искусство как Gesamstkunstwerk в современном музее: инструменты художников и кураторов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова. СПб.: НП-Принт, 2020. — C. 715–727.
- 8. Котломанов А. О. Кризис или депрессия? Комментарий по поводу актуальных проблем арт-критики // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Искусствоведение. — 2015. — № 2. — С. 161–163.
- 9. Левада Ю.А. Заметки о проблеме поколений // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Под ред. Ю. А. Левады, Т. Шанина. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — С. 235–244.
- 10. Манифест Школы активного рисования и перформативного позирования «Север-7» // Зин (самиздатовский журнал) / верстка С. Зубрицкой. Отпечатано в рамках проекта ШАРППС-7. — М.: Галерея REGINA, 2018. — 7 с.
- 11. Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 224 с.
- 12. Словарь терминов московской концептуальной школы / Сост. и автор предисловия А. Монастырский. — М.: AD MARGINEM, 1999. — 223 с.
- 13. Чернявская В. Е. Медиальный поворот в лингвистике: поликодовые и гибридные тексты // Вестник иркутского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 2(23). — С. 122–127.
- 14. Elkins J. What is Interesting Writing in Art History? — Lulu.com, 2017. — 164 p.
- 15. Howe N., Strauss W. Millenials Rising: The Next Great Generation. — New York: Vintage Books, 2000. — 432 p.
- 16. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. — 2001. — Vol. 9, № 5. — P. 3–7.
- 17. Round Table: The Present Conditions of Art Criticism // October. — 2002. — № 100. — P. 200–228.
|