Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-64
Заголовок Традиционное и актуальное в современном академическом искусствоведческом образовании
Автор email grachewasvetlana@yandex.ru
Сведения об авторе Грачева, Светлана Михайловна — доктор искусствоведения, профессор, декан факультета теории и истории искусств. Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17, Российская Федерация, 199034. grachewasvetlana@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3506-5413
В рубрике Музей: коллекции, экспозиции и кураторские практики DOI10.18688/aa2212-09-64
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 802813
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.072.3 + 7.072.2 + 7.011.4+7.011+7.067 Индекс ББК 85.103(2)6
Аннотация

Академические методы обучения истории искусства в ХХ в. строились преимущественно на знаточестве. Находясь в стенах художественного вуза, важно глубоко понимать природу творчества, поэтому кроме изучения теоретических и исторических дисциплин искусствоведы много занимаются рисунком и живописью, имеют уникальную возможность изучать технику и технологию художественных материалов в академических лабораториях и производственных мастерских. В традиционном представлении искусствовед-выпускник Академии художеств — это музейный работник, художественный критик, педагог, эксперт, специалист в области атрибуции. Сейчас границы профессии расширились благодаря появлению институтов кураторства, арт-дилерства, галерейного бизнеса, расширению виртуального пространства и стратегий contemporary art. Современное искусствознание испытывает влияние постмодернистской эстетики и культурологии, философии, новейших технологий, запросов информационно-коммуникационного постоянно меняющегося рыночного общества и пр. Одной из значимых стала также проблема понимания подлинности художественного произведения в условиях тотального репродуцирования и совершенствования виртуальных технологий. Современный мир преподносит неожиданности, чему мы являемся свидетелями. Так, в 2020 г. мы столкнулись с необходимостью перехода на полное дистанционное обучение в связи с пандемией, что имело как свои негативные стороны, так и способствовало развитию новых образовательных идей, породило интересные и неожиданные проекты, охватывающие обширную аудиторию. С другой стороны, в современном мире очевиден процесс угрожающей дискоммуникации, связанный с разрывом между представителями массовой и элитарной культур, между разными слоями общества. Разница не столько между культурами (глобализация делает свое дело), сколько имеет место непонимание между отдельными стратами общества, между возрастными и социальными слоями. В том числе, усилился разрыв прежних связей в цепочке автор-критик-художник. Ситуация в современном мире и искусстве связана с распадом традиционализма и возникновением нетрадиционных структур, это время переоценки прежних ценностей, поиска новых способов трансляции культурного опыта, что ставит перед исследователями и педагогами проблему осмысления и адекватного объяснения происходящих в художественном пространстве новейших процессов и явлений, которые должны найти отражение в искусствоведческом образовании.

В отечественном изобразительном искусстве XXI в. разрабатывается теоретическая концепция критики как особого вида художественно-аналитической и творческой деятельности, выполняющей особые функции. В разные периоды существования художественной критики на первый план выходили те или иные её особенности, что зависело от парадигмы эпохи. Зачастую в современной художественной деятельности функции критика и куратора совмещаются, сливаются воедино. Именно критик и куратор становятся интерпретаторами произведения искусства и от их концепции зависит порой восприятие того или иного художественного явления или события, а в современном мире критики и кураторы очень часто выступают и как создатели художественной арт-акции, и как аналитики, оценивающие явления. Таким образом, расширяются границы искусствоведческой профессии. Она из области научной рефлексии и публицистики превращается в самостоятельное творчество. И критика, и кураторство — это творческие профессии, выполняющие не только задачи экспертизы и оценки, они являются областью художественного творчества, у них есть своя созидательная роль. Более того, современная критика, проникая на поле искусства, становится частью самого искусства. Поэтому в современном культурном пространстве критик и куратор могут быть не менее востребованы, а иногда и ярче реализованы, чем даже художники, обученные в рамках традиционной академической системы.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Грачева С. М. Традиционное и актуальное в современном академическом искусствоведческом образовании // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 802–813. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-64
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Арутюнян Ю. И. Классическое искусство Запада в педагогической и исследовательской практике ФТИИ 1930-х годов // Современные проблемы академического искусствоведческого образования. Материалы международной научной конференции 9–11 октября 2012 г.: Сб. ст. / Науч. ред. и сост. Н. С. Кутейникова, С. М. Грачева. СПб.: Ин-т им. И. Е. Репина, 2018. — C. 69–87.
  • 2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. — С. 384–391.
  • 3. Бойко А. Г. Тектоника формализма в искусствознании периода методологических странностей. О выставках, антологии и дискуссиях второй половины 2010-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — МГУ имени М.В.Ломоносова — СПб.: НП-Принт, 2017. — С. 720–729.
  • 4. Грачева С. М. Границы и горизонты реализма в современной петербургской живописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. Статей. Вып. 10 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — М.: МГУ имени М.В.Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2020. – С. 535–545.
  • 5. Грачева С. М. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. М.: БуксМАрт, 2019. — 368 с.
  • 6. Дмитренко А. Ф., Бахтияров Р. А. Петербургская (ленинградская) художественная школа и современное искусство // Петербургский художник. — 2017. — № 1. — С. 74–90.
  • 7. Искусство без границ. Сборник статей. Памяти Веры Ивановны Раздольской (1923–2015) / Науч. ред. и сост. Т. А. Лопатина, Д. В. Любин. СПб.: Изд-во «Чистый лист», 2018. — 287 с., ил.
  • 8. К юбилею факультета теории и истории искусств Института имени И. Е. Репина. 75 лет. СПб.: Институт им. И. Е. Репина, 2012. — 231с., ил.
  • 9. Комитет по делам искусств о деятельности Академии // За социалистический реализм. 1937. — № 15. —10 июля. — С. 2
  • 10. Леняшин В.А. Единица хранения: русская живопись — опыт музейного истолкования. СПб.: Золотой век, 2014. — 438 с.
  • 11. Лукичева К. История искусства после «Новой истории искусства». URL: //https://magazines.gorky.media/nlo/2011/6/istoriya-iskusstva-posle-novoj-istorii-iskusstva.html (дата обращения: 14.01.2021).
  • 12. Пунин Н. Н. История искусств в художественной школе // За социалистический реализм. — 1936. — № 22. — 20 октября. — С. 4.
  • 13. Ретроспективный сборник научных трудов кафедры зарубежного искусства: к 250-летию Академии художеств. СПб.: Институт им. И. Е. Репина, 2008. — 239 с.
  • 14. Современные проблемы академического искусствоведческого образования. Материалы международной научной конференции 9–11 октября 2012 г.: Сб. ст. / Науч. ред. и сост. Н. С. Кутейникова, С. М. Грачева. СПб.: Институт им. И. Е. Репина, 2018. — 436 c.
  • 15. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института имени И. Е. Репина Российской академии художеств. 1915–2005 / Авт.-сост. С. Б. Алексеева; науч. ред. Ю. Г. Бобров. СПб.: Петрополь, 2007. — 791 с.
  • 16. Gouma-Peterson T., Mathews P. The Feminist Critique of Art History // The Art Bulletin. — Vol. 69. — No. 3. — 1987. — P. 326–357.
  • 17. Holloway C. D. Critical Race Art History // Art Journal. — Vol. 75. — No. 1. — 2016. — P. 89–92.
  • 18. Homer W. I. Visual Culture. A New Paradigm // American Art. — Vol. 12. — No. 1. — 1998. – P. 6–9.
  • 19. Knochel A. D., Patton R. M. If Art Education Then Critical Digital Marking: Computational Thinking and Creative Code // Studies in Art Education. — Vol. 57. — № 1. — 2015). — P. 21–38.
  • 20. Mitchell W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representations. — Chicago and London: The University of Chicago Press, 1994. 445 p.
  • 21. Smith T. The State of Art History: Contemporary art // The Art Bulletin. — Vol. 92. — No. 4. — 2010. — P. 366–383.