Заголовок | К вопросу об архитектурном образе современного археологического музея, содержащего памятники in situ | ||||||||
Автор | Карелин Д. А.; Литвиненко Е. Г. | dmitry.a.karelin@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Карелин, Дмитрий Алексеевич — кандидат искусствоведения, профессор. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корпус 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031. dmitry.a.karelin@gmail.com ORCID: 0000-0002-0846-0381 Литвиненко, Елизавета Геннадьевна — студент магистратуры. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корпус 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031. elizavetarch@mail.ru ORCID: 0000-0003-1231-4851 | ||||||||
В рубрике | Музей: коллекции, экспозиции и кураторские практики | DOI | 10.18688/aa2212-09-60 | ||||||
Год | 2022 | Номер сборника | 12 | Страницы | 750–761 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.01 | Индекс ББК | 85.11 | ||||
Аннотация |
Во второй половине XX в. археологическая и реставрационная науки значительно шагнули вперед. Кроме того, музейное дело и представления о том, как нужно экспонировать памятники, также подверглись изменениям. За последние десятилетия появились музеи, главным экспонатом которых является недвижимый археологический памятник. Представляется, что создание подобных выставочных пространств требует особенных подходов, методов и объёмно-планировочных приёмов, позволяющих максимально удачно экспонировать памятник, обеспечить его сохранность и гармонично скомпоновать внутри здания саму недвижимую археологию, маршрут её осмотра и остальную экспозицию. Мы рассматриваем разнообразные приёмы реконструкции несохранившихся частей памятника и воссоздания его объёмно-пространственных характеристик: от широко известного и применяемого анастилоза до современных уникальных решений, представляющих собой своеобразные ‘научные инсталляции’. Однако наиболее интересным аспектом рассматриваемой темы представляется ответ на вопрос, каким должен быть образ архитектурного пространства, на фоне которого будет восприниматься экспонируемый археологический памятник. Рассмотренные примеры существующих археологических музеев показывают, что их стилистику можно разделить на четыре основных направления: – Освоение наследия, где архитектура археологических музеев содержит цитаты из культур, являющихся основным предметом экспонирования. – Создание неоклассических пространств, не связанных с национальным колоритом предметов, выставляемых в музее. – Очень простая и функциональная модернистская архитектура, которая, по сути, является нейтральный фоном для выставляемых экспонатов. – Образы здания, сформированные за счёт постмодернистских метафор, которые, в данном случае, тесно связаны с неформальным переосмыслением специфики музея и особенностями выставляемой в нём культуры. Основная цель доклада заключается в рассмотрении всех ‘за’ и ‘против’ применения описанных выше подходов к архитектурным решениям археологических музеев. Представляется, что все направления имеют право на существование, а выбор всегда относительно субъективен и зависит от множества факторов, в том числе от специфики музейной экспозиции, объёмно-пространственных характеристик памятника, контекста, окружающего здание музея и так далее. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Карелин Д. А.; Литвиненко Е. Г. К вопросу об архитектурном образе современного археологического музея, содержащего памятники in situ // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 750–761. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-60 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|