Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-59
Заголовок От этикетажа к радиофикации: экспозиция Эрмитажа в период «социалистической реконструкции»
Автор email aefits@eu.spb.ru
Сведения об авторе Ефиц, Андрей Алексеевич — аспирант. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1 А. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187. aefits@eu.spb.ru ORCID: 0000-0001-6151-3975
В рубрике Музей: коллекции, экспозиции и кураторские практики DOI10.18688/aa2212-09-59
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 738749
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 727.7:069 Индекс ББК 79.1; 85.101
Аннотация

В статье анализируются трансформации Эрмитажа в период «социалистической реконструкции» первой половины 1930–х гг. — проводившейся под руководством директора музея Бориса Леграна перестройки экспозиции на базе социально-экономических формаций, подразумевавшей марксистское истолкование произведений и адресованной массовой аудитории. Эти изменения, как правило, расцениваются как превращение музея в инструмент пропаганды и рассматриваются в ряду других репрессивных мер государства по отношению к Эрмитажу в годы так называемой «культурной революции». В данном тексте внедрявшиеся в музее новшества помещаются в транснациональный контекст преобразований художественных музеев: использование этикетажа, комплексное экспонирование разных видов искусств, проекты радиофикации экспозиции и проходившие в Эрмитажном театре музыкальные «выставки-концерты» соотносятся с аналогичными практиками за рубежом. Обзор рецепции деятельности Эрмитажа и других советских музеев показывает, что их эксперименты привлекали внимание музейных деятелей в США и Европе — главным образом, во Франции. Предпринятый в статье анализ дает основание предположить, что практики по внедрению объяснительных материалов в экспозициях художественных музеев СССР оказали влияние на похожие опыты на Западе.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ефиц А. А. От этикетажа к радиофикации: экспозиция Эрмитажа в период «социалистической реконструкции» // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 738–749. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-59
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Барр А. Вот, наконец, популярное искусство! // Открытая левая. 2014. URL: http://openleft.ru/?p=3006 (дата обращения: 01.02.2021).
  • 2. Гинзбург С. Л. Музыка в музее. — Л.: ГЭ, 1934. — 65 с.
  • 3. Глаголев В. П. Концентрация и контраст в историко-революционной экспозиции (на материалах Музея революции СССР за 1930/31 г.) // Советский музей. — 1932. — №2. — С. 18–37.
  • 4. Гриневич К. Э. По нашим музеям (продолжение) // Жизнь искусства. — 1925. — №16. — С. 12–13.
  • 5. Гронская Л. А. Наброски по памяти: Воспоминания. М.: Флинта, 2004. — 173 с. С. 97.
  • 6. Друскин М. С. На полях программы. Открытие концертного сезона в Ленинграде // Советское искусство. – 1934. — 23 октября. — №49. — С. 3.
  • 7. Дубровский А. М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепции истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950 гг.). — Брянск: Изд-во Брянского гос. университета им. акад. И.Г. Петровского, 2005. — 798 с.
  • 8. Иоффе И. И. Выставка французского искусства в Эрмитаже // Советский музей. — 1933. — № 3. — С. 33–41.
  • 9. Иоффе И. И. Французское искусство эпохи разложения феодализма и буржуазной революции: очерк к выставке. — Л.: Ленизогиз, 1932. — 95 c.
  • 10. Казанская Л. В. Эрмитажный театр // Советская музыка. — 1987. — №9. — С. 93–98.
  • 11. Как пользоваться этикетажем. Серия методразработок Политпросветгруппы Государственной Третьяковской Галлереи «В помощь зрителю». Вып. III. — М.: ГТГ, 1932. — 6 с.
  • 12. Круглов К. Л. Эрмитаж. Музей истории культуры и искусства. — М., Л.: Искусство, 1940. — 88 с.
  • 13. Легран Б. В. Социалистическая реконструкция Эрмитажа. — Л.: ГЭ, 1934. — 56 с.
  • 14. Ленинград: путеводитель. Т. 2: Прогулки по городу, музеи, научные учреждения, справочник / Отв. ред. М. Орлов. — М.; Л.: ОГИЗ, 1933. — 634 с.
  • 15. Матвеев В. Ю. Эрмитаж «уединенный», или Выставочная мозаика Эрмитаж. Материалы к истории выставочной деятельности музея: выставки в Эрмитаже и в центрах Государственного Эрмитажа. Т. 1: Основной текст. — СПб.: Славия, 2014. — 593 с.
  • 16. Методическое письмо Главнауки по вопросу о наилучшем выявлении музейных коллекций в отношении обслуживания широких масс (№ 50/001/95 от 18 июля 1928 г.) // Еженедельник народного комиссариата просвещения РСФСР. — 1928. — №31. — С. 21–23.
  • 17. На новом этапе музейного строительства. К постановлению президиума ВЦИК от 1 января 1934 г. о состоянии и задачах музейного строительства в РСФСР // Советский музей. — 1934. — №1. — С. 7–13.
  • 18. Новый Эрмитаж // Литературная газета. — 1934. — 14 сентября. — № 123. — С. 4.
  • 19. О выполнении постановления коллегии от 18 июня 1930 г. 8 февраля 1932 г. // Бюллетень народного комиссариата просвещения РСФСР. — 1932. — № 11. — С. 2–3.
  • 20. О проведении реэкспозиции музеев. 17 января 1933 г., № 100 // Бюллетень народного комиссариата просвещения РСФСР. — 1933. — № 9–10. — С. 15–16.
  • 21. Пиотровский Б. Б. История Эрмитажа. — М.: Искусство, 2000. — 575 с.
  • 22. Политический отчет центрального комитета XVI съезду ВКП (б). Доклад тов. Сталина 27 июня 1930 г. // Правда. — 1930. — 29 июня. — № 177. — С. 1–5.
  • 23. Принципы экспозиции художественных музеев // Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. 1: Протоколы пленарных заседаний 1–5 декабря 1930 г. / Под ред. И. Луппола. — М., Л.: Учгиз, Наркомпрос РСФСР, 1931. — C. 126–130.
  • 24. Силина М. М. «Эмоциональное мышление» и «самоговорящие вещи»: к истории аффекта в советских музеях в 1920–1930–е гг. // Политика аффекта. Музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. — М.: НЛО, 2019. — С. 151–173.
  • 25. Соломаха Е. Ю. В. Ф. Миллер. По документам Архива Эрмитажа // Сообщения Государственного Эрмитажа. — 2006. — Вып. LXIV. — С. 81–84.
  • 26. Соломаха Е. Ю. Продажа шедевров Эрмитажа, годы репрессий // Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1930–1931. Архивные документы / Под ред. М. Пиотровского. — Спб.: Изд-во ГЭ, 2016. — С. 8–55.
  • 27. Сталин И. В. Новая обстановка — новые задачи хозяйственного строительства: Речь на совещании хозяйственников 23 июня 1931 г. // Правда. — 1931. — 5 июля. —№183. — С. 1.
  • 28. Федоров-Давыдов А. А. Советский художественный музей. — М.: Изогиз, 1933. — 90 с.
  • 29. Федоров-Давыдов А. А. Экспозиция художественных музеев. Содоклад // Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. 1: Протоколы пленарных заседаний 1–5 декабря 1930 г. / Под ред. И. Луппола. — М., Л.: Учгиз, Наркомпрос РСФСР, 1931. — С. 75–82.
  • 30. Формы массовой политпросветработы в музее и изучение музейного зрителя // Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. 2: материалы секционных заседаний 1–5 декабря 1930 г. / Под ред. И. Луппола. — М., Л.: Учгиз, Наркомпрос РСФСР, 1931. — С. 15–19.
  • 31. Яворская Н. В. Первый Всероссийский музейный съезд // Н. Яворская. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX–XX веков. — М.: Советский художник, 1987. — С. 53–64.
  • 32. Antal F. Des Musées en Union Soviétique [1932] // Histoire et Critique des Arts. — 1978. — №7–8. — P. 5–13.
  • 33. Bazin G. An Experiment: The Impressionist Museum // Museum International. — 1948. — Vol. 1, Issue 2. — P. 40–45, 101–103.
  • 34. Brecy R. A l’exposition de 1937. Une reconstitution de la Rome antique // L’Action française. — 1937. — 16 octobre. — № 289. — P. 5.
  • 35. Camus M. La vie et l’oeuvre de Vincent Van Gogh, Paris, 1937. Construction, contextualisation et ambitions d’une rétrospective (mémoire de recherche en muséologie). — Paris: École du Louvre, 2014. — 167 p.
  • 36. Chlenova M. On Display: Transformations of the Avant-Garde in Soviet Public Culture, 1928–1933 (Ph. D. Thesis). New York: Columbia University, 2010. — 496 p.
  • 37. Chlenova M. Soviet Museology during the Cultural Revolution: An Educational Turn, 1928–1933 // Histoire@Politique. — 2017. — № 33. URL: https://www.histoire-politique.fr/index.php?numero=33&rub=dossier&item=311 (дата обращения 01.02.2021).
  • 38. Exposition internationale de 1937. Groupe I. Classe III. Musées et expositions. Section I. Muséographie. Quelques salles de la classe III. Salle III. Maquettes de musées types // L’Amour de l’Art. — 1937. — Vol. 18, № 6. — P. 16–21.
  • 39. Fitzpatrick S. Cultural Revolution in Russia 1928–32 // Journal of Contemporary History. — 1974. — Vol. 9, № 1. — P. 33–52.
  • 40. George W. Que pensez vous de l’exposition Van Gogh ? // Beaux-Arts. — 1937. 27 août. — № 243. — P. 1–2.
  • 41. Gsell P. La vérité sur l’U.R.S.S. 1933. V. Le musée de l’Ermitage (Suite) // L’Oeuvre. — 1933. — 27 juillet. — № 6509. — P. 1–2.
  • 42. Guenne J. Que pensez vous de l’exposition Van Gogh ? // Beaux-Arts. — 1937. — 15 octobre. —no. 250. — P. 5.
  • 43. Huyghe R. Le rôle des musées dans la vie moderne // La revue des deux mondes. — 1937. — T. XLI. — P. 775–789.
  • 44. Huyghe R. Les musées en U.R.S.S. // L’Art vivant. — 1934. — №183. — P. 148–149.
  • 45. Huyghe R. Les musées en U.R.S.S. // L’Art vivant. — 1934. — №185. — P. 257–258.
  • 46. Kantor S. Alfred H. Barr, Jr. and the Intellectual Origins of the Museum of Modern Art. Cambridge: MIT Press, 2003. — 496 p.
  • 47. Kimball F. Musées d’art de Pennsylvanie. Statistique des visiteurs d’après leur profession // Mouseion. — 1930. — № 10. — P. 32–43.
  • 48. L’Activité de l’Office International des Musées. – Rapport annuel pour l’exercice 1934–1935 // Mouseion. — 1935. — № 31–32. — P. 233–257.
  • 49. La présentation des collections a l’Ermitage de Moscou // Informations mensuelles : supplément mensuel de Mouseion. — 1934. — № 12. — P. 11–13.
  • 50. La radiophonie au service des musées // Mouseion. — 1931. — № 13–14. — P. 145–146.
  • 51. Lascols E. Le Louvre, musée populaire ? Le musée idéal de René Huyghe dans les années 1930 // Histoire de L’Art. — 2019–2020. — № 84–85. — P. 95–108.
  • 52. Les Cahiers de la République des lettres, des sciences et des arts. — 1931. — No. ХIII. Musées, enquête internationale sur la réforme des galeries publiques. — 392 p.
  • 53. Lemoine J.-G. Musées pour le peuple // L’Echo de Paris. — 1936. — 28 octobre. — №20827. — P. 5.
  • 54. Meyer A., Savoy B. Towards a Transnational History of Museums // The Museum Is Open: Towards a Transnational History of Museums 1750–1940 / Ed. A. Meyer, B. Savoy. — Berlin, Boston: De Gruyter, 2014. — P. 1–16.
  • 55. Muséographie: Architecture et aménagement des musées d’art : Conférence internationale d’études. Madrid 1934. Paris: Société des nations, Office international des musées, Institut international de coopération intellectuelle, 1935. — 522 p.
  • 56. Norman G. The Hermitage: The Biography of a Great Museum. — New York: Fromm International, 1998. — 368 p.
  • 57. Ory P. La Belle Illusion: Culture et politique sous le signe du Front Populaire 1935–1938. Paris: Plon, 1994. — 1033 p.
  • 58. Poncelet F. Regards actuels sur la muséographie d’entre-deux-guerres // CeROArt. — 2008. — № 2. URL: https://journals.openedition.org/ceroart/565 (дата обращения 01.02.2021).
  • 59. Rivière G.-H. 18 nations ont envoyé à Paris 300 millions de francs d’oeuvres d’art // Ce soir. — 1937. — 1 mai. — № 61. — P. 1, 9.
  • 60. Rivière G.-H. Le nouveau destin des musées de France // L’Amour de l’art. — 1937. —№ 3. — P. 71–72.
  • 61. Rossen S. F., Moser C. Primer for Seeing: The Gallery of Art Interpretation and Katharine Kuh’s Crusade for Modernism in Chicago // Art Institute of Chicago Museum Studies. —1990. — Vol. 16, № 1. — P. 6–25, 88–90.
  • 62. Schmit T. Roads to Art in the U. S. S. R. // Parnassus. — 1930. — Vol. 2, №8. — P. 8–12.
  • 63. Staniszewski M.-A. The Power of Display: A History of Exhibition Installations at the Museum of Modern Art. Cambridge, London: The MIT Press, 1998. — 400 p.