Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-58
Заголовок «Избирательная память»: музей и его прошлое
Автор email ilaria.bruni@comune.terracina.lt.it
Сведения об авторе Бруни, Илария — директор. Городской археологический музей Террачины, Пьяцца Муничипио 1, 04019 Террачина (LT), Италия. ilaria.bruni@comune.terracina.lt.it ORCID: 0000-0003-3879-227X
В рубрике Музей: коллекции, экспозиции и кураторские практики DOI10.18688/aa2212-09-58
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 726737
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 069(091) Индекс ББК 85.101.1
Аннотация

«Избирательная память» о прошлом, определение которой заимствовано из когнитивной психологии и неврологии, представляет собой явление, тесно связанное с историей классической археологии, торговли и коллекционирования антиков, особенно как часть итальянской музейной науки, будучи культурно-идеологическим результатом исторических событий XIX и XX вв.

Такое недавно предпринятое тематическое исследование текущего положения музеев, относящихся к субрегиональному району южной части Лацио, области центрально-западной Италии, административным центром которой является Рим, предоставило возможность для компаративного анализа по ряду эстетических и технических показателей: музеологический и музеографический подходы, вопросы управления, выставочный дизайн и коммуникативные стратегии. Красной нитью стало увековечивание ушедших идеологических и пропагандистских символов как ностальгия по прошлому и реактивация исторических, политических и антропологических явлений.

В качестве объекта исследования был выбран Городской археологический музей Террачины, города в 100 км к югу от Рима, с учётом его длительной истории и возможности помочь в изучении развития эволюции музейных локаций и оборудования с момента основания (1894) до сегодняшнего дня благодаря большому фонду фотографий, описей и исторической корреспонденции. Центральной темой критерия отбора археологических материалов для демонстрации с самого начала было то прошлое, о котором было заведомо решено рассказать. Эту «избирательную память» можно идентифицировать по различному обращению с отдельными объектами: одни артефакты вошли в коллекцию и сохранились, другие были рассеяны, некоторые воспринимались как нерепрезентативные и, считаясь недостойными демонстрации или повествования, пылились в хранилищах. Музей последовательно отбирал только некоторые аспекты прошлого своего сообщества, почти полностью связанного с его позднеримским республиканским и имперским периодом. Такое отношение в литературе часто называют «романолатрией» (поклонением Риму). Подобный культ так называемой «белой археологии» исключает из рассмотрения материальную культуру повседневной жизни, доисторическую, протоисторическую, позднеантичную, средневековую и ренессансную фазы, даже в случае, когда они хорошо задокументированы. И встает вопрос: музей — это место забвения или место памяти?

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бруни И. «Избирательная память»: музей и его прошлое // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 726–737. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-58
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Apaydin V. Critical Perspectives on Cultural Memory and Heritage. Construction, Transformation and Destruction. UCL Press Publ., 2020. 336 p. 29 pl.
  • 2. Arnold-de Simine S. Mediating Memory in the Museum: Trauma, Empathy, Nostalgia. Basingstoke, Palgrave Macmillan Publ., 2013. 256 p.
  • 3. Assmann J. Kollektives Gedachtnis und kulturelle Identitat. Assmann J.; Hölscher T. (eds.) Kultur und Gedächtnis. Frankfurt am Main, 1988, pp. 9–19 (in German).
  • 4. Baioni M. Risorgimento in camicia nera. Studi, istituzioni, musei nell’Italia Fascista. Torino, Carocci Publ., 2006. 291 p. (in Italian).
  • 5. Barbanera M. Storia dell’archeologia classica in Italia. Roma; Bari, Laterza Publ., 2015. 248 p. (in Italian).
  • 6. Caprotti F. Destructive Creation: Fascist Urban Planning, Architecture and New Towns. Journal of Historical Geography, iss. 33(3), 2007, pp. 651–679.
  • 7. Conticello B. Il Museo Archeologico di Terracina. Bollettino d’Arte, vol. XLV, IV, 1960, pp. 368–370 (in Italian).
  • 8. Coppola M. R. Terracina. Il museo e le collezioni. Quasar Publ, 1989. 181 p. (in Italian).
  • 9. De Cristofaro A. Per una storia dell’archeologia classica italiana: alcune riflessioni attorno ad un recente libro. Archeologia Classica, iss. LXVII, 2016, pp. 827–865 (in Italian).
  • 10. Di Rosa A. Strutture rupestri di età romana nel territorio di Terracina (Lazio meridionale). Babesch, iss. 93, 2018, pp. 165–208 (in Italian).
  • 11. Dohrn T. Il classicismo come fonte di ispirazione nella collocazione di statue. Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia, vol. XLI, 1968–1969, pp. 229–239 (in Italian).
  • 12. Erll A.; Nünning A. (eds.). A Companion to Cultural Memory Studies. Berlin, New York, De Gruyter Publ., 2010. 441 p.
  • 13. Fiorio M. T. Il museo nella storia. Dallo studiolo alla raccolta pubblica. Milano; Torino, Pearson Italia Publ., 2018 (2011). 247 p. (in Italian).
  • 14. Francescangeli L. Politiche culturali e conservazione del patrimonio storico-artistico a Roma dopo l’Unità. Roma, Viella Publ., 2014. 246 p. (in Italian).
  • 15. Giardina A.; Vauchez A. Il mito di Roma: da Carlo Magno a Mussolini. Roma; Bari, Laterza Publ. 2000. 336 p. (in Italian).
  • 16. Grossi V.; Pasquali M. I.; Malizia R. Il Museo Civico Pio Capponi di Terracina. Storia delIstituto e delle sue collezioni. Terracina, 1998. 543 p. (in Italian).
  • 17. Guidi A. Nationalism without a Nation: The Italian Case. Dìaz-Andreu M.; Champion T. (eds.). Nationalism and Archaeology in Europe. London, 1996, pp. 108–118.
  • 18. Harari M. Etruscologia e fascismo. Athenaeum: Studi di letteratura e Storia dell’antichità, vol. 1–2, 2012, pp 405–418 (in Italian).
  • 19. Kattago S. The Ashgate Research Companion to Memory Studies. Ashgate Publ., 2015. 274 p.
  • 20. Lugli G. Comune di Terracina. Guida del Museo Civico. Roma, Danesi Publ., 1940. 34 p., 17 pl. (in Italian).
  • 21. Malnati L. La passione e la polvere. Milano, La Nave di Teseo Publ., 2021, 216 p. (in Italian).
  • 22. Marcello F. Mussolini and the Idealisation of Empire: The Augustan Exhibition of Romanità. Modern Italy, iss. 16(3), 2011, pp. 223–247.
  • 23. Mattei F.; Pascucci P.; Russo L. (eds.). Guida ai musei e alle collezioni di Roma e del Lazio. Roma, Palombi Publ., 2004. 232 p. (in Italian).
  • 24. Musacchio M. L’archivio della Direzione generale delle antichità e belle arti (1860–1890), Ministero per i Beni Culturali e Ambientali. Ufficio Centrale per i Beni Archivistici. Roma, 1994. 1186 p. (in Italian).
  • 25. Palombi D. Rome 1911. L’Exposition archéologique du cinquantenaire de l’Unité italienne, Anabases, iss. 9, 2009, pp. 71–99 (in Italian).
  • 26. Pearce S. M. On Collecting: An Investigation into Collecting in the European Tradition, London; New York, Routledge Publ., 1995. 456 p.
  • 27. Petrov J. Cross-Purposes: Museum Display and Material Culture. Crosscurrents, vol. 62, iss. 2, 2012, pp. 219–234.
  • 28. Silverio E. L’idea di Roma nel Regno d’Italia sino alla Mostra Archeologica del 1911. Bollettino di Numismatica, Studi e Ricerche, 2014, no. 2, pp. 47–79 (in Italian).
  • 29. Strano C.; Coccia M. I musei locali del Lazio. Bollettino d’arte, Suppl. 30, 1985. 238 p. (in Italian).
  • 30. Stránský Z. Z. Museology as a Science (a Thesis). Museologia, vol. 15, iss. XI, 1980, pp. 33–40.
  • 31. Tobia B. Una cultura per la nuova Italia. Sabbatucci G.; Vidotto V. (eds.). Storia d’Italia, vol. 2, Il nuovo Stato e la società civile. 1861–1887. Roma; Bari, Laterza Publ., 1995, pp. 427–529 (in Italian).