Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-09
Заголовок Византийские иконы и другие сакральные образы в записках Григоровича-Барского
Автор email yuliabuzykina@gmail.com
Сведения об авторе Бузыкина, Юлия Николаевна — докторант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. yuliabuzykina@gmail.com ORCID: 0000-0003-3744-269X
В рубрике Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2212-01-09
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 148166
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2, 75.046 Индекс ББК 85.103(3)
Аннотация

В статье анализируются описания христианских священных изображений из путевых заметок Василия Григоровича-Барского (1701–1747). Для анализа были выбраны католические образы (чумной столп Кошице и Богородица Лоретская) и византийские иконы с необычными характеристиками (недоступность для взгляда, почитание вместе с камнем, укреплённым на обороте, рельеф как техника исполнения). В процессе анализа текста было выявлено, что критическая позиция Василия Барского активизируется при созерцании православных икон, имеющих некоторые необычные черты, тогда как чужие, католические (чумной столб) и недоступные (Богоматерь Киккская, Сайданайская) объекты не вызывают у него желания усомниться в их правомочности, православности и вообще в их физическом присутствии за киотами и покровами. Критикуя увиденное, Барский использует инструменты из риторики и «начал философских», которыми он овладел за годы обучения в Киево-Могилянской академии, дававшей образование, подобное университетскому. Критическому осмыслению он подвергает лишь то, что ему более или менее привычно, а значит, он в состоянии это осмыслить и применить навык. Непривычные объекты удостаиваются нейтрально-доброжелательного описания.

Благодарю фонд Михаила Абрамова за оказанную поддержку.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бузыкина Ю.Н. Византийские иконы и другие сакральные образы в записках Григоровича-Барского // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 148–166. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-09
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Святой горы. — Киев: В тип. Киевопечерской лавры, 1864. 402 с. Второе издание: Архимандрит Антонин Капустин. Заметки поклонника Святой Горы / Предисл. и комм. А. А. Турилова. М.: Индрик, 2017. 368 с.
  • 2. Бузыкина Ю. Н. Архитектурная графика Василия Григоровича-Барского. К вопросу об образцах // Вопросы Всеобщей истории архитектуры. — Вып. 15 (2/2020). — С. 103–116.
  • 3. Бузыкина Ю. Н. Василий Григорович-Барский — первооткрыватель христианской архитектуры Сирии // Российский журнал истории Церкви. — 2020. — № 1(2). — С. 22–34.
  • 4. Бузыкина Ю. Н. Лето 1735 г. на Кипре: путешествие Григоровича-Барского в условиях эпидемии // Российский журнал истории Церкви. — 2020. —1(3). — С. 20–35.
  • 5. Бузыкина Ю. Н. Критикуя святыню. Василий Барский — первый русский исследователь христианского Востока // Российский журнал истории Церкви. — 2020. — № 1(1). — С. 13–21
  • 6. Бусева-Давыдова И. Л. Русская иконопись от Оружейной палаты до Модерна. Поиски сакрального образа. — М.: БуксМАрт, 2019. — 476 с.
  • 7. Введение в историю Церкви. Часть 2: Обзор историографии по общей истории Церкви: Учебное пособие / Под ред. В. В. Симонова. — СПб.: Наука, 2015. — Ч. 2. — 728 с.
  • 8. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — Пг.: Тип. имп. Академии наук, 1915. — Т.2. — 452 с.
  • 9. Лосева О. В. Ираклия Фракийская // Православная энциклопедия. — М. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. 26. — С. 300–304.
  • 10. Никулин М. В. Киево-могилянская Академия // Большая российская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. — Т. 13. — 783 с.
  • 11. Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Жизнь и путешествие Ипполита Вишенского // Пелгримация, или Путешественник Ипполита Вишенского. 1707–1709. / Подг. С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская. — М.: Наука, 2019. — С. 125–244.
  • 12. Письмо де Росси Л. Дюшену от 17 сент. 1885 г. // Correspondance de Giovanni Battista de Rossi et de Louis Duchesne (1873–1894) / Et. P. Saint Roch. — Roma, École française de Rome.— 1995. — P. 732 № 346.
  • 13. Полное собрание постановлений распоряжений ведомству православного исповедания Российской империи. — СПб.: Синод. тип., 1872. — Т. 2, 1722 год. — 685 с.
  • 14. Порфирий (Успенский), епископ. Второе путешествие по Святой Горе Афонской архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1880. — 529 с.
  • 15. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского / Под ред. П. А. Сырку. — СПб. тип. Имп. Акад. наук, 1894. — Т. 1. 1841–1844. — 777 c.
  • 16. Порфирий (Успенский), епископ. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в 1845 году. — Ч. 1, отд. 1–2. — Киев: тип. В. Л. Фронцкевича, 1877. — 386 с.
  • 17. Рансимен С. Восточная схизма: Византийская теократия. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — 239 с.
  • 18. Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции [т. 18]. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 413–427.
  • 19. Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. — СПб.: Тип. В. Киршбаума, в д. Министерства Финансов, на Дворц.площ., 1885. Ч. 1. — 428 с. Репринт: М.: Ихтис, 2004.
  • 20. Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. СПб.: Тип. В. Киршбаума, в д. Министерства Финансов, на Дворц. площ., 1886. Ч. 2. — 345 с. Репринт: М.: Ихтис, 2005
  • 21. Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. — СПб.: Тип. В. Киршбаума, в д. Министерства Финансов, на Дворц. площ., 1886. Ч. 3.— 413 с. Репринт: М.: Ихтис, 2005.
  • 22. Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов святых, в Земле Российской просиявших / Сост. Н. Д. Тальберг. — Джорданвилль; New York: Тип. Преп. Иова Почаевского; The Holy Trinity Monastery, 1951. — 140 с. Репринтное воспроизведение издания. СПб.: Вера, 1997. — С. 535–537.
  • 23. Ткаченко А. А., Попов И. Н., Панченко К. А., Лисовой Н. Н. Иерусалимская Православная церковь // Православная энциклопедия. —М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. 21. — С. 446–500.
  • 24. Четинкая Х. Храм Деир Мар Тума: Римское захоронение, превращенное в церковь, в Саид Наия (Сирия) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 190–195. DOI: 10.18688/aa177-2-20
  • 25. A Pilgrim’s Account of Cyprus: Bars’kyj’s Travels in Cyprus / Ed. A. Grishin . —Altamont; New York, 1996. 114 p.
  • 26. Allam B. Saidnaya. Gift of Glorious Heritage. — Damascus, s.d.
  • 27. Keriaky R. E. Saidnaya – History and Ruins. — Damascus, s.d.
  • 28. Bacci M. A Sacred Space for a Holy Icon: the Shrine of Our Lady of Saydnaya // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси: Сб. / Под ред. А. М. Лидова. — М.: «Прогресс-традиция», 2006. — C. 373–387.
  • 29. Burns R. Monuments de Syrie. Guide historique. — Damascus, 1998. — 317 p.
  • 30. Della Dora V. Light and sight: Vasilij Grigoroich Barskij, Mount Athos and Geographies of Eighteenth-century Russian Orthodox Enlightenment // Journal of Historical Geography. —2016. — Vol. 53. —P. 86–103.
  • 31. Goudard I. La Vierge au Liban. — Bonne Presse, 1908. —536 p.
  • 32. Grimaldi F. Il santuario di Loreto. Sette secoli di storia, arte, devozione — Silvana Publ., 1994. — 256 p. (in Italian).
  • 33. Grimaldi F. La Santa Casa di Loreto e le sue instituzioni. Foligno, 2006, Vol. 1–3. (in Italian).
  • 34. Kolesnyk K. The Strategies of Self-Representation in the Travel Notes of Vasyl Hryhorovych-Bars’ky, MA dissertation. Central European University, Budapest, 2014. (не опубликовано)
  • 35. Meadows I. Barsky’s Cyprus Revisited, 1726–1989. — S.l., 1989. — 87 p.
  • 36. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Leuven: Peeters, 1983. Vol. 3 (1). — 416 p.
  • 37. Pahlitzsch J. Athanasios II, a Greek Orthodox Patriarch of Jerusalem (c. 1231–1244) // Autour de la première croisade / Éd. M. Balard. —Paris, Publications de la Sorbonne, 1996. — P. 465–474.
  • 38. Pentcheva Bissera V. Painting or Relief: The Ideal Icon in Iconophile Writing in Byzantium // Zograf. — 2006–2007. — № 31. — P. 7–14.
  • 39. Personenlexikon zur Christlichen Archäologie: Forscher und Persönlichkeiten vom 16. bis 21. Jahrhundert / Hrsg. S. Heid, M. Dennert. — Regensburg: Schnell und Steiner, 2012. — Bd 1. — 1421 S.
  • 40. Podskalsky G. Η Ελληνική Θεολογία επί Τουρκοκρατίας: 1453–1821, μτφρ. πρωτ. Γεώργιος Μεταλληνός. — Αθήνα: Μορφωτικο Ιδρυμα Εθνικης Τραπεζης, 2005. — 578 σ.
  • 41. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. A Corpus. — Cambridge, 1993–1998. — Vol. 2. — 480 p.
  • 42. Santarelli G. La Santa Casa di Loreto: tradizione e ipotesi. — Loreto, 1994. — 394 p. (in Italian).
  • 43. Stavrou T. G.; Weisensel P. R. Russian Travelers to the Christian East from Twelth to the Twentieth Century. — Ohio: Slavica Publ., 1989. — 925 p.
  • 44. Wick B. A kassai Immaculata-szobor története. — Košice-Kassa: Szent Erzsébet, 1928. — 45 s.
  • 45. Zayyat H. Ta’rikh Saidnāyā. Harissa, 1932.
  • 46. Καζαμία–Τσέρνου Μ. Ι. Ο Αγιος Γεώργιος στην εικονογραφική παράδοση της Ανατολής // Synthesis. — Vol. 4. — № 2. — P. 30–87. URL: https://ejournals.lib.auth.gr/synthesis/article/view/5175 (дата обращения: 24.08.2022).
  • 47. Μυλόνας Π. (ed.). Βασίλη Γκρηγκορόβιτς-Μπάρσκι: τα ταξίδια του στο Άγιον Όρος, 1725–26 και 1744–45. — Thessaloniki, 2009. — 720 σ.
  • 48. Παπάγγελος Ι. Ο άγιος Γεώργιος ο «Αράπης» από την Ηράκλεια // First International Symposium for Thracian Studies «Byzantine Thrace» Image and Character. Περιλήψεις ανακοινώσεων. — Κομοτηνή, 1987. —58 σ.
  • 49. Σάθας Κ. Βιογραφίαι των εν τοις γράμμασι διαλαμψάντων Ελλήνων από της καταλύσεως της Βυζαντινής Αυτοκρατορίας μέχρι της Ελληνικής Εθνεγερσίας 1453–1821 // Νεοελληνική Φιλολογία. — Αθήνα: Τυπογραφείο Τέκνων Ανδρέου Κορομηλά, 1868. — 761 σ.
  • 50. Σωτηρίου Γ. Α. Ἀνάγλυφον ἁγίου Γεωργίου ἐξ Ἡρακλείας τῆς Προποντίδος // Θρακικά. — Τ. 1. — 1928. — Σ. 33–37, πίν. σ. 35.
  • 51. Τσιγαρίδας Ε. Ν. Αναγλυφες εικονες σε ξυλο απο την Καστορια και την περιοχη της // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. ΛΖ΄ (2016). — Σ. 87–106.