Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-05
Заголовок Сходство в глазах смотрящего: византийский портрет в историографии искусства и византийском восприятии
Автор email adashik@gmail.com
Сведения об авторе Адашинская, Анна — Ph. D, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, Москва, ул. Мясницкая, д. 20, Российская Федерация, 101000; участник завершившегося проекта «Историографии искусства в Центральной и Восточной Европе. Исследование с точки зрения взаимозависимых историй» (ArtHistCEE StG-802700), Колледж Новой Европы, Институт перспективных исследований, Страда Плантелор 21, 023971 Бухарест, Румыния. adashik@gmail.com ORCID: 0000-0002-4038-3371
В рубрике Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2212-01-05
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 92109
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2; 7.041 Индекс ББК 85.103(3)
Аннотация

Настоящая статья посвящена проблеме схожести в византийском донорском портрете. Сначала данная проблема рассматривается в Историографии византийской портретной живописи, а затем в современных самим портретам византийских источниках — эпиграммах поэта Палеологовского периода Мануила Фила. В статье рассматриваются два последовательных методологических направления в историографии византийского портрета: первое — традиционные исследования истории искусства, которые видят в портретах объекты и формулируют методы, связанные с изучением стиля, иконографии и исторического контекста. Второе направление, связанное с теориями, разработанными в рамках культурологии, концентрируется на взаимодействии зрителя с изображениями и процессе созерцания как перформативном по своей природе акте. Чтобы понять проблему подобия в данном контексте, статья обращается к теме созерцания искусства в византийских источниках и исследует описание переживаний зрителей в текстах, сопровождающих произведения искусства, надписях-эпиграммах. Как обнаруживается, изображение воспринималось византийцами как парадоксальное по своей природе, одновременно чрезвычайно сходное с природными явлениями и лишенное способности говорить. Статья обращает внимания на два примера сохранившихся византийских портретов с эпиграммами (портрет Нифонта в церкви Христа в Мборье и портрет Деметрия Фатмериса в церкви Св. Пантелеймона в Охриде) и приходит к заключению, что тексты и изображения предлагали смотрящим различные типы информации, которые совместно влияли на зрителя и вызывали его/ее эмоциональную реакцию. Заключительная часть статьи посвящена двум эпиграммам-эпитафиям Мануила Фила (неизвестному великому стратопедарху и некому Сапонопулу). В ней исследуются стратегии, разработанные для облегчения общения между изображениями и смотрящими. В заключении делается вывод о том, что распознавание личности умершего достигалось за счет эмоционального взаимодействия читателя/зрителя с прочитанными или произносимыми текстами и, теоретически, с созерцаемыми изображениями. В этом контексте подобие давало зрителю возможность сочувствовать умершему и помогать ей/ему обрести спасение через поминальные молитвы зрителей.

Эта статья является частью проекта «Историография искусства в Центральной и Восточной Европе. Расследование запутанных историй» (ArtHistCEEStG–802700), получившего финансирование от Европейского исследовательского совета (ERC) в рамках исследовательской и инновационной программы Европейского Союза Starting Grant Horizon 2020.

 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Адашинская А. Сходство в глазах смотрящего: византийский портрет в историографии искусства и византийском восприятии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 92–109. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-05
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Babić G. Les portraits de Dečani représentant ensemble Dečanski et Dušan. Đurić V. (ed.). Dečani I vizantijska umetnost sredinom XIV veka (Dečani and Byzantine Art in the Middle of the 14th Century). Belgrade, SANU Publ., 1989, pp. 273–286 (in French).
  • 2. Babić G. Vladislav on the Founder’s Portrait in the Nave of Mileseva. Đurić V. (ed.). Mileševa u istoriji srpskog naroda (Mileševa in History of the Serbian Nation). Belgrade, SANU Publ., 1987, pp. 9–15 (in Serbian).
  • 3. Bacci M. ‘Pro remedio animae’. Immagini sacre e pratiche devozionali in Italia centrale (secoli XIII e XIV). Pisa, Gisem-ETS Publ., 2000. 508 p. (in Italian).
  • 4. Bacci M. Il pennello dell’Evangelista. Storia delle immagini sacre attribuite a san Luca. Pisa, Edizioni ETS Publ., 1998. 442 p. (in Italian).
  • 5. Bachmann-Medick D. Cultural Turns: New Orientations in the Study of Culture. Berlin, De Gruyter Publ., 2016. 311 p.
  • 6. Bakalova E. Donor Portraits of Tsar Ivan Alexander as an Expression of Political and Religious Ideology of the Epoch. Problemi na izkustvoto, 1985, vol. 4, pp. 45–57 (in Bulgarian).
  • 7. Belting H. Bild und Kult eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. München, C. H. Beck Publ., 2000. 700 p. (in German).
  • 8. Bourbouhakis E. Rhetoric and Performance in Byzantium. Stephenson P. (ed.). The Byzantine World. London; New York, Routledge Publ., 2010, pp. 175–187 (in German).
  • 9. Braounou-Pietsch E. Beseelte Bilder: Epigramme des Manuel Philes auf bildlichen Darstellungen. Wien, Österreichische Akademie der Wissenschaft Publ., 2010. 304 p. (in German).
  • 10. Brooks S. T. Commemoration of the Dead: Late Byzantine Tomb Decoration, Ph. D. Dissertation. New York University, 2002. 484 p.
  • 11. Carr A. W. Donors in the Frames of Icons: Living in the Borders of Byzantine Art. Gesta, 2006, vol. 45, pp. 189–198.
  • 12. Cheynet J.-C. The Byzantine Aristocracy (8th–13th Century). The Byzantine Aristocracy and Its Military Function. London, Variorum Publ., 2006, ch. 1, pp. 1–43.
  • 13. Cvetković B. On the Dynastic Image of the Lazarevići in the Ljubostinja Monastery and the Problem of Dating of the Ljubostinja Murals. Saopštenja, 1995, vol. 27–28, pp. 51–73 (in Serbian).
  • 14. Cvetković B. Portraits in the Nave of Nova Pavlica: Historicism or Political Actuality? Saopštenja, 2006, vol. 35–36, pp. 79–97 (in Serbian).
  • 15. Djurić V. Portraits des souverains byzantins et serbes sur les chrysobulls. Sbornik Filosofskog Fakulteta, 1963, vol. 7–1, pp. 251–272 (in French).
  • 16. Đorđević I. Zidno slikarstvo srpske vlastele u doba Nemanjića (Wall-Paintings of the Serbian Nobility of the Nemanide Era). Belgrade, Filozofski fakultet Publ., 1994.
  • 17. Drakopoulou E. I poli tis Kastoriasti byzantinikaimeta byzantine epochi (12–16 ai.) (The Town of Kastoria in the Byzantine and Postbyzantine Periods (the 12th to 16th Century). Athens, Christianiki Archaiologiki Etaireia Publ., 1991. 252 p. (in Greek).
  • 18. Drpić I. Epigram, Art, and Devotion in Later Byzantium. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2016. 512 p.
  • 19. Drpić I. Painter as Scribe: Artistic Identity and the Arts of Graphē in Late Byzantium. Word&Image, 2013, vol. 29–3, pp. 334–353.
  • 20. Drpić I.; Rhoby A. Byzantine Verses as Inscriptions: the Interaction of Text, Object, and Beholder. Hörandner W.; Rhoby A.; Zagklas N. (eds.). A Companion to Byzantine Poetry. Leiden, Brill Publ., 2019, pp. 430–455.
  • 21. Drpić I. The Patron’s ‘I’: Art, Selfhood, and the Later Byzantine Dedicatory Epigram. Speculum, 2014, vol. 89–4, pp. 895–935.
  • 22. Ducellier A. Observations sur quelques monuments de l’Albanie. L’Albanie entre Byzance et Venise, Xe–XVe siècles. London, Variorum Publ., 1987, ch. 3, pp. 153–207 (in French).
  • 23. Đurić V. Historical Compositions in Serbian Medieval Painting and their Literary Parallels. Zbornik Radova Vizantološkog Instituta, 1964, vol. 8–2, pp. 69–90; 1967, vol. 10, pp. 121–148; 1968, vol. 11, pp. 99–127 (in Serbian).
  • 24. Đurić V. Three Events in the 14th-century Serbian State and Their Echo in Painting. Zbornik za likovne umetnosti, 1968, vol. 4, pp. 87–97 (in Serbian).
  • 25. Folda J. Crusader Art in the Holy Land, From the Third Crusade to the Fall of Acre, 1187–1291. New York, Cambridge University Press Publ., 2005. 714 p.
  • 26. Franses R. Donor Portraits in Byzantine Art: The Vicissitudes of Contact between Human and Divine. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2018. 247 p.
  • 27. Gaehtgens B. The Theory of French Genre Painting and Its European Context. Bailey C. B. (ed.). The Age of Watteau, Chardin and Fragonard. London, Yale University Press Publ., 2003, pp. 40–59.
  • 28. Gaul N. Performative Reading in the Late Byzantine Theatron. Shawcross T.; Toth I. (eds.). Reading in the Byzantine Empire and Beyond. Cambridge, Cambridge University Press, 2018, pp. 215–234.
  • 29. Gedeon M. I. Manouel tou Phile istorika poiemata. Ekklesiastike Aletheia, 1883, vol. 3, pp. 219–220, 246–250, 655–659 (in Greek).
  • 30. Grabar A. L’empereur dans l’art byzantin. Recherche sur l’art officiel de l’empire d’orient. Paris, Les Belles Lettres Publ., 1936. 296 p. (in French).
  • 31. Grabar A. Le portrait en iconographie chrétienne. Revue des Sciences Religieuses, 1962, vol. 36–3, pp. 87–110 (in French).
  • 32. Grozdanov C. Ohridsko zidno slikarstvo 14. veka (Ohrid Mural Painting of the 14th Century). Belgrade, Filozofski fakultet Publ., 1980. 234 p. (in Serbian).
  • 33. Grozdanov C.; Ćornakov D. Historical Portraits in Pološko. Zograf, 1983, vol. 14, pp. 60–67; 1984, vol. 15, pp. 85–93; 1987, vol. 18, pp. 37–42 (in Serbian).
  • 34. Hilsdale C. Byzantine Art and Diplomacy in an Age of Decline. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2014. 412 p.
  • 35. Hilsdale C. The Imperial Image at the End of Exile: The Byzantine Embroidered Silk in Genoa and the Treaty of Nymphaion (1261). Dumbarton Oaks Papers, 2010, vol. 64, pp. 151–199.
  • 36. Hörandner W. Customs and Beliefs as Reflected in Occasional Poetry: Some Considerations. Byzantinische Forschungen, 1987, vol. 12, pp. 235–247.
  • 37. Hostetler B. The Limburg Staurotheke: A Reassessment. Athanor, 2012, vol. 30, pp. 7–13.
  • 38. Hunger H. On the Imitation (Mimesis) of Antiquity in Byzantine Literature. Dumbarton Oaks Papers, 1969, vol. 23–24, pp. 15–38.
  • 39. Hunger H. Schreiben und Lesen in Byzanz: Die byzantinische Buchkultur. München, C. H. Beck Publ., 1989. 174 p. (in German).
  • 40. James L. Introduction. James L. (ed.). Art and Text in Byzantine Culture. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2007, pp. 1–12.
  • 41. James L.; Webb R. “To Understand Ultimate Things and Enter Secret Places”: Ekphrasis and Art in Byzantium. Art History, 1991, vol. 14–1, pp. 1–17.
  • 42. Jeffreys E.; Jeffreys M. Afterword. Reading and Hearing in Byzantium. Shawcross T.; Toth I. (eds.). Reading in the Byzantine Empire and Beyond. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2018, pp. 626–637.
  • 43. Kaharan A. Byzantine Holy Images and the Issue of Transcendence and Immanence: The Theological Background of the Late Byzantine Palaiologan Iconography, Ph. D Thesis. Stockholm University, 2005.
  • 44. Kalopisi-Verti S. Publications of Sophia Kalopissi-Verti. Charikleia D.; Vassiliou A.; Arvaniti S. (eds). En Sofía Mathitéfsantes: Essays in Byzantine Material Culture and Society in Honour of Sophia Kalopissi-Verti, Summertown, Archaeo press Publ., 2019, pp. 7–14.
  • 45. Kitzinger E. Some Reflections on Portraiture in Byzantine Art. Zbornik Radova Vizantološkog Instituta, 1963, vol. 8, pp. 185–193.
  • 46. Kitzinger E.; Ćurčić S. The Mosaics of St. Mary’s of the Admiral in Palermo. Washington, D.C., Dumbarton Oaks Research Library Publ., 1991. 480 p.
  • 47. Korać D. The Canonization of Stefan of Dečani and Changes in the Rulers’ Portraits in Dečani. Đurić V. (ed.). Dečani i vizantijska umetnost sredinom XIV veka (Dečani and Byzantine Art in the Middle of the 14th Century). Belgrade, SANU Publ., 1989, pp. 287–293 (in Serbian).
  • 48. Kubina K. Die enkomiastische Dichtung des Manuel Philes, Ph. D. Dissertation. University of Vienna, 2008.
  • 49. Kubina K. Die enkomiastische Dichtung des Manuel Philes. Form und Funktion des literarischen Lobes in der frühen Palaiologenzeit. Berlin; Boston, Brill Publ., 2020. (in German).
  • 50. Kustas G. Studies in Byzantine Rhetoric. Thessalonike, Patriarchikon Idruma Publ., 1973. 215 p.
  • 51. Lampros S. Byzantine Church in the Village Mborje. Neos Ellēnomnēmōn, 1922, vol. 16, pp. 119–120 (in Greek).
  • 52. Lauxtermann M. Byzantine Poetry from Pisides to Geometres: Texts and Contexts, vols 1–2. Wien, Österreichischen Akademie der Wissenschaften Publ., 2003. 389 p., 431 p.
  • 53. Macrides R.; Magdalino P. The Architecture of Ekphrasis: Construction and Context of Paul the Silentary’s Poem on Hagia Sophia. Byzantine and Modern Greek Studies, 1988, vol. 12, pp. 47–82.
  • 54. Maguire H. Truth and Convention in Byzantine Descriptions of Works of Art. Dumbarton Oaks Papers, 1974, vol. 28, pp. 111–140.
  • 55. Maguire H. The Icons of Their Bodies: Saints and Their Images in Byzantium. Princeton University Press Publ., 1996. 240 p.
  • 56. Marsengill K. Portraits and Icons: Between Reality and Spirituality in Byzantine Art. Turnhout, Brepols Publ., 2013. 463 p.
  • 57. Martini E. (ed.). Manuelis Philae carmina inedita. Neapolis, 1906. 240 p.
  • 58. Miller E. (ed.). Manuelis Philae Carmina Ex Codicibus Escurialensibus, Florentinis, Parisinis et Vaticanis nunc primum edidit, 2 vols. Paris, 1857. 492 p., 528 p.
  • 59. Millet G. Portraits byzantins. Revue de l’art chrétien, 1911, vol. 41, pp. 445–451.
  • 60. Mouriki D. Portraits de donateurs et invocations sur les icônes du XIIIe siècle au Sinaï. Études balkaniques, 1995, vol. 2, pp. 103–135.
  • 61. Mullett M. Preface. 25 Years of Byzantine Letters, Literacy and Literature. Letters, Literacy and Literature in Byzantium. London, Variorum Publ., 2007, pp. 1–12.
  • 62. Mullett M. Rhetoric, Theory and the Imperative of Performance: Byzantium and Now. Jeffreys E. (ed.). Rhetoric in Byzantium: Papers from the 35th Spring Symposium of Byzantine Studies. Aldershot, Ashgate Publ., 2003, pp. 151–171.
  • 63. Negrău E. The Ruler’s Portrait in Byzantine Art a Few Observations Regarding Its Functions. European Journal of Science and Theology, 2011, vol. 7–2, pp. 63–75.
  • 64. Nemykina E. A. Portraits of Ktetors and the Ruling Sovereign in Fresco Ensembles of the Time of Dušan the Strong. Zakharova A.; Maltseva S.; Staniukovich-Denisova E. (eds.). Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 10. Lomonosov Moscow State University; St. Petersburg, 2020, pp. 799–808 (in Russian) DOI: 10.18688/aa200-7-74
  • 65. Panayotidi M. The Question of the Role of the Donor and of the Painter: A Rudimentary Approach. Deltiontes Christianikes Archaiologikes Etaireias, 1993–1994, vol. 17, pp. 143–156.
  • 66. Papadogiannakis N. Studien zu den Epitaphien des Manuel Philes, Ph. D Thesis. Freie Universität Berlin, 1984. 300 p. (in German).
  • 67. Papalexandrou A. Text in Context: Eloquent Monuments and the Byzantine Beholder. Word&Image, 2001, vol. 17, pp. 259–283.
  • 68. Pentcheva B. What is a Byzantine Icon? Constantinople versus Sinai. Stephenson P. (ed.). The Byzantine World. London; NewYork, Routledge Publ., 2010, pp. 265–283.
  • 69. Popović D. The Representation of Rulers over the “Imperial Door” of the Holy Archangels Church near Prizren. Saopštenja, 1994, vol. 26, pp. 25–35 (in Serbian).
  • 70. Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. von Trapp E. (ed.). CD-Version. Wien, Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1976–1996, 2001.
  • 71. Radojčić S. Portreti srpskih hvladara u srednjem veku (Portraits of Serbian Rulers during the Middle Ages). Skoplje, 1934. 106 p. (in Serbian).
  • 72. Rasolkoska-Nikolovska Z. About the Founder Portraits in the Church of the Holy Mother of God in Kučevište. Zograf, 1985, vol. 16, pp. 41–53 (in Serbian).
  • 73. Rasolkoska-Nikolovska Z. About the Rulers’ Portraits in Ljuboten and Their Dating. Zograf, 1986, vol. 17, pp. 45–52 (in Serbian).
  • 74. Rhoby A. Byzantinische Epigramme auf Fresken und Mosaiken. Wien, Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2009. 436 p. (in German).
  • 75. Rhoby A. Inscriptional Poetry. Ekphrasis in Byzantine Tomb Epigrams. Byzantinoslavica, 2011, iss. 69–3, pp. 193–204.
  • 76. Rhoby A. Interactive Inscriptions: Byzantine Works of Art and Their Beholders. Lidov A. (ed.). Spatial Icons. Performativity in Byzantium and Medieval Russia. Moscow, Indrik Publ., 2011, pp. 317–333.
  • 77. Rhoby A. Text as Art? Byzantine Inscriptions and Their Display. Berti I.; Bolle K.; Opdenhoff F.; Stroth F. (eds.). Writing Matters: Presenting and Perceiving Monumental Inscriptions in Antiquity and the Middle Ages. Berlin, De Gruyter Publ., 2017, pp. 265–283.
  • 78. Rhoby A. Poetry on Commission in Late Byzantium (13th–15th Century). Hörandner W.; Rhoby A.; Zagklas N. (eds.). A Companion to Byzantine Poetry. Leiden; Boston, Brill Publ., 2020, pp. 264–234.
  • 79. Saenger P. Silent Reading: Its Impact on Late Medieval Script and Society. Viator, 1982, vol. 13, pp. 367–414.
  • 80. Semoglou A. Contribution à l’étude du portrait funeraire dans le monde byzantin: 14e–16e siècle. Zograf, 1995, vol. 24, pp. 4–41 (in French).
  • 81. Ševčenko N. Close Encounters: Contact between Holy Figures and the Faithful as Represented in Byzantine Works of Art. Guillou A.; Durand J. (eds.). Byzance et les images. Paris, La Documentation française Publ., 1994, pp. 257–285.
  • 82. Ševčenko N. The Representation of Donors and Holy Figures on Four Byzantine Icons. Deltiontes Christianikes Archaiologikes Etaireias, 1994, vol. 17, pp. 157–164.
  • 83. Sideras A. Die byzantinischen Grabreden: Prosopographie, Datierung, Überlieferung. Wien, Österreichischen Akademie der Wissenschaften Publ., 1994. 536 p. (in German).
  • 84. Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, Brill Publ., 1976. 287 p.
  • 85. Talbot A-M. Byzantine Studies at the Beginning of the Twenty-first Century. The Journal of English and Germanic Philology, 2006, vol. 105–1, pp. 25–43.
  • 86. Todić B. About Some Re-painted Portraits in Dečani. Zbornik Narodnog muzeja, 1982, vol. 11–2, pp. 55–67 (in Serbian).
  • 87. Todić B. Representative Portraits of Saint Sava in Medieval Painting. Ćirković S. (ed.). Sveti Sava u srpskoj istoriji i tradiciji (St. Sava in Serbian History and Tradition). Belgrade, SANU Publ., 1998, pp. 225–249 (in Serbian).
  • 88. Tomeković-Reggiani S. Portraits et structures sociales au XIIe siècle. Actes du XVe congrès international d’études byzantines, vol. 2. Athens, 1980, pp. 823–835 (in French).
  • 89. Tsamakda V.; Zimmermann N. (eds.). Privatporträt. Die Darstellung realer Personen in der spätantiken und byzantinischen Kunst. Akten des Internationalen Workshops an der Österreichischen Akademie der Wissenschaften in Wien 14–15 Februar 2013. Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2020. 372 p.
  • 90. Vassilaki M. Female Piety, Devotion and Patronage: Maria Angelina Doukaina Palaiologina of Ioannina and Helena Uglješa of Serres. Spieser J.-M.; Yota E. (eds.). Donation et donateurs dans le monde byzantine. Paris, Desclée de Brouwer Publ., 2012, pp. 221–234.
  • 91. Velmans T. Le Portrait dans l’art des Paléologues. Art et société à Byzance sous les Paléologues. Actes du colloque. Venice, Institut d’Etudes byzantines et post-byzantines Publ., 1971, pp. 91–148 (in French).
  • 92. Vojvodić D. Founders’ Portraits and Representations. Subotić G. (ed.). Hilandar Monastery. Belgrade, SANU Publ., 1998, pp. 249–257 (in Serbian).
  • 93. Vojvodić D. From the Horizontal to the Vertical Genealogical Image of the Nemanjić Dynasty. Zbornik Radova Vizantološkog Instituta, 2007, no. 44, pp. 295–312 (in Serbian).
  • 94. Vojvodić D. Portraits of the First Donors on the Ground Floor of the Žiča Tower. Niš i Vizantija, 2012, vol. 10, pp. 323–339.
  • 95. Vojvodić D. Portraits of Rulers, Church Dignitaries and Nobles in the Nave and Narthex. Đurić V. (ed.). Zidno slikarstvo manastira Dečana (Mural Painting of Monastery of Dečani). Belgrade, SANU Publ., 1995, pp. 265–297 (in Serbian).
  • 96. Webb R. Accomplishing the Picture: Ekphrasis, Mimesis and Martyrdom in Asterios of Amaseia. James L. (ed.). Art and Text in Byzantine Culture. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2007, pp. 13–32.
  • 97. Webb R. Ekphrasis, Imagination and Persuasion in Ancient Rhetorical Theory and Practice. Farnham, Taylor & Francis Publ., 2009. 252 p.
  • 98. West Sh. Portraiture. Oxford, Oxford University Press Publ., 2004. 256 p.