Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-10-67
Заголовок Византия и готика рядом. Стилистическое разнообразие под одной крышей в позднесреднековых храмах Трансильвании
Автор email dragos_nastasoiu@yahoo.com
Сведения об авторе Настасою, Драгош Г. — Ph. D., научный сотрудник. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Старая Басманная, д. 21/4, Москва, Российская Федерация, 105066. dragos.nastasoiu@hse.ru, dragos_nastasoiu@yahoo.com ORCID: 0000-0001-5359-3020
В рубрике Балканские исследования DOI10.18688/aa2212-10-67
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 842855
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.033 Индекс ББК 85.103(3); 85.143(3)
Аннотация

В статье анализируются случаи сосуществования в одной церкви фресок, в которых сочетаются византийский или поствизантийский и готический стили, что было характерно для памятников XIV–XV вв. на территории княжеств Трансильвании и на юго-восточной границе Венгерского королевства. Этот феномен стилистического разнообразия под одной крышей наблюдается на различных фазах в течение длительного и многоэтапного процесса создания храмовой декорации. За этим стояли различные причины. Православные заказчики обычно были более консервативными и весьма привязанными к своим собственным культурным, религиозным и визуальным традициям. Поэтому они заказывали украшение свих церквей западным художникам только тогда, когда невозможно найти мастеров, принадлежавших к их собственной культурной и религозной традиции (например, Халмаджу и Стреи). В отличие от православных, католические заказчики были более гибкими в своих художественных вкусах и чаще были готовы принять альтернативные эстетические решения, предлагавшиеся им бродячими художниками, работавшими в византийской традиции (например, Бунешти, Дырлос, Сынтамария-Орлеа, Шмиг, Валя Лунга и, возможно, Дева и Тыргу Муреш). Особую ситуацию стилистического разнообразия под одной крышей представляют те случаи, когда румынские православные заказчики — несмотря на принадлежность к другой конфессии — использовали свое законное право патронажа над теми католическими храмами, которые находились в их владениях (например, Сынтамария-Орлеа и Реметя). Сильная привязанность православных заказчиков к собственным религиозным и визуальным традициям вела к сосуществованию в одной католической церкви не только фресок с готическими и византийскими или поствизантийскими чертами, но и к появлению надписей на литургических языках обеих конфессий (церковнославянский и латынь). Поскольку в этой статье эстетическое разнообразие анализируется строго с точки зрения стиля живописи, конфессиональные аспекты этого сосуществования будут рассмотрены в другом месте, вкупе с другими транскультурными феноменами, такими как языковое разнообразие, иноконфессиональный патронаж и почитание католических святых христианами восточного обряда.

В данной научной работе использованы результаты проекта «Модели представления прошлого в Средние века и раннее Новое время», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Настасою Д. Г. Византия и готика рядом. Стилистическое разнообразие под одной крышей в позднесреднековых храмах Трансильвании // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 842–855. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-10-67
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Achim V. Convertirea la catolicism a românilor din zona Beiuşului în două documente din 1421. Mediaevalia Transilvanica, 2001–2002, vol. 5–6, no. 1–2, pp. 83–95 (in Romanian).
  • 2. Agrigoroaei V. ‘Pauper Paulus’ şi mănăstirea tainică de la Sântămărie-Orlea. Ars Transsilvaniae, 2014, vol. 24, pp. 183–228 (in Romanian).
  • 3. Balard M. Un document génois sur la langue roumaine en 1360. La Mer Noire et la Romanie génoise. London, Variorum Reprints Publ., 1989, pp. 233–238 (in French).
  • 4. Beke L.; Marosi E.; Wehli T. (eds.). Művészet Zsigmond király korában, 1387–1437. I. Tanulmányok. Budapest, 1987. 514 p. (in Hungarian).
  • 5. Bratu A. Biserica reformată Sf. Fecioară din com. Sîntămărie Orlea (jud. Hunedoara). Repertoriul picturilor murale medievale din România (sec. XIV–1450), vol. 1. Bucharest, Academia Română Publ., 1985, pp. 199–233 (in Romanian).
  • 6. Burnichioiu I. Biserici parohiale şi capele din comitatele Alba şi Hunedoara (1200–1550). Bucharest, UNArte Publ., 2009. 387 p. (in Romanian).
  • 7. Cincheza-Buculei E. L’ensemble de peinture murale de Hălmagiu (XVe siècle). Revue des Études Sud-Est Européennes, 1984, vol. 22, no. 1, pp. 3–25 (in French).
  • 8. Drăgan I. Nobilimea românească din Transilvania, 1440–1514. Bucharest, Editura Enciclopedică Publ., 2000. 466 p. (in Romanian).
  • 9. Drăguţ V. Pictura murală din Transilvania (sec. XIV–XV). Bucharest, Meridiane Publ., 1970. 115 p. (in Romanian).
  • 10. Drăguţ V. Picturile bisericii din Sîntă Mărie Orlea. Buletinul Monumentelor Istorice, 1971, vol. 40, no. 3, pp. 61–74 (in Romanian).
  • 11. Drăguţ V. Arta gotică în România. Bucharest, Meridiane Publ., 1979. 399 p. (in Romanian).
  • 12. Entz G. A középkori Magyarország falfestészetének bizánci kapcsolatairól. Művészettörténeti Értesítő, 1967, vol. 16, no. 4, pp. 241–250 (in Hungarian).
  • 13. Eskenasy V. Hălmagiu, un sat medieval din Ţara Crişului Alb (secolele XIV–XV). Ziridava, 1975, vol. 5, pp. 21–38 (in Romanian).
  • 14. Fabini H. Atlas der siebenbürgisch-sächsischen Kirchenburgen und Dorfkirchen, Bd 1. Heidelberg, Arbeitskreis für Siebenbürgische Landeskunde Publ., 1999. 874 p. (in German).
  • 15. Fabritius-Dancu J. Sächsische Kirchenburgen aus Siebenbürgen. Sibiu, Zeitschrift Transilvania Publ., 1980. 18 p. 75 pl. (in German).
  • 16. Fügedi E. ‘Sepelierunt corpus eius in proprios monasterio’. A nemzetségi monostor. Századok, 1991, vol. 125, no. 3, pp. 35–68 (in Hungarian).
  • 17. Greceanu E. Influenţa gotică în arhitectura bisericilor româneşti de zid din Transilvania. Studii şi Cercetări de Istoria Artei, 1971, vol. 18, no. 1, pp. 33–59 (in Romanian).
  • 18. Grivaud G. Les Lusignan patrons d’églises grecques. Byzantinische Forschungen, 2007, vol. 29, pp. 257–269 (in French).
  • 19. Horwath W. Siebenbürgisch-sächsische Kirchenburgen. Sibiu, Honterus Buchbruderei Publ., 1940. 128 p. (in German).
  • 20. Iványi B. (ed.). A római szent birodalmi széki gróf Teleki család gyömrői levéltára. Szeged, Gr. Teleki Család Gyömrői Ága Publ, 1931. 504 p. (in Hungarian).
  • 21. Jékely Zs. Les ateliers de peinture murale en Transylvanie autour de 1400. Ars Transsilvaniae, 2013, vol. 23, pp. 31–54 (in French).
  • 22. Kalopissi-Verti S. The Murals of the Narthex: The Paintings of the Late Thirteenth and Fourteenth Centuries. Assinou across Time. The Architecture and Murals of the Panagia Phorbiotissa, Cyprus. Washington D.C., Dumbarton Oaks Research Library and Collection Publ., 2012, pp. 115–210.
  • 23. Kerny T. Dokumentumok a magyarremetei falfestményekről. Ars Hungarica, 1999, vol. 27, no. 2, pp. 423–429 (in Hungarian).
  • 24. Kollányi F. A magán kegyúri jog hazánkban a középkorban. Budapest, Athenaeum Publ., 1906. 298 p. (in Hungarian).
  • 25. Kubinyi A. Plébánosválasztások és egyházközségi önkormányzat a középkori Magyarországon. AETAS, 1991, vol. 6 (2), pp. 26–46 (in Hungarian).
  • 26. Landau P. Ius Patronatus: Studien zur Entwicklung des Patronats im Dekretalenrecht und der Kanonistik des 12. und 13. Jahrhunderts. Cologne, Böhlau Publ., 1975. 230 p. (in German).
  • 27. Lángi J.; Mihály F. Erdélyi falképek és festett faberendezések, vol. 2. Budapest, Állami Műemlékhelyreállitási és Restaurálási Központ Publ., 2004. 120 p. (in Hungarian).
  • 28. Magina A. Parohiile catolice din Banat în epoca lui Sigismund de Luxemburg. Analele Banatului. Arheologie-Istorie, 2012, vol. 20, pp. 173–188 (in Romanian).
  • 29. Mardare I. L’ensemble de peinture murale de Hălmagiu (XIVe–XVe siècle). Colloque sur la conservation et la restauration des peintures murales. Suceava-Roumanie, Juillet 1977. Bucharest, Consiliul Culturii şi Educaţiei Socialiste Publ., 1980, pp. 107–111 (in French).
  • 30. Marosi E. (ed.). Magyarországi művészet 1300–1470 körül. Budapest, Akadémiai Publ., 1987, vol. 1, 940 p., vol. 2. 720 p. (in Hungarian).
  • 31. Marosi E.; Tóth M.; Varga L. (eds.). Művészet I. Lajos király korában. Katalógus. Budapest, MTA Művészettörténeti Kutatócsoport Publ., 1982. 405 p., 80 pl. (in Hungarian).
  • 32. Mályusz E. A magyarság és a nemzetiségek Mohács előtt. Magyar művelődéstörténet. Magyar Renaissance. Budapest, Magyar Történelmi Társulat Publ., 1939, vol. 2, pp. 105–125 (in Hungarian).
  • 33. Năstăsoiu D. Gh. The Social Status of Romanian Orthodox Noblemen in Late-medieval Transylvania According to Donor Portraits and Church Inscriptions. Études Byzantines et Post-Byzantines, 2016, vol. 7, pp. 205–264.
  • 34. Năstăsoiu D. Gh. Between Personal Devotion and Political Propaganda: Iconographic Aspects in the Representation of the ‘sancti reges Hungariae’ in Church Mural Painting. Budapest, CEU Publ., 2018. 542 p.
  • 35. Năstăsoiu D. Gh. Painters of Western Training Working for Orthodox Patrons – Remarks on the Evidence of Late-medieval Transylvania. Byzantine and Post-Byzantine Art: Crossing Borders. Art Readings. I – Old Art. Sofia, BAS Institute of Art Studies Publ., 2018, pp. 369–390.
  • 36. Năstăsoiu D. Gh. Byzantine Forms and Catholic Patrons in Late Medieval Transylvania. Eclecticism at the Edges: Medieval Art and Architecture at the Crossroads of Latin, Greek, and Slavic Cultural Spheres (c. 1300–c. 1550). Berlin, De Gruyter Publ., 2021, pp. 77–102.
  • 37. Năstăsoiu D. Gh.; Mihály F.; Kiss L. Mittelalterliche Denkmäler im Tal der Großen Kokel. Kirchen zwischen Mediasch und Schäßburg. Bucharest, ACS Publ., 2021. 415 p. (in German).
  • 38. Panaitescu P. P. ‘Perioada slavonă’ la români şi ruperea de cultura Apusului. Interpretări româneşti. Studii de istorie economică şi socială. Bucharest, Editura Enciclopedică Publ., 1971, pp. 28–49 (in Romanian).
  • 39. Papacostea Ş. Conştiinţa romanităţii la români în evul mediu. Geneza statului în evul mediu românesc. Cluj-Napoca, Dacia Publ., 1988, pp. 222–230 (in Romanian).
  • 40. Pascu Ş. (ed.). Documenta Romaniae Historica. D. Relaţii între ţările române. Volumul I (1222–1456). Bucharest, Academia Română Publ., 1977. 528 p. (in Romanian).
  • 41. Péter K. Tolerance and Intolerance in Sixteenth-century Hungary. Tolerance and Intolerance in the European Reformation. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1996, pp. 249–261.
  • 42. Péter K. Studies on the History of the Reformation in Hungary and Transylvania. Gottingen, Vandenhoeck & Ruprecht Publ., 2018. 216 p.
  • 43. Pop I. A. The Ethno-confessional Structure of Medieval Transylvania and Hungary. Bulletin of the Center for Transylvanian Studies, 1994, vol. 3, no. 4, pp. 1–48.
  • 44. Pop I. A. Nations and Denominations in Transylvania. Tolerance and Intolerance in Historical Perspective. Pisa, Plus Publ., 2003, pp. 111–123.
  • 45. Pop I. A. The Romanians as a Border People during the Middle Ages. Between Slavonianism and Latinity. Eurolimes, 2008, vol. 5, pp. 21–27.
  • 46. Pop I. A. ‘Religiones’ and ‘Nationes’ in Transylvania during the 16th Century: Between Acceptance and Exclusion. Journal for the Study of Religions and Ideologies, 2013, vol. 12, no. 34, pp. 209–236.
  • 47. Popa R. La începuturile evului mediu românesc. Ţara Haţegului. Bucharest, Editura Ştiinţifică şi Enciclopedică Publ., 1988. 323 p. (in Romanian).
  • 48. Porumb M. Arhitectura românească din Transilvania în secolele XIV–XV. Arta din România. Din preistorie în contemporaneitate, vol. 1. Bucharest, Academia Română Publ., 2018, pp. 230–237 (in Romanian).
  • 49. Prioteasa E. D. Western Influences on the Iconography of Medieval Orthodox Painting in Transylvania: Murals in the Sanctuary. Budapest, CEU Publ., 2002. 87 p.
  • 50. Prioteasa E. D. Western and Eastern Themes in the Iconography of the Sanctuary of the Church of Strei. Annual of Medieval Studies at CEU, 2003, vol. 9, pp. 181–196.
  • 51. Prioteasa E. D. Medieval Wall Paintings in Transylvanian Orthodox Churches and Their Donors. Budapest, CEU Publ., 2011. 513 p.
  • 52. Prioteasa E. D. Medieval Wall Paintings in Transylvanian Orthodox Churches. Iconographic Subjects in Historical Context. Bucharest, Academia Română Publ., 2016. 375 p.
  • 53. Radocsay D. Wandgemälde im mittelalterlichen Ungarn. Budapest, Corvina Publ., 1977. 192 p. (in German).
  • 54. Rady M. Voivode and ‘Regnum’: Transylvania’s Place in the Medieval Kingdom of Hungary. Historians and the History of Transylvania. New York, Columbia University Press Publ., 1992, pp. 87–101.
  • 55. Roth V. Geschichte der Deutschen Baukunst in Siebenbürgen. Strasbourg, Hetz & Mündel Publ., 1905. 128 p., 34 pl. (in German).
  • 56. Roth V. Beiträge zur Kunstgeschichte Siebenbürgens. Strasbourg, Hetz & Mündel Publ., 1914. 335 p., 61 pl. (in German).
  • 57. Roth V. Die deutsche Kunst in Siebenbürgen. Berlin, Deutscher Kunstverlag Publ., 1934. 185 p. (in German).
  • 58. Rusu A. A. Ctitori şi biserici din Ţara Haţegului până la 1700. Satu Mare, Muzeul Sătmărean Publ., 1997. 404 p. (in Romanian).
  • 59. Rusu A. A.; Pascu Hurezan G. Biserici medievale din judeţul Arad. Arad, Complexul Muzeal Publ., 2000. 234 p. (in Romanian).
  • 60. Rusu A. A.; Pop I. A.; Drăgan I. (eds.). Izvoare privind Evul Mediu românesc. Ţara Haţegului în secolul al XV-lea (1402–1473). Cluj-Napoca, Dacia Publ., 1989. 328 p. (in Romanian).
  • 61. Rüsz Fogarasi E. The Relationship Town-Church in the Seven Transylvanian Counties from the Beginnings to the Mohács Battle. The Institution of Patronage. Church and Society in Central and Eastern Europe. Cluj-Napoca, European Studies Foundation Publ., 1998, pp. 165–173.
  • 62. Safran L. Language Choice in the Medieval Salento: A Socio-linguistic Approach to Greek and Latin Inscriptions. Zwischen Polis, Provinz und Peripherie. Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2005, pp. 853–882.
  • 63. Safran L. Betwixt or Beyond? The Salento in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Renaissance Encounters. Greek East and Latin West. Leiden, Brill Publ., 2013, pp. 115–144.
  • 64. Szabó T. K. Az őraljaboldogfalvi református templom falképei. Budapest, ELTE Publ., 2007. 157 p., 129 pl. (in Hungarian).
  • 65. Szabó T. K. The Gothic Style Frescoes beneath the Western Gallery of the Church of Sântămărie-Orlea. Caiete ARA, 2013, vol. 4, pp. 107–126.
  • 66. Szakács B. Zs. Saints of the Knights – Knights of the Saints: Patterns of Patronage at the Court of Sigismund. Sigismund von Luxemburg: ein Kaiser in Europa. Tagungsband des internationalen historischen und kunsthistorischen Kongresses in Luxemburg, 8.–10. Juni 2005. Mainz am Rhein, Philipp von Zabern Publ., 2006, pp. 319–330.
  • 67. Szőcs P. L. Private Monasteries of Medieval Hungary (Eleventh to Fourteenth Centuries): A Case Study of the Ákos Kindred and Its Monasteries. Budapest, CEU Publ., 2014. 266 p.
  • 68. Ştefănescu I. D. La peinture religieuse en Valachie et en Transylvanie depuis les origines jusqu’au XIXe siècle. Paris, Paul Geuthner Publ., 1932. 439 p. (in French).
  • 69. Ştefănescu I. D. L’art byzantin et l’art lombard en Transylvanie. Peintures murales de Valachie et de Moldavie. Paris, Paul Geuthner Publ., 1938. 166 p., 56 pl. (in French).
  • 70. Theodorescu R.; Porumb M. (eds.). Arta din România. Din preistorie în contemporaneitate, vol. 1. Bucharest, Academia Română Publ., 2018. 660 p. (in Romanian).
  • 71. Vătăşianu V. Vechile biserici de piatră româneşti din judeţul Hunedoara. Anuarul Comisiunii Monumentelor Istorice pentru Transilvania pe anul 1929. Cluj-Napoca, Cartea Românească Publ., 1930, pp. III–VII, 1–225 (in Romanian).
  • 72. Vătăşianu V. Istoria artei feudale în Ţările Române. Bucharest, Academia Română Publ., 1959. 1017 p. (in Romanian).
  • 73. Voisin L. Francs de Chypre et monastères grecs: le jus patronatus en question. Cahiers du Centre d’Études Chypriotes, 2013, vol. 43, pp. 393–404 (in French).