Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-10-66
Заголовок Церковь Богородицы Захумской близ Охрида. Ретроспективные тенденции поздневизантийской архитектуры
Автор email marika_1096@mail.ru
Сведения об авторе Заворина, Мария Леонидовна — научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024; аспирант. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. marika_1096@mail.ru ORCID: 0000-0003-1652-1006
В рубрике Балканские исследования DOI10.18688/aa2212-10-66
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 824841
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 726.5.03 Индекс ББК 85.113(4)
Аннотация

В статье развернутый стилистический анализ архитектурного решения церкви Богородицы Захумской (1361) дополнен контекстуальным анализом с привлечением имеющихся данных церковной и политической истории Охридской архиепископии и Сербии с 1330-х гг. и до конца XIV в. На основе полученных результатов выдвигается предположение, что Захумская церковь являет пример целенаправленного обращения к значимым раннепалеологовским памятникам Охрида, примыкающим к архитектурной традиции Эпира, а именно — к церкви Богородицы Перивлепты, что могло быть вызвано совпавшим стремлением ктиторов. Для правителя Охрида кесаря Гргура задужбина в эпирско-охридсдкой традиции, вероятно, была монументальной декларацией власти захумской династии в главном городе Охридской архиепископии, для амбициозного епископа Григория — заявлением о возрождении Охрида как духовного центра. Попытка уточнения роли и места Захумской церкви в локальной и региональной архитектурной традиции конца XIII–XIV вв. приводит к постановке концептуальной проблемы, касающейся сущности и конкретных проявлений ретроспективизма в поздневизантийском зодчестве. Ретроспективная тенденция прослеживается в воспроизведении более ранних решений и компилятивности поздневизантийской архитектуры, в ориентации на значимые образцы через цитирование отдельных элементов, и крайне редко — в дословном повторении этих образцов. В этом ряду Захумская церковь представляется интересным примером воспроизведения раннего местного памятника, интерпретированного в русле актуальных стилистических тенденций.

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН на 2022 г., тема 1.1.1.2.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Заворина М. Л. Церковь Богородицы Захумской близ Охрида. Ретроспективные тенденции поздневизантийской архитектуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 824–841. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-10-66
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Атанасовски А. Охридската архиепископија во XIV век // Годишен зборник на Филозофскиот факултет. — 2003. — № 56. — С. 31–46.
  • 2. Благојевић М. Државна Управа у Српским Средњовековним земљама. Београд: Служебни лист CPJ, 2001. — 344 c.
  • 3. Воронин Н. Н. Архитектурный памятник как исторический источник // Советская археология. — 1954. — № 19. — С. 41–76.
  • 4. Воронова А. А. Особенности «византинизации» сербской архитектуры в эпоху короля Милутина (1281–1321) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2017. — Вып. 28. — С. 26–48.
  • 5. Грозданов Ц. Охрид и Охридската архиепископија во XIV век // Историја. — 1980. — Вып. 16.1. — С. 157–187.
  • 6. Грозданов Ц. Охридско зидно сликарство XIV века. Београд: Филозофски факултет; Институт за историју уметности, 1980. — 227 с.
  • 7. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Македония. — М: Индрик, 2000. — 592 с.
  • 8. Заворина М. Л. Эпирская традиция в поздневизантийской архитектуре Северной Македонии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 468–479. DOI: 10.18688/aa2111-04-36
  • 9. Захарова А. В., Дятлова Е. С. О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2020. — Т. 28 — № 2. — С. 46–72. DOI: 10.21638/spbu19.2020.204
  • 10. Захарова А. В., Мальцева С. В. Художественные традиции и церковно-политическая идеология в искусстве Македонии в эпоху создания охридской архиепископии // Византийский временник. —2022. — Т. 106. — С. 174–199.
  • 11. Злоковић М. Старе цркве у областима Преспе и Охрида // Старинар. — 1925. —С. 115–149.
  • 12. Jaнковић M. Епископиjе и митрополије српске цркве у средњем веку. — Београд: Историјски институт у Београду, 1985. — 227 с.
  • 13. Jиречек К. Историја Срба. — Београд: Научна књига, 1952. — 512 с.
  • 14. Кораћ В. Споменици монументалне српске архитектуре XIV века у Повардарjу. Београд: Полиграф, 2003. — 341 с.
  • 15. Мальцева С. В. Пути и формы западноевропейских влияний в архитектуре Сербии XIV–XV веков. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 185–196. DOI: 10.18688/aa166-2-20
  • 16. Мальцева С. В. Особенности храма Пророка Илии в Салониках и проблема региональных направлений в поздневизантийской архитектуре // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве: Сб. статей в честь О. С. Поповой / Ред.-сост. А. В. Захарова, О. В. Овчарова, И. А. Орецкая. — М.: ГИИ, 2020. — С. 232–247.
  • 17. Мальцева С. В. Монастырская архитектура эпохи святых Наума и Климента Охридских в контексте храмового зодчества первого Болгарского царства и архитектурных традиций византийских провинций IX–XI веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 809–828. DOI: 10.18688/aa200-7-75
  • 18. Мальцева С. В., Фрезе А. А. Строительство в Северной Македонии в период возвращения под византийское владычество // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 422–436. DOI: 10.18688/aa2111-04-33
  • 19. Мальцева С. В. Строители Милутина и Душана как проводники имперской идеологии в Македонии. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. — C. 856–881. DOI: 10.18688/aa2212-10-68
  • 20. Милюков П. Н. Христианские древности Западной Македонии // Известия Русского археологического института в Константинополе. 1899. — IV. — Вып. 1 — С. 21–151.
  • 21. Миљковић Б. Нарочито поштоване иконе у средњовековној Србији // Зограф. — 2020. — № 44. — С. 127–156.
  • 22. Михалић Р. Крај Српског царства. — Београд: Српска књижевна задруга, 1975. — 325 с.
  • 23. Немыкина Е. А. Имперская идеология в задужбинах Душана Сильного и его вельмож в Македонии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 492–500. DOI: 10.18688/aa2111-04-38
  • 24. Новаковић С. Законски споменици Српских држава средњега века. — Београд: Српска краљевска академија, 1912. — 912 с.
  • 25. Радојичић Ђ. Сп. Ко је подигао манастир Заум? // Историјски преглед. — 1954. — № 1. — С. 44–46.
  • 26. Снегаров И. История на Охридската архиепископия. Т. 1. От основаването й до завладяването на Балканския полуостров от турците. София: Акад. изд. «М.Дринов», 1995. — 347 с.
  • 27. Спремић М. Деспот Ђурађ Бранковић и његово доба. Београд: Српска књижевна задруга, 1994. — 859 с.
  • 28. Суботић Г. Свети Константин и Jелена у Охриду. Београд: Филозовски факултет у Београду – Институт за историjу ументности, 1971. — 144 с.
  • 29. Томоски Т. Прилог кон топографијата на Климентова епархија // Историја. — 1980. — Вып. 16.1. — С. 149–158.
  • 30. Ферјанчић Б. Севастократори и кесари у Српском царству // Зборник Филозофског факултета. — 1970. — XI–I. — С. 255–269.
  • 31. Шуица М. О кесару Гругу // Зборник радова Византолошког института. — 1995. —№ 34. — С. 153–172.
  • 32. Шупут М. Манастри Бањска. — Београд: Республички завод за заштиту споменика културе, 2004. — 48 с.
  • 33. Bogdanović J. Regional Developments in Late Byzantine Architecture and the Question of ‘Building Schools’: An Overlooked Case of the Fourteenth-Century Churches from the Region of Skopje // Byzantinoslavica. — 2011. — Vol. 69/1–2. — P. 219–266.
  • 34. Bogevska-Capuano S. Grégoire de Dévolis: carrière et réseaux d’un évêque du XIVe siècle // Patrimonium. MK. — 2016. — Year 9, № 14. — P. 125–138.
  • 35. Buchwald H. Retrofit – Hallmark of Byzantine Architecture? // Form, Style and Meaning in Byzantine Architecture. Aldershot: Ashgate Variorum, 2001. — VIII. — Р. 1–22.
  • 36. Buchwald H. The Concept of Style in Byzantine Architecture // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. — 1986. — Vol. 36. — P. 303–316.
  • 37. Ćirić J. Brick Substance at Zaum Church in Ohrid // Patrimonium. MK. — 2013. — Year 6, № 11. — P. 99–109.
  • 38. Čurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Süleyman the Magnificent. New Haven, London: Yale University Press, 2010. — 913 р.
  • 39. Čurčić S. The Epirote Input in the Architecture of Byzantine Macedonia and of Serbia Around 1300 // Αφείρομα στον ακαδημικού Παναγιώτη Λ. Βοκοτοπούλου. Αθηνα, 2015. — P. 127–140.
  • 40. Hallensleben H. Die architekturgeschichtliche Stellung der Kirche Sv. Bogorodica Peribleptos (Sv. Kliment) // Musée Archéologique de Macédoine. Recueil des Travaux. — Vol. 6/7. — 1967–1974. — S. 297–316.
  • 41. Kazhdan A. Caesar // The Oxford Dictionary of Byzantinium. — Vol. 1. — New York: Oxford University Press, 1991. — 728 p.
  • 42. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine architecture. 4th ed. (revised by R. Krauthheimer and S. Ćurčić). New Haven, London, 1986. 553 p.
  • 43. Papazotos Th. The Identification of the Church of ‘Profitis Elias’ in Thessaloniki // Dumbarton Oak Papers. — 1991. — Vol. 45. — P. 120–127.
  • 44. Soulis G. The Serbs and Byzantium During the Reign of Tsar Stephen Dušan (1331–1355) and His Successors. Washington: Dumbarton Oaks Library and Collection, 1984. — 353 p.
  • 45. Trkulja J. Aesthetics and Symbolism of Late Byzantine Church Façades, 1204–1453. — Princeton, 2004. — 378 р.
  • 46. Vocotopoulos P. Church Architecture in the Despotate of Epirus: The Problem of Influences // Зограф. — Београд, 1998–99. — № 27. — С. 72–92.
  • 47. Zavorina M. L. Palaeologan Architecture on the Byzantine Periphery: The Case of Ohrid // Niš and Byzantium. — 2022. — Vol. 20. — P. 305–322.
  • 48. Βελένης Γ. Η βυζαντινή αρχιτεκτονική της Θεσσαλονίκης. Αισθητική προσέγγιση // Αφιέρωμα στη μνήμη του Σωτήρη Κίσσα. — Θεσσαλονίκη, 2001. — Σ. 1–25.
  • 49. Καπώνης Ν. Η Nαοδομική αρχιτεκτονική του δεσποτάτου της Ηπείρου: την περίοδο της δυναστείας των Κομνηνών Αγγέλων (1204–1318). Αγρίνιο, 2005. — 447 σ.
  • 50. Μαμαλούκος Στ., Σδρόλια Στ. Το αρχικό καθολικό και ο παλαιός περίβολος της Μονής Στομίου // Άγιος Δημήτριος Στομίου: Ιστορία – τέχνη – ιστορική γεωγραφία του μοναστηριού και της περιοχής των εκβολών του Πηνειού. Επιμ. Στ. Γουλούλης – Στ. Σδρόλια. Λάρισα, 2010. — Σ. 93–106.
  • 51. Παπαζώτος Θ. Η Βέροια και οι ναοί της (11ος – 18ος αι.). Αθήνα: Υπουργείο Πολιτισμού, 1994. — 468 σ.