Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-54
Заголовок Понятие телесности в рецепции представителей феноменологии архитектуры
Автор email s.petrushikhina@gmail.com
Сведения об авторе Петрушихина, Светлана Владимировна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, ул. Пречистенка, д. 21, Москва, Российская Федерация, 119034. s.petrushikhina@gmail.com ORCID: 0000-0002-1584-8616
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa2212-07-54
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 674685
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.01 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Статья посвящена осмыслению понятия телесности в рамках феноменологического направления архитектурной теории. Его последователи считают, что архитектура должна быть ориентирована на субъекта, вызывать у него эмоциональный отклик и формировать комфортную для него среду, согласующуюся с особенностями места. По этой причине феноменология архитектуры имеет дело с чувственными переживаниями образа архитектуры и утверждает необходимость непосредственного контакта человека с сооружением.

Основное внимание сконцентрировано на трудах современных зарубежных теоретиков — Юхани Палласмаа, Альберто Перес-Гомеса, Стивена Холла. В статье проанализированы представления о телесности, определены её философские основания. Выявлена специфика трактовки телесности в работах современных представителей феноменологии архитектуры. Их трактовка телесности сформировалась под влиянием гештальт-психологии, теории вчувствования и феноменологической философии. Перечисленные теоретики экстраполируют идеи Мориса Мерло-Понти на сферу архитектурной теории. Они считают, что телесное восприятие «феноменов» здания (пространства, времени, свойств материалов), обеспечивает примитивное, дотеоретическое основание, необходимое для понимания архитектурной образности и значения.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Петрушихина С. В. Понятие телесности в рецепции представителей феноменологии архитектуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 674–685. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-54
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию — СПб.: Владимир Даль. 2004 — 399 с.
  • 2. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое: включая рабочие записи — Минск: И. Логвинов, 2006. — 400 c.
  • 3. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия — СПб.: Ювента; Наука, 1999. — 603 с.
  • 4. Невлютов М. Р. Феноменологические основания архитектуры Стивена Холла // Academia. Архитектура и строительство. — 2015. — № 4. — С. 69–76.
  • 5. Невлютов М. Р. Феноменологические концепции в теории архитектуры / дис. … канд. архитектуры. — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2021. — 170 с.
  • 6. Палласмаа Ю. Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия. — М: Классика-XXI, 2013. — 176 с.
  • 7. Степанов М. А. Образ мышления тела: к эпистемологии Дитмара Кампера: дис. … к. ф. н. — СПб.: СПбГУ, 2010 — 153 с.
  • 8. Чикин А. А. Проблема телесности в феноменологии: Э. Гуссерль и М. Мерло-Понти: дис. … к. ф. н. — М: ИФ РАН, 2014. — 233 с.
  • 9. Beitz R. Merleau-Ponty and the Constitution of the Body in Architectural Phenomenology. URL: https://www.academia.edu/31118514/Merleau_Ponty_and_the_Constitution_of_the_Body_in_Architectural_Phenomenology (дата обращения: 14.08.2021)
  • 10. Frampton K. Intimations and Tactility Excerpts from a Fragmentary Polemic // Artforum. — 1981. — No. 19. URL: https://www.artforum.com/print/198103/intimations-and-tactility-excerpts-from-a-fragmentary-polemic-38945 (дата обращения: 28.08.2020)
  • 11. Frampton K. Corporeal Experience in the Architecture of Tadao Ando // Body and Building: Essays on the Changing Relation of Body and Architecture. — Cambridge, MA: The MIT Press, 2002. — P. 304–319.
  • 12. Gallagher S. Lived Body and Environment // Lived Body and Environment. Research in Phenomenology. — No. 16. — 1986. — P. 139–170.
  • 13. Holl S. Intertwining — New York: Princeton Architectural Press, 1996. — 172 p.
  • 14. Holl S. Parallax. — Basel: Birkhäuser, 2000. — 384 p.
  • 15. Holl S., Pallasmaa J., Perez-Gomez A. Questions of Perception: Phenomenology of Architecture. — San Francisco: William Stout Publishers, 2006. — 155 p.
  • 16. Otero-Pailos J. Architecture’s Historical Turn: Phenomenology and the Rise of the Postmodern. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 2010. — 356 p.
  • 17. Pallasmaa J. The Eyes of the Skin. — Chichester: John Wiley & Sons, 2005. — 80 p.
  • 18. Perez-Gomez A. Architecture and the Crisis of Modern Science. — Cambridge, МА: The MIT Press, 1984. — 400 p.
  • 19. Perez-Gomez A. Built upon Love: Architectural Longing after Ethics and Aesthetics. — Cambridge, MA: The MIT Press, 2008. — 260 p.
  • 20. Reza Shirazi M. Towards an Articulated Phenomenological Interpretation of Architecture: Phenomenal Phenomenology. — London: Routledge, 2014. — 216 p.
  • 21. Seamon D. Phenomenology, Place, Environment, and Architecture: A Review // Theoretical Perspectives in Environment-Behavior Research / Eds. S. Wapner, J. Demick, T. Yamamoto, H. Minami. — New York: Plenum, 2000. — P. 157–178.
  • 22. Sirowy B. Phenomenological Concepts in Architecture. Towards A User-Oriented Practice / Ph.D. Thesis. — Oslo, The Oslo School of Architecture and Design, 2010. —295 p.
  • 23. Vesely D. Architecture in the Age of Divided Representation. — Cambridge, МА: The MIT Press, 200. — 524 p.