Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-53
Заголовок Деавтономия постчеловеческого воображения: новые направления в теории искусства
Автор email Michail.stepanov@gmail.com
Сведения об авторе Степанов, Михаил Александрович — кандидат философских наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, ул. Большая Морская, д. 18, 191186, Санкт-Петербург, Российская Федерация; старший научный сотрудник центра фундаментальных исследований культуры, Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, пр. Космонавтов, д. 2, Москва, Российская Федерация, 129366. Michail.stepanov@gmail.com ORCID: 0000-0002-8793-5874
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa2212-07-53
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 663673
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 18, 7.01 Индекс ББК 85
Аннотация

В статье раскрывается проблема деавтономии как сущностной черты произведения искусства. В этом понятии фиксируется принципиальная «неавтономность» существования искусства, ситуативность действий, взаимозависимость контекстов, взаимопроникновение и взаимосвязь сред. Эта проблема приобретает всё большее значение в технологической реальности, как связывающей, так и разобщающей элементы мира, что находит своё отражение в искусстве и требует теоретического осмысления.

Воплощение объектов цифровой реальности в физической среде, как экранных образов, так и картин, инсталляций, скульптур и иных сложных объектов, требует обновлённого теоретического подхода. Становится очевидна взаимосвязь сложной экосистемы постоянной материальной трансформации объектов. Человек «делегировал» машинам многие способности, в том числе и «интеллект» — в нейросетях. Взгляд камеры уже не привязан к точке зрения субъекта. Это пристальный взгляд (gaze), но пристальный взгляд «объекта», который интериоризируется в нашу собственную субъективность, становясь нашим видением, настолько, что для поддержания этой системы больше не требуется никакого надзирателя. Это процесс становления постчеловеческого воображения.

В современной художественной практике подвергается сомнению человеческая «автономная способность к действию» или «agency», недостаточно точно передаваемая на русский язык как «агентность», поскольку при таком калькировании предполагается некое представительство, делегирование полномочий и т. д. Меняется угол зрения, ставится вопрос не о реалистичности действия, а о том, кто или что является его источником. Речь должна вестись не о представительстве и делегировании, а о субъектности нечеловеческого.

Постчеловеческое воображение основывается на телесности, имеющей опыт взаимодействия со складывающейся техногенной визуальностью и цифровой материальностью, когда опыт видения и мышления машин становится человеческим эстетическим опытом.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Степанов М. А. Деавтономия постчеловеческого воображения: новые направления в теории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 663–673. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-53
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бергер Д. Искусство видеть. — М.: Клаудберри, 2012. — 184 с.
  • 2. Венкова А. В. Пространственные энвайронменты в современном искусстве // Международный журнал исследований культуры. — 2018. — № 3 (32). — С. 209–219.
  • 3. Венкова А. В. Цифровые иммерсивные среды в искусстве: новый антропологический регистр. // Актуальные проблемы теории и истории искусства. —2020. — № 10. — С. 649–655. DOI: 10.18688/aa200-4-60
  • 4. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб.: Мифрил, 1994. — 426 с.
  • 5. Джонс К. А. Художественное применение кибернетических существ // Искусственный интеллект — надежды и опасения / Под ред. Дж. Брокмана. — М.: Изд-во АСТ, 2020. — С. 343–358.
  • 6. Карпенко А. С. Контрфактуальное мышление // Логические исследования. — 2017. — Т. 23. — № 2. —С. 98–122. DOI: 10.21146/2074-1472-2017-23-2-98-122
  • 7. Мортон Т. Гиперобъекты: философия и экология после конца мира / Пер. с англ. — Пермь: Гиле пресс, 2019. — 284 c.
  • 8. Обрист Х.-У. Сделать незримое зримым: ИИ и искусство. // Искусственный интеллект — надежды и опасения / Под ред. Дж. Брокмана. — М.: Изд-во АСТ, 2020. — С. 280–295.
  • 9. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. —Вып. 23. — М: Три квадрата, 2019. — 184 с.
  • 10. Скотт Дж. Искусство быть неподвластным: Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии / пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2017. — 568 c.
  • 11. Опыты нечеловеческого гостеприимства: Антология / Под ред. М. Крамара, К. Саркисова. — М.: V-A-C press, 2018. — 336 с.
  • 12. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. — СПб.: «Академический проект», 1999. — 394 с.
  • 13. Панофский Э. Этюды по иконологии. — СПб: Азбука-классика, 2009. — 432 с.
  • 14. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х / Пер. с англ. — М.: АдМаргинем Пресс, 2017. — 110 c.
  • 15. Цзин А. Гриб на краю света. О возможности жизни на руинах капитализма. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 376 с.
  • 16. Шавиро С. Вне критериев: Кант, Уайтхед, Делёз и эстетика / Пер с англ. — Пермь: Гиле Пресс, 2018. — 210 с.
  • 17. Der zweite Blick: Bildgeschichte und Bildreflexion / Hrsg. H. Belting, D. Kamper. —München: Fink Verlag, 2000. — 291 S.
  • 18. Digital Anatomy / Hrsg. Chr. Lammer. — Wien: Turia + Kant Verlag, 2001. — 141 S.
  • 19. Imagery in the 21st Century / Ed. O. Grau. – Cambridge: MIT, 2011. — 410 p.
  • 20. Vom Menschen. Handbuch Historische Anthropologie / Hrsg. Chr. Wulf. — Weinheim; Basel: Beltz, 1997. — 1154 S.