Заголовок | Деавтономия постчеловеческого воображения: новые направления в теории искусства | ||||||||
Автор | Степанов М. А. | Michail.stepanov@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Степанов, Михаил Александрович — кандидат философских наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, ул. Большая Морская, д. 18, 191186, Санкт-Петербург, Российская Федерация; старший научный сотрудник центра фундаментальных исследований культуры, Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, пр. Космонавтов, д. 2, Москва, Российская Федерация, 129366. Michail.stepanov@gmail.com ORCID: 0000-0002-8793-5874 | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa2212-07-53 | ||||||
Год | 2022 | Номер сборника | 12 | Страницы | 663–673 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 18, 7.01 | Индекс ББК | 85 | ||||
Аннотация |
В статье раскрывается проблема деавтономии как сущностной черты произведения искусства. В этом понятии фиксируется принципиальная «неавтономность» существования искусства, ситуативность действий, взаимозависимость контекстов, взаимопроникновение и взаимосвязь сред. Эта проблема приобретает всё большее значение в технологической реальности, как связывающей, так и разобщающей элементы мира, что находит своё отражение в искусстве и требует теоретического осмысления. Воплощение объектов цифровой реальности в физической среде, как экранных образов, так и картин, инсталляций, скульптур и иных сложных объектов, требует обновлённого теоретического подхода. Становится очевидна взаимосвязь сложной экосистемы постоянной материальной трансформации объектов. Человек «делегировал» машинам многие способности, в том числе и «интеллект» — в нейросетях. Взгляд камеры уже не привязан к точке зрения субъекта. Это пристальный взгляд (gaze), но пристальный взгляд «объекта», который интериоризируется в нашу собственную субъективность, становясь нашим видением, настолько, что для поддержания этой системы больше не требуется никакого надзирателя. Это процесс становления постчеловеческого воображения. В современной художественной практике подвергается сомнению человеческая «автономная способность к действию» или «agency», недостаточно точно передаваемая на русский язык как «агентность», поскольку при таком калькировании предполагается некое представительство, делегирование полномочий и т. д. Меняется угол зрения, ставится вопрос не о реалистичности действия, а о том, кто или что является его источником. Речь должна вестись не о представительстве и делегировании, а о субъектности нечеловеческого. Постчеловеческое воображение основывается на телесности, имеющей опыт взаимодействия со складывающейся техногенной визуальностью и цифровой материальностью, когда опыт видения и мышления машин становится человеческим эстетическим опытом. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Степанов М. А. Деавтономия постчеловеческого воображения: новые направления в теории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 663–673. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-53 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|