Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-52
Заголовок Проблема специфичности медиума в теоретическом искусствознании второй половины ХХ века
Автор email romckicus@gmail.com
Сведения об авторе Хмелев, Роман Алексеевич — аспирант. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Соляной пер., д. 13, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191028. Romckicus@gmail.com ORCID: 0000-0002-5895-6668
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa2212-07-52
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 656662
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.08 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

В данной работе автор делает акцент на анализе методологий, в которых фигурирует проблема медиальной специфичности, и выявлении в них аспектов теории, направленной на анализ и интерпретацию специфических для живописи компонентов, расположенных как в материальных плоскостях, так и в различных знаковых пространствах.

Первая часть исследования посвящена анализу проблемы специфичности медиума в трудах К. Гринберга. Автор прослеживает, каким образом в трудах американского искусствоведа формируются аргументы в пользу медиальной специфичности, а также особое отношение к произведениям живописи. Повышенное внимание уделяется тем аспектам теории Гринберга, которые направлены на анализ живописи через материальные особенности медиума.

Во второй части работы рассматриваются ключевые особенности теории Ю. Дамиша и Н. Брайсона. Одной из общих черт французского теоретика и англо-американского исследователя является повышенное внимание к материальным следам на поверхности произведения, которые в семиотической теории являются «индексальными знаками». Подобный подход способствует формированию методологии, которая базируется на медиальной специфичности произведения с одной стороны, а с другой — не ограничена анализом только формального аспекта. Подобный метод может быть наиболее продуктивным применительно к живописи конца XX — начала XXI вв., в основании которой могут находиться как модернистские установки, так и моменты их переосмысления или отрицания.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Хмелев Р. А. Проблема специфичности медиума в теоретическом искусствознании второй половины ХХ века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 656–662. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-52
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Гринберг К. К новейшему Лаокоону // ЛОГОС. — 2015. — № 4. — С. 75–92.
  • 2. Дамиш Ю. Теория /облака/. Набросок истории живописи. — СПб.: Наука, 2003. — 360 с.
  • 3. Краусс Р. Путешествие по северному морю: искусство в эпоху постмедиальности. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 104 с.
  • 4. Лессинг Г. Э. Избранные произведения. — М.: Художественная литература, 1953. — 640 с.
  • 5. Рыков А. В. Основы теории искусства. — СПб.: Академия, 2007. — 113 с.
  • 6. Стейнберг Л. Лицом к лицу с искусством XX века — М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. — 424 с.
  • 7. Bryson N. Vision and Painting: The Logic of the Gaze. — New Haven, London: Yale University Press, 1985. — 189 p.
  • 8. Bryson N. Westernizing Bodies: Women, Art, and Power in Meiji Yōga // Gender and Power: In the Japanese Visual Field / Ed. J. Mostow, N. Bryson, M. Graybill. — Honolulu: University of Hawaii Press, 2003. — P. 89–118.
  • 9. Chierico A. Medium specificity in post-media practice // V!RUS e-journal. 2016. URL: https://www.academia.edu/30274166/Medium_Specificity_in_Post-Media_Practice (дата обращения: 26.02.2020).
  • 10. Damisch H. Traite du trait: Tractatus tractus. Exposition au Musée du Louvre du 26 avril au 24 juillet 1995. — Paris: Réunion des Musées Nationaux, 1995. — 214 p.
  • 11. Greenberg C. Modern and Postmodern // Arts. — 1980. — No. 6. URL: www.sharecom.ca/greenberg/postmodernism.html (дата обращения: 01.03.2020)
  • 12. Greenberg C. After Abstract Expressionism // Art in Theory 1900–1990: An Anthology of Changing Ideas / Ed. C. Harrison, P. Wood. — Hoboken: Wiley-Blackwell, 1993. — P. 766–769.
  • 13. Greenberg C. Modernist Painting // Art in Theory 1900–1990: An Anthology of Changing Ideas / Ed. C. Harrison, P. Wood. — Hoboken: Wiley-Blackwell, 1993. — P. 754–760.
  • 14. Greenberg C. The Decline of Cubism // Art in Theory 1900–1990: An Anthology of Changing Ideas / Ed. C. Harrison, P. Wood. — Hoboken: Wiley-Blackwell, 1993. — P. 569–572.
  • 15. Koshut J. Art after Philosophy // Art in Theory 1900–1990: An Anthology of Changing Ideas / Ed. C. Harrison, P. Wood. — Hoboken: Wiley-Blackwell, 1993. — P. 840–850.
  • 16. Krauss R. Notes on the Index: Seventies Art in America // October. — 1977. — Vol. 3 — P. 68–81.