Заголовок | Проблема специфичности медиума в теоретическом искусствознании второй половины ХХ века | ||||||||
Автор | Хмелев Р. А. | romckicus@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Хмелев, Роман Алексеевич — аспирант. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Соляной пер., д. 13, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191028. Romckicus@gmail.com ORCID: 0000-0002-5895-6668 | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa2212-07-52 | ||||||
Год | 2022 | Номер сборника | 12 | Страницы | 656–662 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.08 | Индекс ББК | 85.143(3) | ||||
Аннотация |
В данной работе автор делает акцент на анализе методологий, в которых фигурирует проблема медиальной специфичности, и выявлении в них аспектов теории, направленной на анализ и интерпретацию специфических для живописи компонентов, расположенных как в материальных плоскостях, так и в различных знаковых пространствах. Первая часть исследования посвящена анализу проблемы специфичности медиума в трудах К. Гринберга. Автор прослеживает, каким образом в трудах американского искусствоведа формируются аргументы в пользу медиальной специфичности, а также особое отношение к произведениям живописи. Повышенное внимание уделяется тем аспектам теории Гринберга, которые направлены на анализ живописи через материальные особенности медиума. Во второй части работы рассматриваются ключевые особенности теории Ю. Дамиша и Н. Брайсона. Одной из общих черт французского теоретика и англо-американского исследователя является повышенное внимание к материальным следам на поверхности произведения, которые в семиотической теории являются «индексальными знаками». Подобный подход способствует формированию методологии, которая базируется на медиальной специфичности произведения с одной стороны, а с другой — не ограничена анализом только формального аспекта. Подобный метод может быть наиболее продуктивным применительно к живописи конца XX — начала XXI вв., в основании которой могут находиться как модернистские установки, так и моменты их переосмысления или отрицания. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Хмелев Р. А. Проблема специфичности медиума в теоретическом искусствознании второй половины ХХ века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 656–662. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-52 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|