Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-51
Заголовок Вернакулярное в культуре: общий язык локального опыта
Автор email sasha.volodina@gmail.com
Сведения об авторе Володина, Александра Владимировна — кандидат философских наук, научный сотрудник. Институт философии РАН, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 109240. sasha.volodina@gmail.com ORCID: 0000-0002-8685-321X
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa2212-07-51
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 642653
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 130.2 + 7.07 Индекс ББК 85.7
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению теоретического потенциала различных подходов к исследованиям «вернакулярного» в культуре, позволяющим выявить, каким образом универсальный, казалось бы, язык массовой и мейнстримной культуры преломляется в локальном повседневном опыте. Проследив историю развития термина «вернакулярное», можно увидеть, что зачастую он использовался описательно (к примеру, как тип архитектуры, созданной без участия профессиональных зодчих), но впоследствии диапазон его применения был расширен. Понятие вернакулярного оказалось эффективным инструментом для выявления стихийно складывающихся, пластичных и «промежуточных» способов бытования искусства и культуры. Эта трансформация термина инициирована такими теоретиками и историками культуры, как П. Оливер, Д. Аптон, Э. Хатчинсон и М. Хансен. Вернакуляры в этих подходах трактуются как привычные образы и практики взаимодействия с искусством, тесно связанные с местными дискурсами и в то же время рефлексивные по отношению к ним. Таким образом, в анализе вернакулярного мы имеем дело не столько с формальными характеристиками, присущими объекту, сколько со свойствами отношений создателей/потребителей с культурными формами. Именно поэтому видится продуктивным сфокусироваться не на вернакулярном искусстве как определённой области культуры, а на вернакулярном в искусстве и культуре, то есть на вернакулярных возможностях социокультурной механики. В этой теоретической рамке становятся особенно видимыми два аспекта культурных практик: способность совмещения и перевода между разными режимами современности и выразительность, или перформативность, обыденного, которые подробно рассматриваются в статье. Заключительная часть статьи посвящена практикам создания любительских и аутсайдерских ассамбляжей и арт-сред: предпринята попытка концептуализировать вернакулярную составляющую этого средового искусства и проследить, как в этих ассамбляжных пространствах вернакуляризируется представление о произведении искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Володина А. В. Вернакулярное в культуре: общий язык локального опыта // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 642–653. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-51
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Репина Е. А., Романова Д. Н. Эволюция профессионального интереса к феномену анонимного языка в аксиологическом аспекте // Градостроительство и архитектура. —2017. — Т. 7, № 1. — С. 87–93.
  • 2. Смирнов А. В. Искусство городских дворов: специфика явления и перспективы изучения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 600–608.
  • 3. Суворова А. А. Тактики «маргиналов»: к проблеме методологии аутсайдерского искусства (постсоветский кейс) // Журнал исследований социальной политики. — 2018. — Т. 16. № 2. — С. 237–250.
  • 4. Христофорова О. Б. Опознать беса. Часть 1: Вернакулярные теории болезней и методы символического лечения // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 5 / Отв. ред. и сост.: Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. — М.: «Индрик», 2016. — С. 259–275.
  • 5. Baudrillard J. Revenge of the Crystal: An Interview with Jean Baudrillard by Guy Bellavance // Baudrillard J. Revenge of the Crystal: Selected Writings on the Modern Object and its Destiny, 1968–1983. — London: Pluto, 1990. — P. 15–34.
  • 6. Butler J. Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory // Theatre Journal. — 1988. — Vol. 40, No. 4. — P. 519–531.
  • 7. Fischer-Lichte E. The Transformative Power of Performance. — London and New York: Routledge, 2008. — 232 p.
  • 8. Hansen M. The Mass Production of the Senses: Classical Cinema as Vernacular Modernism // Modernism / Modernity. — 1999. — Vol. 6, no. 2. — P. 59–77.
  • 9. Hansen M. Fallen Women, Rising Stars, New Horizons: Shanghai Silent Film as Vernacular Modernism // Film Quarterly. — 2000. — No. 54.1 — P. 10–22.
  • 10. Hutchinson E. Responses to a questionnaire // History of Photography. — 2000. — Vol. 24, no. 3. — P. 229–231.
  • 11. Jones A. Art History/Art Criticism: Performing Meaning // Performing the Body, Performing the Text / Ed. by A. Jones and A. Stephenson. — London and New York: Routledge, 1999. — P. 39–41.
  • 12. Lacey K. Radio’s Vernacular Modernism: The Schedule as Modernist Text // Media History. — 2018. — No. 24 (2). — P. 166–179.
  • 13. Oliver P. Dwellings: The House Across the World. — Oxford: Phaidon, 1987. — 288 p.
  • 14. Rapoport A. Vernacular Architecture and the Cultural Determinants of Form // Buildings and Society / Ed. by A. King. — London: Routledge and Keegan Paul, 1980. — P. 283–305.
  • 15. Richardson M. The Artefact as Abbreviated Act: A Social Interpretation of Material Culture // The Meanings of Things: Material Culture and Symbolic Expression / Ed. by I. Hodder. — London, UK: Unwin Hyman, 1989. — P. 172–177.
  • 16. Spaces of Vernacular Creativity: Rethinking the Cultural Economy / Ed. by T. Edensor, D. Leslie, S. Millington, N. Rantisi. — London: Routledge, 2015. — 286 p.
  • 17. Upton D. The Power of Things: Recent Studies in American Vernacular Architecture // American Quarterly. — 1983. — No. 35 (3). — P. 262–279.
  • 18. Williams M. A., Young M. J. Grammar, Codes, and Performance: Linguistic and Sociolinguistic Models in the Study of Vernacular Architecture // Perspectives in Vernacular Architecture. — 1995. — Vol. 5. — P. 40–51.
  • 19. Williams R. Marxism and Literature. — New York: Oxford University Press, 1977. — 226 p.