Заголовок | Общность и её пластические воплощения | ||||||||
Автор | Петровская Е. | epetrovs@iph.ras.ru | |||||||
Сведения об авторе | Петровская, Елена Владимировна –– кандидат философских наук, руководитель сектора эстетики. Институт философии РАН, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 109240. epetrovs@iph.ras.ru ORCID: 0000-0001-7189-4337 | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa2212-07-50 | ||||||
Год | 2022 | Номер сборника | 12 | Страницы | 634–641 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 74.01/.09; 73.01/.09 | Индекс ББК | 87.8; 85.13 | ||||
Аннотация |
Каким образом практика современного искусства заставляет нас пересмотреть установки и принципы классической эстетики? Этот вопрос разбирается в статье на конкретном материале: в качестве примера берётся скульптура Вадима Сидура, самобытного советского художника. На основании проведённого анализа формулируется представление о социальном знаке, или знаке-иероглифе, который вытекает из самих художественных практик, давая понять, в какую сторону может развиваться современная теория искусства. Контрапунктом к работам Сидура выступает трактат Г. Э. Лессинга «Лаокоон», где классическая скульптура интерпретируется как передающая момент, равный вечности, а стало быть, как нечто идеализированное и подчинённое идее красоты. У Сидура, напротив, скульптура выражает не индивидуальный героизм, когда боль преодолевается во имя гармоничности пластического образа, а коллективную боль и страдание, не подлежащие снятию –– гармонизации –– в произведении искусства. Чтобы понять, как именно можно описать такую скульптуру, уместно обратиться к представлению об иероглифе у С. М. Эйзенштейна. Для Эйзенштейна это не только сочетание рисунка и понятия, но и «столкновение» того и другого как принцип монтажа. Продуктивность его наблюдений заключается в том, что иероглиф выражает общезначимое с помощью наглядных элементов. Продлевая эту мысль, можно сказать, что здесь отсутствует привычное символическое опосредование, то есть скульптура как таковая и есть социальный знак боли. При этом знак этот неотделим от самой социальной материи, которой он не противостоит, но в которой напрямую соучаствует. Такие знаки, бросающие вызов лингвистической модели, выявляют несводимую общность, в данном случае –– негероическую общность тех, кто разделил страдание, а это специфический для ХХ в. массовый опыт. Знаки-иероглифы находятся в разительном контрасте с принципами автономии и индивидуальности, типичными для классических версий философии искусства. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Петровская Е. Общность и её пластические воплощения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 634–641. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-50 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|