Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-50
Заголовок Общность и её пластические воплощения
Автор email epetrovs@iph.ras.ru
Сведения об авторе Петровская, Елена Владимировна –– кандидат философских наук, руководитель сектора эстетики. Институт философии РАН, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 109240. epetrovs@iph.ras.ru ORCID: 0000-0001-7189-4337
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa2212-07-50
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 634641
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 74.01/.09; 73.01/.09 Индекс ББК 87.8; 85.13
Аннотация

Каким образом практика современного искусства заставляет нас пересмотреть установки и принципы классической эстетики? Этот вопрос разбирается в статье на конкретном материале: в качестве примера берётся скульптура Вадима Сидура, самобытного советского художника. На основании проведённого анализа формулируется представление о социальном знаке, или знаке-иероглифе, который вытекает из самих художественных практик, давая понять, в какую сторону может развиваться современная теория искусства. Контрапунктом к работам Сидура выступает трактат Г. Э. Лессинга «Лаокоон», где классическая скульптура интерпретируется как передающая момент, равный вечности, а стало быть, как нечто идеализированное и подчинённое идее красоты. У Сидура, напротив, скульптура выражает не индивидуальный героизм, когда боль преодолевается во имя гармоничности пластического образа, а коллективную боль и страдание, не подлежащие снятию –– гармонизации –– в произведении искусства.

Чтобы понять, как именно можно описать такую скульптуру, уместно обратиться к представлению об иероглифе у С. М. Эйзенштейна. Для Эйзенштейна это не только сочетание рисунка и понятия, но и «столкновение» того и другого как принцип монтажа. Продуктивность его наблюдений заключается в том, что иероглиф выражает общезначимое с помощью наглядных элементов. Продлевая эту мысль, можно сказать, что здесь отсутствует привычное символическое опосредование, то есть скульптура как таковая и есть социальный знак боли. При этом знак этот неотделим от самой социальной материи, которой он не противостоит, но в которой напрямую соучаствует. Такие знаки, бросающие вызов лингвистической модели, выявляют несводимую общность, в данном случае –– негероическую общность тех, кто разделил страдание, а это специфический для ХХ в. массовый опыт. Знаки-иероглифы находятся в разительном контрасте с принципами автономии и индивидуальности, типичными для классических версий философии искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Петровская Е. Общность и её пластические воплощения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 634–641. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-50
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Аймермахер К. Между мирами. Вадим Сидур и его творчество / Пер. О. Семидилихиной и Г. Генниса // Аймермахер К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х –– 1980-х годов / Под ред. Н. Маргулис. [Пер. с нем. С. Ромашко и др.]. –– М.: РГГУ, 2004. –– С. 257–271.
  • 2. Васянин А. В Москве открылась выставка к юбилею Вадима Сидура // Российская газета. 27.06.2014. URL: https://rg.ru/2014/06/27/siedur-site.html (дата обращения: 14.02.2021).
  • 3. Лаку-Лабарт Ф. Поэзия как опыт / Пер. с фр. Н. Мавлевич; пер. с нем.; послесл. Е. Петровской. –– М.: Три квадрата, 2015. –– 192 с.
  • 4. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Пер. Е. Эдельсона; под ред. Н. Н. Кузнецовой // Лессинг Г. Э. Избранные произведения. –– М.: Худож. лит., 1953. –– С. 385–516.
  • 5. Образцов Ю. «Смерть можно будет побороть усильем воскресенья». В ЦВЗ «Манеж» открыта выставка Вадима Сидура «Война и мир» // Вечерний Санкт-Петербург. 18.08.2017. № 74 (168). URL: https://vecherkaspb.ru/pressarhiv/2017_08/%E2%84%9674-168-%D0%BE%D1%82-18.08.2017.pdf (дата обращения: 14.02.2021).
  • 6. Сидур В. Самая счастливая осень. Стихотворения 1983–1986 гг. –– М.: Отд. культ. исполкома Перовского райсовета; Пост. экспозиция работ Вадима Сидура, 1990. –– 160 с.
  • 7. Сидур М. Послание из Атлантиды [Предисловие] // Сидур В. Памятник современному состоянию: Миф [первая часть]. –– М.: Вагриус, 2002. –– С. 3–32.
  • 8. Сидур Ю. Послесловие // Сидур В. Самая счастливая осень. Стихотворения 1983–1986 гг. –– М.: Отд. культ. исполкома Перовского райсовета; Пост. экспозиция работ Вадима Сидура, 1990. –– С. 154–157.
  • 9. Эйзенштейн С. За кадром // Искусство метафоры. URL: http://www.metaphor.nsu.ru/eizenstein_beyond.htm (дата обращения: 14.02.2021).
  • 10. Юлия Сидур –– Карл Аймермахер. «Время новых надежд…». Переписка 1986–1992 / Обработка текста В. Воловникова. –– М.: АИРО-XXI, 2014. –– 510 с., илл.
  • 11. Jameson F. The Benjamin Files. –– London; New York: Verso, 2020. –– 262 p.
  • 12. Negri A. Approximations towards an ontological definition of the multitude / Trans. by A. Bove // generation-online.org. [2003]. URL: https://www.generation-online.org/t/approximations.htm (дата обращения: 14.02.2021).