Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-05-41
Заголовок Королевство лангобардов в визуальной культуре дома Висконти
Автор email amamlina@gmail.com
Сведения об авторе Мамлина Александра Борисовна — аспирант. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Покровский бульвар, д. 11, Москва, Российская Федерация, 109028; Старший преподаватель. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, ул. Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991. amamlina@gmail.com ORCID: 0000-0003-1738-5624
В рубрике Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2111-05-41
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 526536
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.003.5 (450); 94(450).05; 711.424 Индекс ББК 63.3(0) 4; 85.113(3)
Аннотация

В традиционной историографии Милан эпохи Возрождения остается в тени Флоренции, поскольку на её фоне выглядит ретроградом, оплотом средневековых рыцарских и иных идеалов. Подобное представление требует пересмотра, основанного на сочетании письменных и визуальных источников. В настоящей статье анализируются некоторые аспекты визуальной культуры дома Висконти, связанные с автолегитимацией династии через установление связи с лангобардскими королями. Процесс конструирования королевского автомифа Висконти, наблюдающийся в текстах хроник, богослужебных книг и придворной поэзии, реализуется также в комплексных иконографических и урбанистических программах, направленных на символическую апроприацию городского пространства и тесно связанных с политикой памяти. В статье анализируются проекты Висконти в Милане, Анджере, Павии и Монце. На примере Милана можно заметить, что подобная культурная операция не всегда проходила успешно, о чём говорит отказ коллегии Фабрики Дуомо выполнять пожелания герцога относительно символически маркированных модификаций собора. Цель статьи — продемонстрировать, каким образом визуальная культура наравне с дискурсом участвует в конструировании социальной идентичности и социальных отношений, а также в формировании представлений о власти.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Мамлина А.Б. Королевство лангобардов в визуальной культуре дома Висконти // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 526–536. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-05-41
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Павел Диакон. Из «Истории лангобардов» / пер. Т. И. Кузнецовой // Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. — М.: Наука, 1970. — С. 243–256.
  • 2. Annali della Fabbrica del Duomo di Milano dall’origine fino al presente pubblicati a cura della sua Amministrazione. Vol. I. — Milano: Libreria Editrice G. Brigola, 1877. — 316 p.
  • 3. Areli M. The Langobard Revival of Matteo il Magno Visconti, Lord of Milan // I Tatti Studies in the Italian Renaissance. — 2013. — Vol. 16 (1/2). — P. 377–414.
  • 4. Capurro R. Vincenzo Foppa nella Cappella Portinari in Sant’Eustorgio: dall’exemplum nella predicazione e nella letteratura domenicana alla narrazione per immagini // Cahiers d’études italiennes. URL: https://journals.openedition.org/cei/5997 (дата обращения: 30.01.2021).
  • 5. Delmoro R. La memoria di Teodolinda a Monza nelle visite pastorali // Teodolinda. I longobardi all’alba dell’Europa. Atti del Secondo convegno internazionale di studi (Monza, Gazzada Schianno, Castelseprio-Torba, Cairate, 2–7 dicembre 2015). — Spoleto: Fondazione CISAM, 2018. — P. 977–1009.
  • 6. Del Tredici F. I due corpi del duca. Modelli monarchici, fazioni e passioni nei funerali di Gian Galeazzo Visconti // Società e storia. — 2018. — Vol. 160. — P. 315–342.
  • 7. Kent D. Cosimo de’ Medici and the Florentine Renaissance. The Patron’s Oeuvre. — New Haven: Yale University, 2000. — 538 p.
  • 8. Majocchi P. Pavia città regia. Storia e memoria di una capitale altomedievale. — Roma: Viella, 2008. — 384 p.
  • 9. Mambretti R. I ‘Miracula’ della Vergine per la chiesa di Santa Maria in Strada in Monza (sec. XIV): storia politica e storia sacra nell’opera di Bonincontro Morigia // Aevum. — 2015. — Vol. 89 (2). — P. 371–391.
  • 10. Mazzilli Savini M. T., Rossi M. Un inedito ciclo di affreschi tardogotici a Campomorto // Arte Lombarda. — 1991.— No. 96/97 (1–2). — P.77–91.
  • 11. Pächt O. Early Italian Nature Studies and the Early Calendar Landscape // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1950. — Vol. 13 (1–2). — P. 13–47.
  • 12. Rossetti E. Sotto il segno della vipera. L’agnazione viscontea nel Rinascimento, episodi di una committenza di famiglie (1480–1520). — Milano: Nexo, 2013. — 175 p.
  • 13. Rossi M. Fantasie architettoniche di Giovannino de Grassi // Arte Lombarda. — 2006. — Vol. 146/148 (1–3). — P. 45–54.
  • 14. Rossi M. Teodolinda e il mito dei longobardi al tempo dei Visconti Teodolinda. I longobardi all’alba dell’Europa. Atti del Secondo convegno internazionale di studi (Monza, Gazzada Schianno, Castelseprio-Torba, Cairate, 2–7 dicembre 2015). — Spoleto: Fondazione CISAM, 2018. — P. 799–830.
  • 15. Settia A. A. Il sogno regio dei Visconti, Pavia e la Certosa // Annali di storia pavese. — 1997. — No. 25. — P. 13–16.
  • 16. Storia di Milano: La signoria dei Visconti (1310–1392). Vol. V. — Milano: Fondazione Treccani degli Alfieri per la storia di Milano, 1955. — 929 p.
  • 17. Succurro M.C. Il Codice dal Verme. Memoria e ideologia a Pavia nell’età di Gian Galeazzo Visconti. — Milano: Vita e pensiero, 2016. — 352 p.
  • 18. Tasso F. Documenti sul Duomo e Gian Galeazzo Visconti, tra ingegneri della cattedrale e artisti di corte // Il Duomo di Milano. Incontro di studio (Milano, 22 marzo 2007). — Milano: Istituto Lombardo di Scienze e Lettere, 2013. — P.31–50.
  • 19. Toesca P. La pittura e la miniatura nella Lombardia, dai più antichi monumenti alla metà del quattrocento. — Milano: U. Hoepli, 1912. — 594 p.