Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-10-70
Заголовок Каталог лондонской выставки 1935 года как источник по истории коллекционирования китайского искусства
Автор email aguseva@hse.ru
Сведения об авторе Гусева Анна Валентиновна — Ph. D., доцент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Ст. Басманная, 21/4, Москва, Российская Федерация, 105066. aguseva@hse.ru ORCID: 0000-0002-7199-6103
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa2111-10-70
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 864880
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.074 Индекс ББК 85.101
Аннотация

С ноября 1935 до марта 1936 г. в залах Королевской Академии художеств в Лондоне проходила «Международная выставка китайского искусства» (International Exhibition of Chinese Art). Лондонская выставка по сей день остаётся беспрецедентной в истории китайского искусства по своему масштабу. В 16 залах Берлингтон-хаус было выставлено около 4000 объектов. В организации приняло участие около двух десятков стран и более 200 частных коллекционеров, а треть предметов была из китайских коллекций. На выставке побывало более 400 000 посетителей, из которых каждый четвёртый купил каталог. По широте охвата и количеству представленных предметов лондонская выставка 1935 г. до сих пор остаётся беспрецедентной. Её значение для развития синологического направления в истории искусства сложно переоценить.

Одним из ключевых источников информации о выставке остаётся каталог выставки — Catalogue of International Exhibition of Chinese Art, 1935–1936 (London: Royal Academy of Arts, 1935). При том, что ссылки на каталог встречаются во всех работах, так или иначе затрагивающих выставку или экспонировавшиеся на ней предметы, анализа организации и содержания каталога не проводилось. Между тем, понимание характера и объёма информации, представленной в каталоге, позволяет не только дополнить наше представление об организации выставочного дела 1930-х гг., но и лучше понять особенности процессов, связанных с собирательством китайского искусства в середине ХХ в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Гусева А. В. Каталог лондонской выставки 1935 года как источник по истории коллекционирования китайского искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 864–880. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-10-70
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Васильева Д. О. К 80-летию III международного конгресса по иранскому искусству и археологии // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. 74. — 2016. — C. 150–167.
  • 2. Заднепровский Ю. А. Камилла Васильевна Тревер (1892–1974) // Российская археология. — 1993. — № 4. — С. 240–244.
  • 3. Матвеев В. Ю. Эрмитаж “всемирный”, или Планета Эрмитаж. Выставочная деятельность музея за рубежом и произведения из зарубежных собраний на выставках в Государственном Эрмитаже / Научно-справочное издание. — СПб.: Славия, 2012. — 540 с.
  • 4. Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XІІ–XІІІ веков. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П. К. Козлова. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. — 424 с.
  • 5. Сутягина Н. А. Неизвестная Ноин-Ула. Архивные тайны// Сообщения Государственного Эрмитажа. — Т. LXXIV. — 2016.— С. 5–20.
  • 6. Ashton L. Chinese Textiles // Journal of the Royal Society of Arts. — 1936. — Vol. 84. — No. 4341. — P. 305–19.
  • 7. Ashton L. Some Notes on the Chinese Exhibition// The Burlington Magazine for Connoisseurs. — 1936. — Vol. 68. — No. 395. — P. 86–91.
  • 8. Catalogue of the International Exhibition of Chinese Art, 1935–6 / Ed. F. St. G. Spendlove. — London: Royal Academy of Arts, 1935. — 264 p.
  • 9. Catalogue of the International Exhibition of Chinese Art, 1935–6. Illustrated Supplement to the Catalogue / Ed. F. St. G. Spendlove. — London: Royal Academy of Arts, 1935. — 288 p.
  • 10. Chen S. Guoshi quan guancang guomin zhenfu shiqi gugong haiwai zhanlan shiliao jieshao (Introduction to the History of Palace Museum Collection at International Exhibitions during the Period of Republic of China) // Guoshi yanjiu tongxun (Academia Historica Research Newsletter). — 2014. — No.7. — P. 175–181. URL: //https://www.drnh.gov.tw/var/file/3/1003/img/29/07_09-02.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
  • 11. Cohen W. East Asian Art and American Culture. — New York: Columbia University Press, 1992. — 252 p.
  • 12. Cohen W. I. Art Collecting as International Relations: Chinese Art and American Culture // The Journal of American-East Asian Relations. — 1992. — Vol. 1. — No. 4. — P. 409–34.
  • 13. Collectors, Collections & Collecting the Arts of China: Histories & Challenges // Eds. J. Steuber, G. Lai. — Gainesville: University Press of Florida, 2014. — 327 p.
  • 14. David P. The Exhibition of Chinese Art. A Preliminary Survey // The Burlington Magazine for Connoisseurs. — 1935. — Vol. 67. — No. 393. — P. 239–251.
  • 15. Fan L. The 1935 London International Exhibition of Chinese Art: The China Critic Reacts // China Heritage Quarterly. — 2012. — No. 30–31. URL: http://www.chinaheritagequarterly.org/features.php?searchterm=030_fan.inc&issue=030 (дата обращения: 09.01.2021).
  • 16. Fong W.C., Watt J. C. Y. Possessing the Past: Treasures from the National Palace Museum, Taipei. — New York: The Metropolitan Museum of Art; Taipei: National Palace Museum, 1996. — 648 p.
  • 17. Galikowski M., Beattie J., Bullen R. China and the Art of Cultural Diplomacy // China in Australasia: Cultural Diplomacy and Chinese Arts since the Cold War / Eds. B., J. and R. Bullen, M. Galikowski. — Abingdon, Oxon; New York: Routledge, 2019. — P. 1–17.
  • 18. Gesellschaft für Ostasiatische Kunst, Preussischen Akademie der Künste. Ausstellung Chinesischer Kunst: 12. Januar bis 2. April 1929. — Berlin: Würfel-Verlag, 1929. — 458 S.
  • 19. Guo H. Writing Chinese Art History in Early Twentieth-Century China: Doctoral thesis. Leiden, 2010. — 223 p. URL: //https://openaccess.leidenuniv.nl/handle/1887/15033 (дата обращения: 15.07.2020).
  • 20. Huang E. China’s China: Jingdezhen Porcelain and the Production of Art in the Nineteenth Century: Ph. D. dissertation. San Diego, 2008. — 271 p. URL: https://escholarship.org/uc/item/43w755pg (дата обращения: 16.01.2021).
  • 21. Huang E. There and Back Again: Material Objects at the First International Exhibition of Chinese Art in Shanghai, London, and Nanjing, 1935–1936 // Collecting China: The World, China, and a History of Collecting / Ed. V. Rujivacharakul. — Newark: University of Delaware Press, 2011. — P. 138–152.
  • 22. Huang M. Y.-L. Collecting the New: Major Museum Collections of Twentieth-Century Chinese Painting in London and Oxford // Museum History Journal. — 2020. — Vol. 13. — No. 2. —P. 132–153. DOI: 10.1080/19369816.2020.1786642
  • 23. Jurgens V. A. M. The Karlbeck Syndicate 1930–1934: Collecting and Scholarship on Chinese Art in Sweden and Britain: Ph. D. dissertation. London, 2010. — 370 p. URL: https://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.593925 (дата обращения 05.07.2020).
  • 24. Liu C. Y. Asian Art Collection: From Exotica to Art and History // Record of the Art Museum, Princeton University. — 1996. — Vol. 55. — No. 1–2. — P. 125–34.
  • 25. Li C. Recent History of the Palace Collection // Archives of the Chinese Art Society of America. — 1958. — No. 12. — P. 61–75.
  • 26. Merekina O., Panova O. Perception of the Mogao Caves’ Murals in Republican China (1911–1949): From Obscurity to National Treasure // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, 2022, vol. 12. (в печати).
  • 27. Netting L. J. A Perpetual Fire: John C. Ferguson and His Quest for Chinese Art and Culture. — Hong Kong: Hong Kong University Press, 2013. — 312 p.
  • 28. Pejčochov M., von Spee C. Modern Chinese Painting and Europe. New Perceptions, Artists Encounters, and the Formation of Collections. — Berlin: Reimer, 2017. — 160 p.
  • 29. Scaglia I. The Aesthetics of Internationalism: Culture and Politics on Display at the 1935–1936 International Exhibition of Chinese Art // Journal of World History. —2015. — Vol. 26. — No. 1. — P. 105–137.
  • 30. Shambaugh Elliot J., Shambaugh D. The Odyssey of China’s Imperial Art Treasures. — Seattle: University of Washington Press, 2005. — 192 p.
  • 31. Steuber J. The Exhibition of Chinese Art at Burlington House, London, 1935–36 // The Burlington Magazine. — 2006. — Vol. 148. — No. 1241. — P. 528–536.
  • 32. Zhuang S. Fu Ying canjia Lundun Zhongguo yishu guoji zhanlanhui ji (A Record of the Trip to Britain to Participate in the London International Exhibition of Chinese Art) // Guoli beiping gugong bowuyuan nian kan (Yearly Journal of Peking National Palace Museum). — 1936. — Vol. 1. — No. 1. — P. 113–36 (in Chinese).