Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-08-60
Заголовок Кураторские подходы в Музее современных искусств имени С. П. Дягилева СПбГУ: репрезентации искусства в синхронном и диахроническом аспектах
Автор email e.stanyukovich-denisova@spbu.ru
Сведения об авторе Юрьева Татьяна Семеновна (1943–2021) — доктор искусствоведения, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна — старший научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024; Старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. e.stanyukovich-denisova@spbu.ru ORCID: 0000-0002-5602-658X Ершов Глеб Юрьевич — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. gleb.ershov@gmail.com ORCID: 0000-0003-0397-4882
В рубрике Музей: коллекции, экспозиции и кураторские DOI10.18688/aa2111-08-60
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 827835
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036; 069.015; 18 Индекс ББК 85.101.1
Аннотация

Целью исследования является изучение развития кураторской деятельности и репрезентации искусства в синхронном и диахроническом аспектах, а также выявление своеобразия опыта первого в России университетского музея современного искусства — МСИ им. С. П. Дягилева СПбГУ. Он был основан в 2008 г. на базе Центра искусств им. Дягилева (1990–2008) и сегодня входит в состав Управления экспозиций и коллекций Санкт-Петербургского университета. Проводится сравнительный анализ кураторских практик и кураторских стратегий, использованных при организации культурно-выставочных мероприятий музея в разные периоды. Опыт музея, начиная с этапа формирования в 1990-е гг. в рамках центра искусств до настоящего времени, рассматривается в контексте развития идеи и создания музеев современного искусства в Москве и Петербурге. Особое внимание уделяется деятельности музея и проектам последних лет с учетом новых реалий пандемии, самоизоляции и дистанционной коммуникации.

Публикация подготовлена в рамках НИР СПбГУ «HUM_2020 – 2 Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации современного искусства: 2021 г.», ID проекта в системе PURE 53363805.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Юрьева Т. С.; Станюкович-Денисова Е. Ю.; Ершов Г. Ю. Кураторские подходы в Музее современных искусств имени С. П. Дягилева СПбГУ: репрезентации искусства в синхронном и диахроническом аспектах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 827–835. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-08-60
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Biryukova M. The Current State of Culture in Russia as Reflected in the Art, Museum, Exhibition Sphere. Fillis C. (ed.). A Closer Look at Russia and Its Influence in the World. New York, Nova Science Publishers, Inc., 2019, pp. 157–173.
  • 2. Biryukova M. V. Modern and Contemporary Art in the Russian Museum Context. Muzeologia a Kulturne Dedicstvo, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 63–74.
  • 3. Borovsky A. D. Between the Festival and the Dole. Borovsky A. D. Prakticheski ne iziashchnyye iskusstva (Practically Not Fine Arts). Moscow; St. Petersburg, Palmira Publ., 2020, pp. 7–36 (in Russian).
  • 4. Bruni I. “Selective memory”: A Museum and Its Past. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 12. St. Petersburg, Saint-Petersburg University Press Publ.; Moscow, Lomonosov Moscow State University, 2022. (in press).
  • 5. Corradini E. Perspectives of Sustainable Development for the Italian University Museum. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 12. St. Petersburg, Saint-Petersburg University Press Publ.; Moscow, Lomonosov Moscow State University, 2022. (in press).
  • 6. Doronchenkov I. A. On the Modernist Frontier: Foreign Art Exhibitions in Russia in the 1890s. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 10. Lomonosov Moscow State University; St. Petersburg, NP-Print Publ., 2020, pp. 413–422 (in Russian). DOI: 10.18688/aa200-3-36
  • 7. Ershov G. Yu. Curatorial Strategies in Saint-Petersburg Contemporary Art. Some Examples. Vestnik of Saint Petersburg State University. Arts, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 419–434 (in Russian). DOI 10.21638/spbu15.2020.303
  • 8. Evallyo V. Museums Online. Salnikova E.; Evallyo V.; Novikova A. (eds.). Iskusstvo v kontekste pandemii: mediatizatsiia i diskurs katastrofizma (Art in the Context of a Pandemic: Mediatization and the Discourse of Catastrophism). Izdatelskie resheniia Publ., 2020, pp. 476–498 (in Russian).
  • 9. George A. The Curator’s Handbook. Museums, Commercial Galleries, Independent Spaces. London, Thames and Hudson Publ., 2015. 320 p.
  • 10. Karlova A. I. Museum of Contemporary Art in Soviet and Russian Culture. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 6, 2009, no. 4, pp. 131–136 (in Russian).
  • 11. Kupina Ju. A. (ed.). Kollektsiia znanii. Muzei i kollektsii Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta (Collection of Knowledge. Museums and Collections of Saint-Petersburg State University). St. Petersburg, Saint-Petersburg University Press Publ., 2018. 288 p. (in Russian).
  • 12. Luchkin A. V. The S. P. Diaghilev’s Views for Museum Design. Triumf muzeya? (A Triumph of A Museum?). St. Petersburg, 2005, pp. 304–309 (in Russian).
  • 13. Lyashko A. V. The Exhibition Culture of St. Petersburg: Trends in Contemporary Art Life. Triumf muzeia? (A Triumph of A Museum?). St. Petersburg, 2005, pp. 226–243 (in Russian).
  • 14. Novikova A. A. Museums and Their Virtual Extensions: Convergence against the Background of Quarantine. Iskusstvo v kontekste pandemii: mediatizatsiia i diskurs katastrofizma (Art in the Context of a Pandemic: Mediatization and the Discourse of Catastrophism). Izdatelskie resheniia Publ., 2020, pp. 456–475 (in Russian).
  • 15. Peng F.; Yurieva T. S.; Tulchinskii G. L.; Staniukovich-Denisova E. Iu. The Processes of Contemporary Art in China and the Russian-Chinese University Humanities Project in St. Petersburg (2016–2017). Vestnik of Saint Petersburg State University. Arts, 2017, vol. 7, no. 4, pp. 423–435. DOI: 10.21638/11701/spbu15.2017.404
  • 16. Sasonko K. ‘Gallery vs Curator’– Discussion of Scientific Conference ‘Curatorial Practices’. Novoe iskusstvoznanie (New Art Studies), 2021, no. 4, pp. 112–115 (in Russian).
  • 17. Venkova A. Art Mediation: Philosophy, Aesthetics, and Practice Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 11. St. Petersburg, Saint-Petersburg University Press Publ.; Moscow, Lomonosov Moscow State University, 2021, pp. 819–829 (in Russian).
  • 18. Yurieva T. S. (comp.). Nash dar Sankt-Peterburgskomu gosudarstvennomu universitetu (Our Gift to St. Petersburg State University). St. Petersburg, 1997. 163 p. (in Russian).
  • 19. Yurieva T.; Ershov G. (comp.). Uedinenie. Sovremennye peterburgskie khudozhniki o vremeni samoizoliatsii i pandemii. Fotografii, skul’ptura, grafika, video (Solitude. Contemporary St. Petersburg Artists on the Time of Self-Isolation and the Pandemic). Photos, Sculpture, Graphics, Video. St. Petersburg, 2020. (in Russian).