Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-09-66
Заголовок Арт-медиация: философия, эстетика и художественная практика
Автор email venkova@mail.ru
Сведения об авторе Венкова Алина Владимировна — кандидат культурологии, доцент. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Наб. реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. venkova@mail.ru ORCID: 0000-0002-3075-612X
В рубрике Музей: коллекции, экспозиции и кураторские DOI10.18688/aa2111-09-66
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 819826
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036 Индекс ББК 85.1
Аннотация

В статье показаны теоретические, эстетические, образовательные основания практики медиации в художественной среде. С опорой на философский (М. Хайдеггер), социологический (Б. Латур), эстетический (Н. Буррио, К. Бишоп) подходы к пониманию феномена медиации статья раскрывает основные установки инструментальной (Д. Дьюи), критической (П. Фрейре, П. Мак-Ларен, А. Жиру, М. Барбер), ситуативной (П. Фрейре, Д. Харауэй) и коллаборативной педагогики (К. Браффи, Н. Саймон), объединённых понятием «образовательных практик участия», с тем, чтобы показать существующие формы арт-медиации, имеющиеся в распоряжении художников, зрителей, социальных педагогов, организаторов публичных программ, как внутри музеев и галерей, так и за их пределами. К таким формам относятся вербальная, пластическая, инструментальная, средовая, партиципаторная, перформативная, инклюзивная и он-лайн медиации. Возможности различных форм медиации показаны на примере значимых художественных проектов, где медиационные практики спроектированы, разработаны и продемонстрированы самими художниками (Й. Бойс, А. Жмиевский, группа microsillons, Р. Тиравания, Ш. ЛаБаф, Н. Сяде Рёнккё и Л. Тернер, Т. Сегал, «Школа вовлеченного искусства» группы «Что делать», группа «Север 7»).

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Венкова А. В. Арт-медиация: философия, эстетика и художественная практика // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 819–826. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-09-66
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Баскар М. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка. — М.: Ад Маргинем, 2017. — 360 с.
  • 2. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства. — М.: V-A-C press. 2018. — 528 с.
  • 3. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. — М. Ад Маргинем, 2016. — 216 с.
  • 4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Л. С. Выготский. Собр. соч. Т. 3: Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — С. 5–328.
  • 5. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребёнка // Л. С. Выготский. Собр. соч. Т. 6: Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. — С. 5–90.
  • 6. Дьюи Д. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку. Педагогические статьи. — М.: Карапуз, 2009. — 352 с.
  • 7. Коэн Д. К. Ловушки преподавания. — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017. — 288 с.
  • 8. Латур Б. Наука в действии: следуя за учёными и инженерами внутри общества. — СПб: Изд-во Европ. Ун-та в С.-Петербурге, 2013. — 414 с.
  • 9. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. — СПб: Изд-во Европ. Ун-та в С.-Петербурге, 2006. — 240 с.
  • 10. Мак-Ларен П. Жизнь в школах. Введение в критическую педагогику. — М.: Просвещение, 2007. — 417 с.
  • 11. Саймон Н. Партиципаторный музей. — М.: Ад Маргинем, 2017. — 368 с.
  • 12. Фокианаки И. «Бюро заботы». Вводные заметки о заботе и беззаботности. — Художественный журнал. — 2021. — № 116. — С. 70–81.
  • 13. Фрейре П. Педагогика угнетённых. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. — 288 с.
  • 14. Хайдеггер М. Бытие и время. — Харьков: Фолио, 2003. — 503 с.
  • 15. Bruffee K. A. Education as Conversation // K. A. Bruffee. Collaborative Learning: Higher Education, Interdependence, and the Authority of Knowledge. — Baltimore; London: Johns Hopkins University Press, 1999. — P. 133–149.
  • 16. Fish S. Is There a Text in This Class? The Authority of Interpretive Communities. — Cambridge: Harvard University Press, 1980. — 394 p.
  • 17. Lewin K. Conduct, Knowledge, and the Acceptance of New Values. — New York: Harper, 1948.