Заголовок | Символика музея в институциональной теории и выставочных проектах | ||||||||
Автор | Бирюкова М. В. | m.birjukova@spbu.ru | |||||||
Сведения об авторе | Бирюкова Марина Валерьевна — кандидат искусствоведения, доктор культурологии, доцент. Санкт-Петербургский Государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034, Санкт-Петербург, Российская Федерация. m.birjukova@spbu.ru ORCID: 0000-0003-1635-8077 | ||||||||
В рубрике | Музей: коллекции, экспозиции и кураторские | DOI | 10.18688/aa2111-09-65 | ||||||
Год | 2021 | Номер сборника | 11 | Страницы | 810–818 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.036 | Индекс ББК | 85.101.1 | ||||
Аннотация |
Статья посвящена оценке роли музея как актора институционального подхода в определении статуса современного искусства. Институциональная теория Джорджа Дики и Артура К. Данто является адекватной альтернативой эстетике в оценке современных артефактов, хотя в последние десятилетия «художественный мир» становится все более коммерческим. Крупные галереи, дилеры и художественные аукционы активно участвуют в оценке искусства. Тем не менее, музей часто является последним судьей в обозначении «подлинного» современного искусства. Если в традиционном музее мы ожидаем увидеть «подлинные», то есть «аутентичные» работы старых мастеров, то в музее современного искусства мы ищем «настоящее» искусство, то есть артефакты, признанные в качестве искусства музейными специалистами. Соответственно, растет популярность идеи, символики и смысла музея в кураторских концепциях. О привлекательности идеи музея в контексте современного искусства и выставочной деятельности свидетельствует, например, проект “Lc. 15: 11-32” Российского павильона на 58-й Венецианской биеннале (2019), куратором которого выступил Государственный Эрмитаж, а экспозиция представляла отражение рефлексии по поводу трагизма бытия в контексте современности, евангельской притчи и римейков известных эрмитажных картин голландской и фламандской школ живописи. Подобные проекты, посвященные идее музея, демонстрируют современные метаморфозы извечных целей музея: собирать, атрибутировать, показывать, просвещать. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Бирюкова М. В. Символика музея в институциональной теории и выставочных проектах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 810–818. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-09-65 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|