Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-03-30
Заголовок Новые литургические сюжеты в русской живописи XVI века
Автор email maksimonufrienko@icloud.com
Сведения об авторе Онуфриенко Максим Олегович — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. maksimonufrienko@icloud.com ORCID: 0000-0003-4756-8309
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa2111-03-30
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 382397
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.046 Индекс ББК 85.103(2)4
Аннотация

В XVI в. появляется несколько новых сюжетов, которые непосредственно изображают литургию. «Да молчит всякая плоть человеча…» появляется в росписи конхи центральной апсиды Успенского собора Московского Кремля (1513–1515). «Видение Григория Богослова» содержался и в росписи жертвенника собора Чудова монастыря в Московском Кремле (1518–1519). Если допустить, что при последующих поновлениях была сохранена первоначальная система росписи, иконография конкретных сцен могла отражать традицию их изображения первой половины XVI в. По сути, старейшим дошедшим до нас русским изображением Великого входа является сцена «Святая Божественная литургия» на северной алтарной двери церкви Архангела Михаила в Риге (середина XVI в.). Он может рассматриваться как предтеча более сложной сцены «Иже херувимы…». В произведениях конца XVI — начала XVII в. встречаются все литургические сюжеты. Они имеют сложившуюся иконографию, которая, в одном случае, строится на основе мотива перенесения Святых даров, заимствованной из византийских памятников; в другом — в качестве базы берется сцена «Служба святителя». Судя по всему, все эти сюжеты появляются в разных регионах (Москва, Псков) практически независимо друг от друга, хотя нельзя отрицать возможность их взаимного влияния.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Онуфриенко М. О. Новые литургические сюжеты в русской живописи XVI века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 382–397. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-03-30
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 2. — 570 c.
  • 2. Города России XVI века. Материалы писцовых описаний / Изд. подгот. Е. Б. Французовой. — М.: Древлехранилище, 2002. — 470 c.
  • 3. Денисов Д. В. К вопросу о происхождении иконографии «Великий вход» в русской монументальной живописи храмов XVI — 1-й половины XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. — Вып. 33. —2019. — С. 62–76.
  • 4. Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля (материалы к исследованию) // Древнерусское искусство. XVII век. — М.: Наука, 1964. — C. 138–159.
  • 5. Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. — М.: Интербук-бизнес, 2005. — 282 c.
  • 6. Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса. // Иконостас: Происхождение — развитие — символика / Центр восточнохристиан. культуры; Ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 411–430.
  • 7. Желтов М. С. «Откровение святого Григория Богослова о литургии»: исследования, текст и его славянские переводы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — Вып. 54. — 2018. — С. 9–26.
  • 8. «Златая цепь»: Тексты, исследования, комментарии / Сост., вступ. ст., изд. текста, коммент.: М. С. Крутова. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. — 220 с.
  • 9. Зонова О. В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. XVII век. — М.: Наука, 1964. — C. 64–72.
  • 10. Игошев В. В. Строгановское художественное серебро XVI–XVII веков. — М.: БуксМАрт, 2018. — 400 c.
  • 11. Квливидзе Н. В. Фрески церкви Троицы в Вяземах. Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи. Дис. ... канд. иск. — М., 1999. — 326 c.
  • 12. Квливидзе Н. В. Иконографическая программа алтарных росписей московских храмов второй половины XVI века // Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. — М.: Северный паломник, 2005. — С. 621–646.
  • 13. Красносельцев Н. Ф. «Толковая служба» и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в Древней Руси до XVIII века (Библиографический обзор) // Православный собеседник. — Т. 5. — Казань, 1878. — С. 3–43.
  • 14. Логвинов В. Е. Иконы «Строения именитых людей» Строгановых // Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ им. акад. Грабаря. — М.: Сканрус, 2003. — C. 244–282.
  • 15. Малков Ю. Г. Стенопись собора Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле (опыт реконструкции) // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. — М.: Наука, 1977. — C. 368–387.
  • 16. Маханько М. А. К истории сюжета «Служба святого Николы» // От Царьграда до Белого моря. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 243–274.
  • 17. Меняйло В. А. Роспись собора Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле // Материалы и исследования / Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»; Отв. ред. А. Л. Баталов. — Вып. 27. — М., 2016. — C. 10–26.
  • 18. Михельсон Т. Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему акафиста // ТОДРЛ. — Т. 22. — М.; Л.: Наука, 1966. — C. 144–164.
  • 19. Онуфриенко М. О. «Небесная литургия» в монументальной живописи Македонии XV—XVI веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 829–844.
  • 20. Онуфриенко М. О. Боковые двери иконостаса церкви Архангела Михаила в Риге — неизвестные памятники псковской иконописи XVI века. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2021. — Вып. 43. — С. 40–63.
  • 21. Преображенский А. С. К вопросу о датировке росписей собора Успенского монастыря в Свияжске // Свияжские чтения. Сборник докладов конференции. — Вып. I. — Свияжск, 2009. — С. 30–42.
  • 22. Преображенский А. С. Тема коллективной молитвы в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. — М.: Северный паломник, 2005. — С. 229–245.
  • 23. Преображенский А. С. Монументальная живопись Благовещенского собора // Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края: [сборник] / [авт. концепции: З. Мехреньгина и др.; ред.: Т. Юдкевич, М. Афанасьева]. — Пермь: Пермская государственная художественная галерея, 2017. — C. 156–231.
  • 24. Саенкова Е. М. О некоторых особенностях иконографии Великого Входа в древнерусском монументальном искусстве // Искусство христианского мира. — Вып. 8. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2004. — С. 144–151.
  • 25. Саликова Э. П. Настенные росписи церкви Ризоположения // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — Вып. 3. — М., 1980. — C. 138–154.
  • 26. Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. — М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — C. 164–217.
  • 27. Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых её сюжетов // Древнерусское искусство. XVII век. — М.: Наука, 1964. — C. 160–174.
  • 28. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века / [АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры; Ин-т истории искусств Мин-ва культуры СССР]. — М.: Наука, 1976. — 392 c.
  • 29. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII—XIX веков из собраний музеев России. — М.: Радуница, 2000. — 382 c.
  • 30. Суслов В. В. Памятники древнего русского зодчества. — Вып. VII. — СПб.: Имп. Акад. художеств, 1901. — 74 c.
  • 31. Тихомиров М. Н. Из «Владимирского летописца» // Исторические записки. — Т. 15. — М.: Акад. наук СССР, 1945. — C. 278–300.
  • 32. Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. — М.: печатня А. И. Снегиревой, 1913. — 322 c.
  • 33. Успенский А. И., Успенский В. И., Успенский М. И. Очерк церковных древностей города Риги // Труды десятого археологического съезда в Риге, 1896. — Т. 3. — М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1900. — С. 139–220.
  • 34. Царевская Т. Ю. О появлении Страстного цикла в системе алтарной декорации Новгородских церквей. // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 7: Материалы VII научно-практической конференции 27–29 сентября 2016 года. — Великий Новгород: Виконт, 2017. — С. 32–52.
  • 35. Шалина И. А. Врата с «притчами» как символический вход в Дом премудрости // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI в. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 269–293.
  • 36. Felmy K. Ch. „Es schweige alles menschliche Fleisch“. Der Grosse Einzug und die „Schlachtung des Christusknaben“ // „Die Weisheit baute ihr Haus”. Untersuchungen zu Hymnischen und Didaktischen Ikonen. — München: Deutscher Kunstverlag, 1999. — S. 251–291.