Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-03-28
Заголовок |
Орнаментальные мотивы первоначальной декорации новгородской Владычной палаты |
Автор |
Царевская Т. Ю. |
email |
tsarturie@yahoo.com |
Сведения об авторе |
Царевская Татьяна Юрьевна — доктор искусствоведения, старший научный сотрудник. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; ведущий научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., 5, Москва, Российская Федерация, 125009. tsarturie@yahoo.com ORCID: 0000-0002-0774-9474 |
В рубрике |
Древнерусское искусство |
DOI | 10.18688/aa2111-03-28 |
Год |
2021 |
Номер сборника |
11 |
Страницы |
346–359 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
75.052 |
Индекс ББК |
85.14 |
Аннотация |
Расписанные в 1441 г. повелением архиепископа Евфимия интерьеры Владычной палаты производили на современников сильное впечатление, о чём сохранилось свидетельство афонского инока Пахомия Логофета. Но имела ли эта декорация единый замысел, подобно декору некоторых сооружений Западной Европы, и на какие традиции она могла быть ориентирована? Эти вопросы возникают ввиду того, что росписи Владычной палаты являются самыми ранними среди немногочисленных примеров живописной декорации построек гражданского назначения Средневековой Руси. Пролить свет на них позволяют уцелевшие и вновь выявленные в ходе реставрации 2006–2013 гг. орнаментальные элементы росписи.
Исследование показывает, что господство в отделке помещений растительных мотивов одного лиственно-лепесткового типа (“Blüttenblattstil”) (за исключением плетёной розетты), а также продуманная иерархия в его распределении, позволяет говорить о единой концепции всей орнаментальной декорации палаты, за которой, скорее всего, стоит личность ведущего мастера. Этот мастер мог быть знаком с образцами европейской декорации светского характера и ориентировался на них в живописной отделке сводов на нервюрах. Однако в использовании самих мотивов он обращался к местной традиции. В этом отношении ансамбль Владычной палаты представлял собой своего рода гибрид двух разнородных традиций.
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 18–18–00045). |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Царевская Т. Ю. Орнаментальные мотивы первоначальной декорации новгородской Владычной палаты // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 346–359. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-03-28
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь / составлено С. П. Бартеневым. – М.: Синодальная тип., 1912–1916. – Т. 2.– 343 с.
- 2. Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XV веков. — М.: Искусство, 1980. — 551 с.
- 3. Вздорнов Г. И. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. — М.: Искусство, 1989. — 344 с.
- 4. Гордиенко Э. А. Владычная палата Новгородского кремля. — Л.: Лениздат, 1991. –– 104 с.
- 5. Калугина И. В., Яковлев Д. Е., Рузаева Е. А. Архитектура Владычной палаты Новгородского Кремля по материалам исследований 2006–2008 годов // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. — Великий Новгород, 2008. — Вып. 3. — С. 140–178.
- 6. Кызласова И. Л. О подвиге жизни и научном наследии Ю. А. Олсуфьева (1878–1938). Приложение 6: Ю. А. Олсуфьев. К вопросу об орнаменте Иоанновских палат в Новгороде (в порядке разработки материалов, собранных в летние командировки 1931 года) // VII Грабаревские чтения. — М.: Сканрус, 2010. — С. 94–96.
- 7. Лопяло К. К. К примерной реконструкции Золотой палаты Кремлевского дворца и её монументальной живописи // Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. — М.: Наука, 1972. — С. 193–198.
- 8. Мартынов Г. А. Грановитая палата Новгородского кремля. — Новгород: Газ. «Новгородская правда», 1960. — 8 с.
- 9. Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. — М.: Наука, 1976. — 288 с.
- 10. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // ПСРЛ. — Т. III. — М.: Языки русской культуры, 2000. ––704 с.
- 11. Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века. В 2-х томах. — М.: Северный паломник, 2004. –– 860 с.
- 12. Парпулов Г. Р. Зарождение византийского лепесткового орнамента // Путём орнамента. Исследования по искусству Византийского мира / под ред. А. Л. Саминского. — М.: Макс-пресс, 2013. — С. 88–95.
- 13. Пахомий Серб. Житие иже во Вяжищах нашего преосвященнаго архиепископа Великаго Новаграда владыки Евфимия // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. — Вып. 4. — СПб.: Тип. П. А. Кулиша, 1862. –– С. 20–26.
- 14. Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // БЛДР. — Т. 6: XIV — середина XV века / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука. — 1999. — С. 440–443.
- 15. Плешанова И. И. Два памятника древнерусской резьбы по дереву в собрании Русского музея // Сообщения Государственного Русского музея. — 1974. — Т. X. — С. 107–114.
- 16. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. — М.: Наука, 1972. — С. 59–68.
- 17. Порфиридов Н. Г. Декоративная живопись Новгородской Грановитой палаты // Новгородский исторический сборник. — 1973. — Т. V. — С. 48–52.
- 18. Радоjковић Б. Примењена уметност Моравске Србиjе // Моравска школа и њено доба. Научни ску у Ресави, 1968. — Београд: Филозофски факултет универзитета у Београду, 1972. — С. 191–210.
- 19. Сарабьянов В. Д. Росписи Владычной Палаты Новгородского Кремля: Келья Иоанна. Предварительные заметки по результатам реставрационных работ в 2006–2007 годах // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. — Великий Новгород, 2008. — Вып. 3. — С. 119–139.
- 20. Смирнова Э. С. Искусство книги в Средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. — М.: Северный паломник, 2011. — 559 с.
- 21. Трифонова А. Н. Деревянная пластика Великого Новгорода XIV–XVII веков. — М.: Северный паломник, 2012. — 159 с.
- 22. Царевская Т. Ю. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью и её место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века. — М.: Северный паломник, 2007. — 612 с.
- 23. Царевская Т. Ю. Археологические данные о росписи гражданской постройки XIV в. на Владычном дворе в Великом Новгороде // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. –– 2019. –– Т. 33 –– С. 31–44.
- 24. Царевская Т. Ю. Программные основы первоначальной фресковой декорации северо-западного помещения Владычной палаты (кельи Иоанна) в Новгородском кремле // Актуальные проблемы истории и теории искусства. –– 2019. –– Вып. 9. — С. 451–462.
- 25. Cormack R., Hawkins E. J. W. The Mosaics of St. Sophia at Istanbul: The Rooms above the Southwest Vestibule and Ramp // Dumbarton Oaks Papers. ––1977. –– Vol. 31. — P. 177–251.
- 26. Herrmann Ch. Der Hochmeisterpalast auf der Marienburg. Konzeption, Bau und Nutzung der modernsten europäischen Fürstenresidenz um 1400. –– Petersberg: Michael Imhof Verlag, 2019. –– 600 S.
- 27. Riegl A. Stilfragen: Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik. –– Berlin: Verlag von Georg Siemens, 1893. –– 346 S.
|