Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-08-62
Заголовок Итальянская тема в архитектуре Владимира Щуко
Автор email leomaciel@mail.ru
Сведения об авторе Масиель Санчес Лев Карлосович — кандидат искусствоведения. Доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Мясницкая ул., д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000; Старший научный сотрудник НИИТИАГ Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», Душинская ул., д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. leomaciel@mail.ru ORCID: 0000-0001-8092-5430арлосович — кандидат искусствоведения. Доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Мясницкая ул., д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000; Старший научный сотрудник НИИТИАГ Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», Душинская ул., д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. leomaciel@mail.ru ORCID: 0000-0001-8092-5430
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2111-08-62
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 769782
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.035 Индекс ББК 85.113(2)6
Аннотация

Тема Италии занимала важное место в творчестве В. А. Щуко (1878–1939), одной из центральных фигур русской архитектуры первой половины ХХ в. Тема эта изучена мало, как и его творчество в целом. В статье выявлены все постройки и проекты мастера с итальянскими аллюзиями, по возможности определены их прототипы и роль в архитектурном контексте. Во втором доме Маркова в Петербурге (1910–1911) Щуко впервые ввёл в русскую архитектуру палладианскую тему полуколонн гигантского ордера; она затем была развита им и подхвачена другими русскими архитекторами. В проекте дома Бурцева (1911) Щуко предложил оригинальную трактовку палаццо Тьене Палладио, в Московском банке в Петербурге (1915) — палаццо Массимо Перуцци. Впервые публикуемые в данной статье три проекта особняков (1912, 1915 и 1916) отражают работу Щуко с палладианскими виллами Эмо и Ротондой, а также Базиликой. Проект Дома правительства Абхазии (1932) обыгрывает тему фасада-экседры палаццо в Палестрине; такой фасад затем будет регулярно использоваться в архитектуре советских санаториев. В ряде проектов до и после революции Щуко использует мотивы Колизея, Сан-Марко и дворца Дожей. Наиболее примечателен проект театра в Ашхабаде (1934), где ориенталистский образ собран из венецианских деталей. Интересно отметить, что не апеллирующие к Италии Библиотека им. Ленина (1928–1941) и проект Академии им. Фрунзе (1931) обнаруживают, тем не менее, большую близость поискам итальянских архитекторов 1930-х гг. В целом, Щуко оказывается вторым после Жолтовского русским архитектором по частоте обращения к итальянским темам, но первым — по разнообразию использованных прообразов.

Исследование выполнено за счёт средств Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН, тема 1.2.10.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Масиель Санчес Л. К. Итальянская тема в архитектуре Владимира Щуко // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 769–782. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-08-62
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Архитектура СССР. — 1935. — № 6. — С. 16–21.
  • 2. Бархин А. Д. Геометризация ордера в творчестве И. А. Фомина и В. А. Щуко 1920-1930-х // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2019. — № 4. Ч. 1. — C. 11–24.
  • 3. Басс В. Г. Петербургская неоклассическая архитектура 1900–1910-х годов в зеркале конкурсов: слово и форма. — СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2010. — 486 с.
  • 4. Владимир Алексеевич Щуко. 1878–1939. Выставка к 100-летию со дня рождения. Каталог. — М.: Советский художник, 1980. — 72 с.
  • 5. Гостев И. Е. Владимир Щуко // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – нач. ХХ века. — СПб.: Лениздат, 2000. — С. 761–785.
  • 6. Евстратова М. В., Колузаков С. В. Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев. — Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2014. — 143 с.
  • 7. Ежегодник Общества архитекторов-художников. — 1911. — Вып. 6. — C. 121–140.
  • 8. Ежегодник Общества архитекторов-художников. — 1935. — Вып. 14. — С. 228–237.
  • 9. Кауфман С. А. Владимир Алексеевич Щуко. — М.: Академия архитектуры СССР, 1946. — 64 с.
  • 10. Кириков Б. М. Ретроспективный вариант неоклассики в строительстве жилых домов Петербурга 1907–1909 гг. // Архитектурное наследство. — 2019. — Т. 71. — С. 218–235.
  • 11. Лансере Е. Е. Дневники. Кн. 3. Художник и государство — М.: Искусство. — XXI век, 2009. — 800 с.
  • 12. Лисовский В. Г. Иван Фомин и метаморфозы русской классики. — СПб.: Коло, 2008. — 488 с.
  • 13. Печёнкин И. Е. Казус дома Тарасова. Заметки на полях творческой биографии И. В. Жолтовского // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. — c. 460–471.
  • 14. Печёнкин И. Е., Шурыгина О. С. Выставочные павильоны И. В. Жолтовского. К творческой биографии зодчего // Архитектурное наследство. — 2019. — Т. 71. — С. 236–247
  • 15. Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX в. — М.: [б. и.], 1992. — 169 с.
  • 16. Славина Т. А. Владимир Щуко. — Л.: Лениздат, 1978. — 136 с.
  • 17. Хан-Магомедов С. О. Иван Жолтовский. — М.: С. Э. Гордеев, 2010. — 352 с.
  • 18. Хан-Магомедов С. О. Иван Фомин. — М.: С. Э. Гордеев, 2011. — 336 с.
  • 19. Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина. Психология и стиль. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 560 с.
  • 20. Хмельницкий Д. С. А. В. Щусев и конкурс на Библиотеку им. В. И. Ленина // Проект Байкал. — 2019. — № 59. — С. 76–81.
  • 21. Шурыгина О. С. Новые данные об И. В. Жолтовском (к 150-летию со дня рождения архитектора) // Архитектурное наследство. — 2017. — Т. 67. — С. 170–186.