Заголовок | Итальянская тема в архитектуре Владимира Щуко | ||||||||
Автор | Масиель Санчес Л. К. | leomaciel@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Масиель Санчес Лев Карлосович — кандидат искусствоведения. Доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Мясницкая ул., д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000; Старший научный сотрудник НИИТИАГ Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», Душинская ул., д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. leomaciel@mail.ru ORCID: 0000-0001-8092-5430арлосович — кандидат искусствоведения. Доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Мясницкая ул., д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000; Старший научный сотрудник НИИТИАГ Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», Душинская ул., д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. leomaciel@mail.ru ORCID: 0000-0001-8092-5430 | ||||||||
В рубрике | Искусство XX века и современности | DOI | 10.18688/aa2111-08-62 | ||||||
Год | 2021 | Номер сборника | 11 | Страницы | 769–782 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.035 | Индекс ББК | 85.113(2)6 | ||||
Аннотация |
Тема Италии занимала важное место в творчестве В. А. Щуко (1878–1939), одной из центральных фигур русской архитектуры первой половины ХХ в. Тема эта изучена мало, как и его творчество в целом. В статье выявлены все постройки и проекты мастера с итальянскими аллюзиями, по возможности определены их прототипы и роль в архитектурном контексте. Во втором доме Маркова в Петербурге (1910–1911) Щуко впервые ввёл в русскую архитектуру палладианскую тему полуколонн гигантского ордера; она затем была развита им и подхвачена другими русскими архитекторами. В проекте дома Бурцева (1911) Щуко предложил оригинальную трактовку палаццо Тьене Палладио, в Московском банке в Петербурге (1915) — палаццо Массимо Перуцци. Впервые публикуемые в данной статье три проекта особняков (1912, 1915 и 1916) отражают работу Щуко с палладианскими виллами Эмо и Ротондой, а также Базиликой. Проект Дома правительства Абхазии (1932) обыгрывает тему фасада-экседры палаццо в Палестрине; такой фасад затем будет регулярно использоваться в архитектуре советских санаториев. В ряде проектов до и после революции Щуко использует мотивы Колизея, Сан-Марко и дворца Дожей. Наиболее примечателен проект театра в Ашхабаде (1934), где ориенталистский образ собран из венецианских деталей. Интересно отметить, что не апеллирующие к Италии Библиотека им. Ленина (1928–1941) и проект Академии им. Фрунзе (1931) обнаруживают, тем не менее, большую близость поискам итальянских архитекторов 1930-х гг. В целом, Щуко оказывается вторым после Жолтовского русским архитектором по частоте обращения к итальянским темам, но первым — по разнообразию использованных прообразов. Исследование выполнено за счёт средств Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН, тема 1.2.10. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Масиель Санчес Л. К. Итальянская тема в архитектуре Владимира Щуко // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 769–782. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-08-62 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|