Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-11-73
Заголовок Изобразительное искусство как антропологический источник
Автор email larusparus@mail.ru
Сведения об авторе Шпак Лариса Юрьевна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник. Институт и музей антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Моховая ул., д. 11, Москва, Российская Федерация, 125009. larusparus@mail.ru ORCID:0000-0002-6936-9426 Перевозчиков Илья Васильевич (1939‒2021) — доктор биологических наук, главный научный сотрудник. Институт и музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Моховая ул., д. 11, Москва, Российская Федерация, 125009.
В рубрике Междисциплинарные методы в изучении культурного наследия DOI10.18688/aa2111-11-73
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 898906
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 572; 7.041 Индекс ББК 28.7; 85.1
Аннотация

Уже на ранних этапах становления антропологии как самостоятельной отрасли знания исследователи обратили внимание на произведения искусства как источник антропологической информации. До эпохи фотографии сведения о внешности человека можно было получить либо из его описания современниками, либо из его прижизненного изображения. В антропологии основным методом получения информации о биологических особенностях древнего населения является изучение костных останков. Оба подхода были объединены в методе антропологической реконструкции лица (М. М. Герасимов), но некоторые важные признаки внешности (например, пигментация, форма волос и др.) остаются вне системы описания. Мы применили к изучению изображений человека не индивидуально-типологический, а популяционный подход. Группа изображений с одной территории и хронологического периода анализируется как выборка из популяции с расчётами обычной статистики и созданием обобщённых портретов (метод Ф. Гальтона). Этот подход позволяет визуализировать образы древнего и современного населения Европы по произведениям искусства, характеризовать внутри- и межгрупповую изменчивость антропологических признаков. При определении описательных морфологических признаков используется стандартный набор принятых в антропологии шкал. Из современных групп сделаны и проанализированы обобщённые изображения по русской портретной живописи XVII‒XIX вв., европейской портретной живописи XVI‒XVII вв. Из древних групп исследованы Фаюмские погребальные портреты и этрусско-римские вотивные терракотовые головы. Антропологическое изучение памятников искусства является перспективным как в исследовании этногенеза древних групп населения Европы, так и с позиции изучения ранних этапов портретного искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Шпак Л. Ю.; Перевозчиков И. В. Изобразительное искусство как антропологический источник // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 898–906. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-11-73
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Абрамова З. А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. — М.: Наука, 1966. — 224 с.
  • 2. Антонова Е. В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. — М.: Наука, 1977. — 152 с.
  • 3. Бужилова А. П. Антропологические портреты исторических личностей: иллюстрация или независимый источник? // Вестник антропологии. Научный альманах. — М., 2007. — Вып. 15, ч. 1. — С. 45‒51.
  • 4. Бунак В. В. Антропометрия. — М.: УЧПЕДГИЗ, 1941. — 368 с.
  • 5. Вергелес М. О. Антропологическая достоверность портретных изображений // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2018. —№ 3. — С. 146‒152.
  • 6. Герасимова М. М. Лица наших предков. К 100-летию со дня рождения М. М. Герасимова. — СПб.: МАЭ РАН, 2007. — 48 с.
  • 7. Зинин А. М. Внешность человека в криминалистике и судебной экспертизе. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 200 с.
  • 8. Искусство портрета. Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа. Казань, историко-культурный музей-заповедник «Казанский Кремль» / Науч. ред. А. А. Трофимова. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2018. — 240 с.
  • 9. Локк К. Э. Живописный портрет как источник антропологической информации (методические аспекты): дис…к.б.н. — Москва, 2011. — 160 с.
  • 10. Локк К. Э. Компьютерные методы суммирования изображений, обобщённый и усреднённый портреты // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2011. — № 1. — С. 37‒40.
  • 11. Мавлеев Е. В. Концепция этрусского портрета. Семантика поиска и художественное открытие // Образ — смысл в античной культуре. — М., 1990. — С. 203‒222.
  • 12. Маурер А. М. Обобщённый фотопортрет как источник антропологической информации: дис…к.б.н. — Москва, 2006. — 162 с.
  • 13. Перевозчиков И. В., Маурер А. М. Обобщённый фотопортрет: история, методы, результаты // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2009. — № 1. — С. 35‒44.
  • 14. Перевозчиков И. В., Локк К. Э., Сухова А. В., Тихомиров М. Н. Результаты антропологического изучения портретной живописи России XVIII‒XIX веков // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2011. — № 1. — С. 25‒36.
  • 15. Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю., Шимановская А. С. К антропологии Фаюмского оазиса I‒IV веков нашей эры // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2012. —№ 4. — С. 127‒133.
  • 16. Перевозчиков И. В., Вергелес М. О., Шпак Л. Ю., Сухова А. В. К антропологической характеристике населения Амстердама XVI‒XVII вв. // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2015. — № 4. — С. 97‒106.
  • 17. Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю. К антропологии этрусков // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2018. — № 1. — С. 73‒85.
  • 18. Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 32 с.
  • 19. Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. ―М.: Изд-во МГУ, Высшая школа, 2005. — 400 с.
  • 20. Шпак Л. Ю. Эстетическое восприятие как биологическое свойство человека разумного (К вопросу о происхождении искусства в работах Я. Я. Рогинского) // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2015. — № 3. — С. 115‒122.
  • 21. Шпак Л. Ю. Древние изображения человека: оценка информативности в контексте их применения в физической антропологии. // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2015. — № 4. — С. 116‒125.
  • 22. Шпак Л. Ю. Анатомические вотивы античного Средиземноморья: культурно-исторический феномен представления биологического и медицинского знания (по литературным данным) // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2018. — № 3. — С. 102‒117.
  • 23. Comella A. Offerte in forma di figura umana // Thesaurus cultus et rituum antiquorum (ThesCRA) I / Eds. J. Ch. Barlty et al. — Los Angeles: Getty Publications, 2004. — P. 330–359.
  • 24. Galton F. Composite Portraits Made by Combining Those of Many Different Persons into a Single Figure // Nature. — 1878. — № 18. — P. 97‒100.
  • 25. Graham D., Pallett P., Meng M., Leder H. Representation and Aesthetics of the Human Face in Portraiture // Art and Perception. — 2014. — № 2. — P. 75‒98.
  • 26. Martin R. Lehrbuch der Anthropologie in systematischer darstellung. Erster band: somatologie. — Jena: Verlag von Gustav Fisher, 1928. — 578 s.
  • 27. Steingraeber S. Zum Phanomen der etruskisch-italis chen Votivkopfe // RM (Mitteilungen des Deutschen Archaologishen). — 1980. — № 87. — P. 215‒253.
  • 28. Turfa J. M. Anatomical Votives // Thesaurus Cultus et Rituum Antiquorum I. (ThesCRA) / Eds. J.Ch. Barlty et al. — Los Angeles: Getty Publications, 2004. — P. 359‒368.