Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-02-23
Заголовок |
История Муранского диптиха, или Сказ о том, как первые византинисты оклад искали |
Автор |
Лидова М. А. |
email |
mlidova@mail.ru |
Сведения об авторе |
Лидова Мария Алексеевна — кандидат искусствоведения, сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН, ул. Николаева, д. 8, Новосибирск, Российская Федерация, 630090. mlidova@mail.ru ORCID: 0000-0002-4767-6644 |
В рубрике |
Византийское и восточнохристианское искусство |
DOI | 10.18688/aa2111-02-23 |
Год |
2021 |
Номер сборника |
11 |
Страницы |
285–295 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.033.2 |
Индекс ББК |
85.12; 85.13 |
Аннотация |
Муранский диптих представляет собой один из важнейших примеров резьбы по кости, сохранившихся от ранневизантийского времени. Первоначально диптих служил окладом Евангелия и украшал кодекс с двух сторон: с одной находились сцены, посвящённые Христу, с другой — рельефы с апокрифическими сказаниями, связанными с Марией и её матерью св. Анной. Данная работа посвящена истории изучения и анализу первых научных публикаций этого памятника, оказавшегося в центре внимания специалистов во второй половине XIX в. После издания кости из Равенны в монументальном труде Раффаэля Гарруччи в 1880 г. один за другим ведущие византинисты того времени — Дмитрий В. Айналов и Йозеф Стржиговский — стали выявлять и публиковать утраченные фрагменты оклада. Предлагаемая работа позволит реконструировать последовательность обнаружения фрагментов Муранского диптиха, что ранее не осуществлялось, а также установить их местонахождение на момент конца XIX в. Как показано в работе, историю изучения Муранского диптиха можно рассматривать как один из ярчайших примеров развития искусствоведческой мысли в эпоху формирования истории византийского искусства как академической дисциплины.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-012-41005 «Иерусалим и малоизвестные апокрифы в славянских переводах: текстология, источники, доктрины». |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Лидова М. А. История Муранского диптиха, или Сказ о том, как первые византинисты оклад искали // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 285–295. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-02-23
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Айналов Д. В. Пластинка диптиха из слоновой кости из собрания графа Г. С. Строганова в Риме // Известия и Заметки Императорского Московского Археологического общества. — 1893. — T. 1. — № 6. — С. 201–208.
- 2. Айналов Д. В. Часть Равеннскаго диптиха в собрании графа Г. С. Строганова // Византийский Временник. — 1897. — Т. IV. — Вып. 1–2. — C. 128–142.
- 3. Айналов Д. В. Часть Равеннского диптиха в собрании графа Крауфорда // Византийский Временник. — 1898. — Т. V. — Вып. 1–2. — С. 153–186.
- 4. Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. — Спб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1900. — 229 с.
- 5. Анфертьева А. Н. Д. В. Айналов: жизнь, творчество, архив // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге / Под ред. И. П. Медведева. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 259–312.
- 6. Бакалдина Е. В. Собрание М. П. Боткина: источники и историография // Искусство Евразии [Электронный журнал]. — 2021. — № 1(20). — С. 120–141.
- 7. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. — Л.; М.: Советский художник, 1966. — 392 с.
- 8. Залесская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства IV–VII веков. —СПб.: Изд-во ГЭ, 2006. — 272 с.
- 9. Лидова М. А. Диптих из Мурано — византийский оклад VI века // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». — 2022. (в печати).
- 10. Мацулевич Л. А. Византийские резные кости собрания М. П. Боткина // Сборник Государственного Эрмитажа. — Петербург, 1923. — Т. 2. — С. 43–72.
- 11. Редин Е. К. Диптих Эчмиадзинской Библиотеки // Записки Императорского Русского Археологического Общества. — 1891. — Т. 5. — Вып. 12. — С. 215–229.
- 12. Собрание М. П. Боткина. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 38 с.
- 13. Халпахчьян В. О. Документы по истории коллекции графа Г. С. Строганова (1829–1910) в государственных, музейных и частных архивах Италии и России // Итальянские архивы в России — российские архивы в Италии. «Проблемы итальянистики». — Вып. 5. — М.: РГГУ, 2013. — С. 259–282.
- 14. Хрушкова Л. Йозеф Стриговский и Йозеф Вильперт в России: идеи, дискуссии, сотрудничество // Труды Государственного Эрмитажа. — 2012. — № 69. — C. 544–585.
- 15. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century / Ed. K. Weitzmann. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1979. — 735 p.
- 16. Cristoferi E. Il restauro del “Dittico di Murano”. Studio per la ricomposizione strutturale di un avorio del Museo Nazionale di Ravenna // Kermes: Arte e tecnica del restauro. —1991. — №12. — P. 34–39.
- 17. Garrucci R. Storia dell’arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. — Prato: Guasti, 1880. — Vol. VI. — 184 p.
- 18. Gasbarri G. Bridges between Russia and Italy: Studies in Byzantine Art at the Beginning of 20th Century // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles. — Vol. 1. — St. Petersburg, 2011. — P. 101–108.
- 19. Gori A. F. Thesaurus veterum diptychorum consularium et ecclesiasticorum, tum eiusdem auctoris cum aliorum lucubrationibus inlustratus ac in tres tomos divisus. — Florence: Typographia Caietani Albizzini, 1759. — 923 p.
- 20. Hermanin F. Alcuni avori della collezione del conte Stroganoff a Roma // L’Arte. — 1898. — № 1. — P. 1–11.
- 21. Ivoires médiévaux, Ve-XVe siècle / Ed. D. Gaborit-Chopin. — Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 2003. — 645 p.
- 22. Khrushkova L. G. Ajnalov // Personenlexikon zur Christlichen Archäologie / Hrsg. von S. Heid, M. Dennert. — Regensburg: Schnell+Steiner, 2012. — S. 53–54.
- 23. Leonelli F. Josef Strzygowski (1861–1942), Dmitry Ainalov (1862–1939) and the Question of Geographical Borders in the Theory of Art: The Possibility of a “Geographic Eye” // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles. — Vol. 10. — St. Petersburg, 2020. — P. 609–617. DOI: 10.18688/aa200-4-55
- 24. Lidova M. The Rise of Byzantine Art and Archaeology in Late Imperial Russia // Empires of Faith in Late Antiquity: Histories of Art and Religion from India to Ireland / Ed. J. Elsner. — Cambridge: CUP, 2019. — P. 128–160.
- 25. Lowden J. The Word Made Visible: The Exterior of the Early Christian Books as Visual Argument // The Early Christian Book / Ed. W. E. Klingshirn, L. Safran. —Washington D.C.: Catholic University of America Press, 2007. — P. 13–47.
- 26. Maskell W. A Description of the Ivories, Ancient and Mediaeval, in the South Kensington Museum. — London: Chapman & Hall, 1872. — 211 p.
- 27. Meyer W. Zwei antike Elfenbeintafeln der k. Staats-Bibliothek in München. — München: Akad. Der Wiss., 1879. — 84 S.
- 28. Moretti S. Roma bizantina: opere d’arte dall’impero di Costantinopoli nelle collezioni romane. — Roma: Campisano, 2014. — 387 p.
- 29. Rizzardi C. Il “Dittico di Murano” conservato nel museo nazionale di Ravenna: aspetti e problematiche // Historian pictura refert. Miscellanea in onoredi padre Alejandro Recio Veganzones. — Città del Vaticano: PIAC, 1994. — P. 485–496.
- 30. Rizzardi C. Osservazioni sull’iconografia del dittico di Murano // Felix Ravenna. —1994. — № 82. — P. 142–151.
- 31. Strzygowski J. Das Etschmiadzin-Evangeliar. Beiträge zur Geschichte der armenischen, ravennatischen und syro-ägyptischen Kunst. — Wien: Mechitharisten-Congregation, 1891. — 127 S.
- 32. Strzygowski J. Zwei weitere Stücke der Marientafel zum Diptychon von Murano // Byzantinische Zeitschrift. — 1899. — № 8. —S. 678–681.
- 33. Strzygowski J. Hellenistische und koptische Kunst in Alexandria. — Vienna: Mechitharisten-Buchdruckerei, 1902. — 99 S.
- 34. Stuhlfauth G. Die altchristliche Elfenbeinplastik. — Freiburg; Leipzig: Mohr, 1896. — 211 S.
- 35. Thierry N. Identification de deux ivoires paléochrétiens // Journal des savants. —1978. — T. 7–8. — P. 185–188.
- 36. Volbach W.F. Elfenbeinarbeiten der Spätantike und des frühen Mittelalters. — Mainz: Philipp von Zabern, 1976 (reprint of 1952). — 154 S.
|