Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-02-20
Заголовок |
Новые результаты визуализации утраченных миниатюр Хлудовской Псалтири середины IX в. естественнонаучными методами |
Автор |
Уханова Е. В.; Жижин М. Н.; Андреев А. В. |
email |
evoukhanova@mail.ru |
Сведения об авторе |
Уханова Елена Владимировна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Государственный исторический музей. Москва, Красная пл., 1, evoukhanova@mail.ru ORCID: 0000-0003-2878-1040
Жижин Михаил Николаевич — кандидат физико-математических наук, главный специалист. Институт космических исследований РАН. Москва, ул. Профсоюзная, д. 84/32; Cooperative Institute for Research in Environmental Sciences (CIRES), NOAA National Canters for Environmental Information, Boulder, USA. jjn@wdcb.ru
Андреев Александр Викторович — главный специалист. Институт космических исследований РАН. Москва, ул. Профсоюзная, д. 84/32. andreev.aleksander@gmail.com ORCID: 0000-0001-5357-097X
|
В рубрике |
Византийское и восточнохристианское искусство |
DOI | 10.18688/aa2111-02-20 |
Год |
2021 |
Номер сборника |
11 |
Страницы |
244–255 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
9.93 |
Индекс ББК |
85.103(3) |
Аннотация |
Статья посвящена использованию современных естественнонаучных методов в изучении средневековых изобразительных источников в рамках совместного проекта Государственного исторического музея и Института космических исследований. Метод мультиспектральной макрофотосъёмки с последующей программной обработкой цифровых изображений позволил визуализировать угасшие и стёртые рисунки в выдающемся византийском памятнике середины IX в. — Хлудовской Псалтири. В центре особого внимания был цикл миниатюр с изображением Воскресения Христова. Полученные естественнонаучными методами угасшие рисунки предоставляют новые возможности в трактовке этого сюжета. Также затрагивается вопрос о разделении оригинальной живописи и более поздней реставрации XIV в. В результате проведенных экспериментов был выявлен режим мультиспектральной съёмки, который позволяет увидеть неоднородность красочного слоя миниатюр. Однако вывод о соотношении в них оригинальной живописи и поновлений можно будет сделать лишь после комплексного обследования методом мультиспектральной съемки основного объема миниатюр и сравнения их с аналогичными изображениями в схожих списках иллюминированных Псалтирей IX в.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ 17-29-04476 офи-м «Методы визуализации угасших текстов и другой графической информации в средневековых письменных памятниках (рукописях) с использованием электромагнитного излучения различных спектральных диапазонов и цифровых технологий обработки изображений». |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Уханова Е. В.; Жижин М. Н.; Андреев А. В. Новые результаты визуализации утраченных миниатюр Хлудовской Псалтири середины IX в. естественнонаучными методами // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 244–255. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-02-20
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Быкова Г. З., Добрынина Э. Н. О времени создания миниатюр Хлудовской Псалтири: результаты исследования в процессе реставрации // Монфокон: Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике / Отв. ред. Б. Л. Фонкич.— М.: Языки славянской культуры, 2017. — С. 72–79.
- 2. Жижин М. Н., Уханова Е. В., Андреев А. В. Естественнонаучные методы в визуализации утраченных фрагментов средневековых изобразительных источников // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сб. статей / Авт.-сост. Е. А. Воронцова; отв. ред. А. Г. Голиков. — М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2019. — С. 661–670.
- 3. Иванова С. В. Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX–XIV вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2014. — Вып. 4 (16). — С. 7–18.
- 4. Иванова С. В. Иконография Воскресения: к вопросу о времени возникновения и древних памятниках // Обсерватория культуры. — 2018. — Т. 15, № 1. — С. 48–57.
- 5. Кондаков Н. П. Миниатюры греческой рукописи Псалтири IX века из собрания А. И. Хлудова в Москве. — М.: В Синодальной типографии, 1878. — 22 + XIV с.
- 6. Костецкая Е. О. К иконографии Воскресения Христова. Anastasis по миниатюрам Хлудовской Псалтири // Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием имени Н. П. Кондакова. Т. 2. — Прага: Seminarium Kondakovianum, 1928. — C. 61–70.
- 7. Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сб. статей. — М.: Наука, 1971. — 408 с.
- 8. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — 194 с.
- 9. Лозовая И. Е., Фонкич Б. Л. О происхождении Хлудовской Псалтири // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 7–20.
- 10. Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX века // Византийский временник — 2002. — Т. 61.— С. 151–171.
- 11. Попова О. С. Пути византийского искусства. — М.: Гамма-пресс, 2013. – 460 с.
- 12. Уханова Е., Жижин М., Андреев А., Пойда А. Естественнонаучные и традиционные методы в исследовании Хлудовского глаголического палимпсеста XI в. (ГИМ, Хлуд. 117): предварительные результаты // Studi slavistici. — 2018. — No. XV, 2. — С. 5–38.
- 13. Уханова Е. В., Жижин М. Н., Андреев А. В., Пойда А. А, Ильин В. А. Прижизненный портрет Ивана Грозного: визуализация угасшего памятника естественнонаучными методами // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2019. — № 2 (76). — С. 13–29.
- 14. Фонкич Б. Л. Хлудовская Псалтирь: кодикология и палеография; история рукописи // Образ Византии. Сб. статей в честь О. С. Поповой. — М.: Северный Паломник, 2008. — С. 577–586.
- 15. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской псалтири: Греческий иллюстрированный кодекс IX века. — М.: Искусство, 1977. — 320 с.
- 16. Corrigan K. Visual Polemics in the Ninth Century Byzantine Psalters. — Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — XVI + 325 p.
- 17. Dufrenne S. Une illustration “historique”, inconnue, du Psautier du Mont-athos, Pantocrator no. 61 // Cahiers archéologiques. Fin de l’antiquité et Moyen Âge. — 1965. — Vol. 15. — P. 83–95.
- 18. Evangelatou M. The Illustration of the Ninth-Century Byzantine Marginal Psalters: Layers of Meaning and Their Sources (Ph. D. diss.) — London, 2002. — 292 p.
- 19. Evangelatou M. Liturgy and the Illustration of the Ninth-Century Byzantine Marginal Psalter // Dumbarton Oaks Papers. — 2011. — No. 63. — P. 59–116.
- 20. Grabar A. L’Iconoclasme Byzantine. Le Dossier Archéologique. — Paris: Collège de France, Fondation Schlumberger pour les études byzantines, 1957. — 277 p.
- 21. Kartsonis A. Anastasis. The Making of an Image. Princeton, Princeton University Press, 1986. — XVIII + 263 p.
- 22. Ševčenco I. The Anti-Iconoclastic Poem in the Pantocrator Psalter // Cahiers archéologiques. Fin de l’antiquité et Moyen Âge. — 1965. — Vol. 15. — P. 39–60.
- 23. Weitzmann K. Die Byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jahrhunderts. — Wien, 1996.
|