Аннотация |
В христианской иконографии образ дракона-змея широко известен как символ дьявола и преисподней. Самые ранние его изображения в средневековой скульптуре Армении и Южного Кавказа встречаются в VI–VII вв. в сценах со святыми воинами, убивающими дракона. В период развитого средневековья змея появляется также в каноничных сценах Грехопадния, Крещения Христа, Сошествия в Ад. Однако с X в. в церковной пластике появляются композиции, отражающие архаичные представления об этом монстре — его благие функции. Так, у многих народов небесный змей мыслился окаймляющим небосвод, разделяющим небо и землю. Он также был связан с циклами солнца и луны, которые периодически поглощались и извергались драконом. В этом отношении образ последнего был весьма близок с морскими чудовищами, в частности с образом кита пророка Ионы, что определило близость их иконографии. В геральдических композициях начала X в. с драконами и человеческим ликом в центре отразилась астральная символика монстра. Как пороговое существо, змей-дракон имел функции апотропея, что видно на целом ряде рельефов XII–XIV вв. с парными драконами на башнях, дверных проемах и окнах церквей. В последних драконы, как правило, изображались с раскрытыми ртами и переплетенными телами. Данная иконография имеет очевидные параллели с исламскими образами драконов того же времени, имеющими одинаковую астрально-апотропеическую символику.
Исследование проводилось в рамках гранта по проекту «Скульптурное убранство руинированных и мало изученных церковных комплексов Армении XII–XIV вв.» (21T-6E291), предоставленного Комитетом по науке при министерстве образования, науки, культуры и спорта Республики Армения.
|
Список цитируемой литературы |
- 1. Bobokhyan А.; Gilibert А.; Hnila P. Archaeology of Vishap Stones. The Vishap Stone Stelae. Yerevan, Gitutyun Publ., 2015, pp. 269–396 (in Armenian).
- 2. Dadiani T.; Khundadze T.; Kvachatadze E. Medieval Georgian Sculpture. Tbilisi, Cezanne Printing House Publ., 2017. 375 p.
- 3. Daneshvari A. Of Serpents and Dragons in Islamic Art. An Iconographical Study. Costa Mesa, Mazda Publ., 2011. 238 p.
- 4. Der Nersessian S. Aght’amar. Church of the Holy Cross. Cambridge, Harvard University Press Publ., 1965. 132 p.
- 5. Endoltseva E. Arkhitekturnaia plastika Abkhazii v period Abkhazskogo tsarstva (VIII–XI vv.). Moscow, Institute of Oriental Studies Publ., 2020. 432 p. (in Russian).
- 6. Garsoian N. (transl. and comm.). The Epic Histories Attributed to P’awstos Buzand (Buzandaran Patmutʿiwnkʿ). Cambridge, Harvard University Press Publ., 1989. 665 p.
- 7. Ghafadaryan K. Dvin qaghaqy’ ev nra peghumnery’ II (The City of Dvin and its Excavations II). Yerevan, Academy of Sciences of Armenian Soviet Socialist Republic Publ., 1982. 166 p. (in Armenian).
- 8. Hakobyan Z. Masks in Medieval Armenian Sculpture. Actual Problems of Theory and History of Art, vol. 5. St. Petersburg, NP-Print Publ., pp. 263–269 (in Russian). DOI: 10.18688/aa155-2-26
- 9. Hayrapetyan T. Combination of Archetypes in Armenian Tales of Magic and Epic Heritage. Yerevan, Gitutyun Publ. 2016. 462 p. (in Armenian).
- 10. Hovhannisyan K. Manifestation of the Archetypal Image of Dragon in the Armenian Worldview. Vishap on the Borderline of Fairy Tale and Reality. Yerevan, Institute of Archaeology and Ethnography Publ., 2019, pp. 75–105 (in Armenian).
- 11. Iamanidzé N. Saints cavaliers: Culte et images en Géorgie aux IVe–XIe siècles. Wiesbaden, Reichert Verlag Publ., 2016. 204 p. (in French).
- 12. Israelian A. The Good Practices of Snakes and Dragons in the Armenian Beliefs. Vishap on the Borderline of Fairy Tale and Reality. Yerevan, Institute of Archaeology and Ethnography Publ., 2019, pp. 190–205 (in Armenian).
- 13. Kuehn S. Dragon in Medieval East Christian and Islamic Art. Leiden; Boston, Brill Publ., 2011. 298 p.
- 14. Kuehn S. The Dragon in Transcultural Skies: Its Celestial Aspect in the Medieval Islamic World. Spirits in Transcultural Skies. Auspicious and Protective Spirits in Artefacts and Architecture between East and West. Switzerland, Cham, Springer International Publ., 2015, pp. 71–97.
- 15. Kyurkchyan A.; Khatcherian H. Armenian Ornamental Art. Yerevan, Craftology Publ., 2010. 190 p.
- 16. Mathews Th. Genesis Frescoes of Altamar. Revue des Études Arméniennes, 1982, vol. 16, pp. 245–257.
- 17. Mathews Th. Icons in Early Armenia and the Triptych of Dvin. FILOPATION. Sparziergang im Kaiserlichen Garten. Schriften űber Byzanz und seinen Nachbarn. Festschrift fűr Arne Effenberger zum 70. Geburststag. Mainz, Romisch-Germanisches Zentralmuseum Publ., 2012, pp. 207–216.
- 18. Mikayelyan L. The Iconography of the Scenes of the Story of Jonah at the Church of the Holy Cross of Aghtamar. Early Christian, Jewish, Sasanian Sources and the New Interpretations. Vem Pan-Armenian Journal, 2018, no. 3 (63), pp. 182–204 (in Armenian).
- 19. Mikayelyan L. To the Interpretation of the Image of the So-called “Senmurv” according to the Armenian and Eastern Christian Monuments (VII–XIII). Transactions of the State Hermitage Museum, vol. 99. St. Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2019, pp. 159–169 (in Russian).
- 20. Mnatsakanian St. Haykakan ashxarhik patkeraqandaky’ IX–XIV darerum (Armenian Secular Relief of 11th–14th Centuries). Yerevan, Academy of Sciences of the Armenian Soviet Socialist Republic Publ., 1976. 177 p. (in Armenian).
- 21. Öney G. Sun and Moon Rosettes in the Shape of Human Heads in Anatolian Seljuk Architecture. Anatolica, 1969–1970, no. 3, pp. 195–209.
- 22. Petrosyan H. Khachkar: The Origins, Functions, Iconography, Semantics. Yerevan, Printinfo Publ., 2008. 406 p. (in Armenian).
- 23. Riccioni S. Dal kētos al sēnmurv? Mutazioni iconografiche e transizioni simboliche del kētos dall’Antichità al Medioevo (secolo XIII). Hortus Artium Medievalium, 2016, vol. 22, 2016, pp. 130–144 (in Italian).
- 24. Thomson R. (transl. and comm.) Thomas Artsruni and Anonymous, History of the House of the Artsrunik. Detroit, Wayne State University Press Publ., 1985. 416 p.
- 25. Thomson R. (transl. and comm.). Moses Khorenatsʻi: History of the Armenians. Ann Arbor, Caravan books Publ., 2006. 412 p.
|