Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-04-34
Заголовок Фрески базилики Ахиропиитос в Фессалониках: консерватизм и новации в византийском искусстве первой половины XIII века
Автор email a.likhenko@gmail.com
Сведения об авторе Лихенко Анастасия Вячеславовна — аспирант. МГУ имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские Горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; Научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. a.likhenko@gmail.com ORCID: 0000-0002-1927-4330
В рубрике Балканские исследования DOI10.18688/aa2111-04-34
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 437452
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2...6 Индекс ББК 85.103(3)
Аннотация

Фрески ΧΙΙΙ в. В базилике Ахиропиитос в Фессалониках расположены в южном нефе, над колоннадой. Ансамбль представляет собой образы Сорока мучеников Севастийских, изображённых в полный рост и в медальонах. Фрески Ахиропиитос датируют после 1224 г., когда Фессалоники были отвоеваны у латинян. Важной датой для изучения ансамбля является 1230 г., когда в день памяти Сорока мучеников болгарский царь Иван II Асень разгромил эпирского правителя и императора Фессалоник Феодора Комнина Дуку. По версии современных исследователей, Мануил Комнин Дука (1230—1237 гг.), брат Феодора и зять Ивана II Асеня, следующий правитель Фессалоник, мог быть заказчиком живописи в Ахиропиитос.

А. Ксингопулос, первый исследователь фресок Ахиропиитос, выделял в них руки трёх художников: мастера медальонов, мастера ростовых фигур и мастера одежд. Однако такое строгое деление кажется невозможным в условиях работы артели. Более того, анализ стиля фресок показывает, что все фигуры были написаны в близкой манере, что видно в идентичной трактовке деталей (форма ушей, ключиц, глаз, причесок, деталей одежды и т.п.)

Из-за объёмности трактовки ликов в Ахиропиитос уже Ксингопулос сравнивал их с фресками Милешево. Также в литературе присутствуют сравнения с живописью в церкви Свв. Петра и Павла в Тырново. Три перечисленных памятника представляют одну и ту же стадию развития стиля и поисков новой образности в искусстве Византии XIII в. Мы попытались проследить путь этих поисков на примере ряда ансамблей первых десятилетий XIII в. в греческой и славянской Македонии и Болгарии.

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 20-18-00294, в филиале ЦНИИП Минстроя России «Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства».

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лихенко А. В. Фрески базилики Ахиропиитос в Фессалониках: консерватизм и новации в византийском искусстве первой половины XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 437–452. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-04-34
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Андреев Х. Към въпроса за датирането на ктиторския надпис от епископската базилика Св. Никола в цитаделата на средновековния Мелник // Археология. — 1999. — №1–2. — С. 101–109.
  • 2. Виноградова Е. А. Монументальная живопись Никейской империи: границы и этапы развития // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М.В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт. — 2019. — С. 286–305.
  • 3. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Македония. — М.: Индрик, 2000. — 592 с.
  • 4. Заворина М. Л. Палеологовское зодчество Салоник в контексте проблематики поздневизантийской архитектуры: историографический обзор // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт. — 2020. — С. 772–786.
  • 5. Захарова А. В., Дятлова Е. С. О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2020. — № 2 (28). — С. 46–72.
  • 6. Лихенко А. В. Фрески церкви Святого Георгия в Оморфокклисии (Кастория) 1295–1317 годов и их художественный контекст // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М.В. Ломоносовоа / СПб.: НП-Принт. — 2020. — С. 787–798.
  • 7. Мавродинова Л. Църквата «Свети Никола» при Мелник. — София: Български художник, 1975. — 108 с.
  • 8. Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. — София: Проф. Марин Дринов, 1995. — 99 с.
  • 9. Demus O. Entstehung des Paläologenstils in der Malerei // Berichte zum 11. Internationale Byzantinisten Kongress. —München: C. H. Beck, 1958. — S. 1–63.
  • 10. Fundić L. Art and Political Ideology in the State of Epiros during the Reign of Theodore Doukas (r. 1215–1230) // Βυζαντινά Σύμμεικτα. — 2014. — 23. — Σ. 217–250.
  • 11. Kalopissi-Verti S. Tendenze Stilistiche della Pittura monumentale in Grecia durante il XIII secolo // XXXI Corso di Cultura sull’Arte Ravennate e Byzantina. — Ravenna, 1984. — P. 221–253.
  • 12. Kalopissi-Verti S. Aspects of Byzantine Art after the Recapture of Constantinople (1261 – c. 1300): Reflection of Imperial Policy, Reactions, Confrontations with the Latins // Orient et Occident Méditerranéens au XIIIe siécle. Les programmes picturaux. — Paris: Édition A. et J. Picard, 2012. — P. 41–65.
  • 13. Kissas S. L’art de Salonique du début du Xlllème siècle et la peinture de Mileševa // Mileševa dans l’histoire du peuple serbe. — Beograd: Académie Serbe des sciences et des art, 1987. — P. 37–49.
  • 14. Kourkoutidou-Nikolaidou E., Tourta A. Wandering in Byzantine Thessaloniki. — Athens: Kapon Editions, 1997. — 223 p.
  • 15. Mavropoulou-Tsioumi Ch. Byzantine Thessaloniki. — Thessaloniki: Rekos, 1993. — 190 p.
  • 16. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. — Athens: Melissa Pub. House, 1985. — 119 p.
  • 17. Raptis K. T. The Mural Decoration of Acheiropoietos Basilica Revisited // Niš and Byzantium. — 2014. — XII. — P. 101–114.
  • 18. Siomkos N. L’église Saint-Etienne à Kastoria: étude des differentes phases du décor peint (Xe–XIVe siècles). — Thessaloniki: The Byzantine Research Centre, 2005. — 350 p.
  • 19. Tsigaridas E. N. Les peintures murales de l’ ancienne Métropole de Véria // Mileševa dans l’histoire du peuple serbe, Colloque scientifique international à l’occasion de 750 ans de son existence (Juin 1985). — Belgrade: Académie Serbe des sciences et des arts, 1987. — P. 91–101.
  • 20. Tsigaridas E. N. Monumental Painting in Thessaloniki in the Middle and Late Byzantine Period // Our Sacred Beauty. Byzantine Icons from Thessaloniki / Ed. F. Karagianni. — Thessaloniki: Patriarchal Institute of Patristic Studies, 2018. — P. 77–105.
  • 21. Xyngopoulos A. Thessalonique et la peinture macédonienne. — Athènes: Εταιρεία Μακεδονικών Σπουδών, 1955. — 78 р.
  • 22. Δρακοπούλου Ε. Η πόλη της Καστορίας τη βυζαντινή και μεταβυζαντινή εποχή (12ος-16ος αι.): Ιστορία, Τέχνη, Επιγραφές. — Αθήνα: ΧΑΕ, 1997. — 252 σ.
  • 23. Ξυγγόπουλος Α. Αι τοιχογραφίαι των αγίων Τεσσαράκοντα εις την Αχειροποίητον της Θεσσαλονίκης // Αρχαιολογική Εφημερίς. — 1957. — Σ. 6–30.
  • 24. Παπαζώτος Θ. Η Βέροια και οι ναοί της (11οσ–18ος αι.). Ιστορική και αρχαιολογική σπουδή των μνημείων της πολης. — Αθήνα: Ταμειο αρχαιολογικών πορών και απαλλοτριώσεων, 1994. — 468 σ,
  • 25. Ράπτης Κ. Θ. Αχειροποήτος Θεσσαλονίκης. Αρχιτεκτονική και Γλυπτός Διάκοσμος (Διδακτορική διατριβή). — Θεσσαλονίκη, 2016. — 806 σ.
  • 26. Τσιγαρίδας Ε. Ν. Τοιχογραφία του αγίου Δημητρίου στο ναό του Αγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης // Δώρον. Τιμητικός τόμος στον καθηγητή Νίκο Νικονάνο. — Θεσσαλονίκη, 2006. — Σ. 209–212.
  • 27. Fundić L. Η μνημειακή τέχνη του Δεσποτάτου της Ηπείρου την περίοδο της Δυναστείας των Κομνηνών Αγγέλων (1204–1318) (Διδακτορική διατριβή). — Θεσσαλονίκη, 2013. — 417 σ