Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-04-35
Заголовок Монументальная живопись Прилепа (Северная Македония): взгляд на провинциальное византийское искусство второй половины XIII века
Автор email elena.dyatlova@gmail.com
Сведения об авторе Дятлова Елена Сергеевна — аспирант. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация,125009. elena.dyatlova@gmail.com ORCID: 0000-0002-9747-3319
В рубрике Балканские исследования DOI10.18688/aa2111-04-35
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 453467
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.033.27 Индекс ББК 85.103(3); 85.143(3)
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые стилистические направления монументальной живописи Прилепа второй половины XIII в. в контексте раннепалеологовского византийского искусства. Очерчивается круг близких параллелей среди византийских ансамблей на территории Северной Греции, Эпира и Сербии, что позволяет предположить тесные художественные связи этого пограничного города вновь возрожденной Византийской империи не только с сербским королевством, как отмечалось ранее македонскими исследователями, но и с Эпирским деспотатом. Художники мастерской диакона и референдария Иоанна, работавшие в Прилепе в последней трети XIII в., подобно эпирским мастерам, с одной стороны, сознательно ориентировались на комниновское искусство как на великое прошлое империи, а с другой — были чутки к новым пластическим формам, происходившим из живописи столичного круга, ориентированной на классическое искусство. Различные сочетания этих двух тенденций и определяли стилистические особенности живописи Прилепа второй половины XIII в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Дятлова Е.С. Монументальная живопись Прилепа (Северная Македония): взгляд на провинциальное византийское искусство второй половины XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 453–467. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-04-35
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бабиќ Б. Краток преглед на историјатот на Марков Град, со посебен осврт на црквата “Свети Никола” // Стремеж. — 1954. — Бр. 3-4. — С. 62–64.
  • 2. Баришич, Ф. Два грчка натписа из Манастира и Струге // Зборник радове Византолошког института. — 1964. — Т. VIII/2. — С. 13–27.
  • 3. Виноградова Е. А. Фрески эпирского храма Коккини Панагия близ Коницы // Македония – Рим – Византия: искусство Северной Греции от античности до средних веков, материалы научной конференции / Под ред. Н. А. Налимовой, Т. П. Кишбали, А. B. Захаровой. — М.: «КДУ», «Университетская книга», 2017. — С. 166–185.
  • 4. Ђурић В. Византиjске фреске у Jугославиjи. — Београд: Jугославиjа, 1974. 232 с.
  • 5. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. — М.: Индрик, 2000. — 588 с.
  • 6. Дятлова Е. С. Фрески церкви архангела Михаила в Прилепе. Особенности иконографической программы и стиля // Византийский временник. — 2020. — Т. 104. — С. 289–305.
  • 7. Захарова А. В. Фрески церкви Св. Николая в селе Манастир и основные направления в живописи Македонии XIII в. // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. — М.: Изд-во МГУ, 2012. — С. 123–136.
  • 8. Захарова А. В., Дятлова Е. С. О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2020. — № 2 (28). — С. 46–72.
  • 9. Кисас С. Оморфоклисиjа. Зидне слике цркве Светог Ђорђа код Касториjе. — Београд: Византолошки институт Српске Академиjе наука и уметности, 2008. — 55 с.
  • 10. Коруновски С., Димитрова Е., Грандаковска С. Средновековна Македонија: Култура и уметност, Македонија. Милениумски културно-историски факти. — Скопје: Медиа Принт Македонија, 2013. — С. 1524–1802.
  • 11. Костовска П. Програмата на живописот на црквата Св. Никола во Варош кај Прилеп и нејзината функција како гробна капела // Зборник за средновековната уметност на музеj на Македониjа. — 2001. — № 3. — С. 50–77.
  • 12. Костовска П. Свети Никола Манастир. Средновековно сликарство. — Скопје: Каламус, 2020.
  • 13. Костовска П. Зографската работилница од Манастир // Monumenta. — 2019. — № 4. — С. 207–234.
  • 14. Коцо Д., Миљкович-Пепек П. Манастир. — Скопје: Филозофски факултет на Универзитетот, 1958. — 117 с.
  • 15. Лихенко А. В. Фрески церкви Святого Георгия в Оморфокклисии (Кастория) 1295–1317 годов и их художественный контекст // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 787–798.
  • 16. Меловски Х. За натписот од црквата Св. Никола, с. Манастир, Мариово // Годишен зборник на Филозофски факултет. — Скопје, 1996. — Vol. 23 (49). — С. 205–214.
  • 17. Миљковиќ-Пепек П. Делото на Зографите Михаило и Евтихиj. — Скопье: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1967. — 288 с.
  • 18. Миљковиќ-Пепек П. Црква св. Јован Богослов Канео — Охрид // Културно наследство. — 1967. — № III. — С. 77–93.
  • 19. Миљковиќ-Пепек П. Новооткриени архитектурни и сликарски споменици во Македониjа од XI до XIV век // Културно наследство. — 1973. — № V. — С. 5–14.
  • 20. Ристић В. Црква Светог Димитрија у Прилепу // Синтеза. — 1979. — Бр. 3–4. — С. 170–246.
  • 21. Chatzidakis M. Aspects de la peinture murale du XIIIe siècle en Grèce // L’art byzantin du XIIIe siècle: symposium de Sopocani, 1965. — Beograd: Naućno Delo, 1967. — P. 59–73.
  • 22. Demus O. Die Entstehung des Paläologenstil in der Malerei // Berichte zum XI. Internationale Byzantinisten-Kongress. — München: C.H. Beck, 1958. — S. 1–63.
  • 23. Dimitrova Е. The Painterly Assamblage of Saint Nicholas in Prilep and the Issue of Aesthetical Re-branding // Patrimonium — 2014. — № XII. — C. 345–358.
  • 24. Dimitrova Е. Seven Streams, The Stylistic Tendencies of Macedonian Fresco Painting in the 13th Century // Niš and Byzantium. — 2008. — № VI — P. 193–208.
  • 25. Fundić L. Art and Political Ideology in the State of Epiros during the Reign of the Theodore Doukas (r.1215–1230) // Byzantina Symmeikta. — 2013. — № 23. — P. 217–250.
  • 26. Fundic L. A New Hermeneutical Proposal and Redating of the Wall Painting from the Church of Hagios Ioannis the Theologian in Veria // Deltion of Christian Archaeological Society. — 2015. — Т. 36. — P. 65–78.
  • 27. Kalopissi-Verti S. Tendenze stilistiche della pittura monumentale in Grecia durante il XIII secolo // Corsi di cultura sull’arte Ravennate e bizantina. — 1984. — T. 31. — P. 221–253.
  • 28. Kalopissi-Verti S. Aspects of Byzantine Art after the Recapture of Constantinople (1261 – c. 1300): reflections of imperial policy, reactions, confrontation with the Latins. // Orient et occident méditerranéens au XIIIe siècle. — Paris: Picard. 2013. — P. 41–64.
  • 29. Koco D. Le role du facteur ‘tradition’ dans l’art médiéval macédonien // Les cultures slaves et les Balcans. 1. — Sofia: Bălgarskata Akademia na Naukite, 1978. — P. 198–205.
  • 30. Kostovska P., Popovska N. The Painted Inscription in Manastir and Struga Revisited // Patrimonium. — 2015. — № 13. — P. 137–143.
  • 31. Lazarev V. Storia della pittura bizantina. — Torino: Einaudi, 1967. — 497 p.
  • 32. Melovski H. The Inscription on the Icon of St. George from the Church of St. George in Struga // Byzantinoslavica. — 1998. — № 59. — P. 271–278.
  • 33. Miljković-Pepek P. Contribution aux recherches sur l’évolution de la peinture en macédoine au XIII siècle // L’art byzantin du XIIIe siècle: symposium de Sopocani, 1965. — Beograd: Naučno delo, 1967 — P. 189–196.
  • 34. Miljković-Pepek P. Un courant stilistique dans la peinture du XIIIe siècle en Macédoine // Patrimoine culturel. — 1971. — № IV. — Р. 21–30.
  • 35. Papazotos T. Wandering in Byzantine and Post-Byzantine Veria. — Athens: Hellenic ministry of culture, 2007. —125 p.
  • 36. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. — Athens: Melissa, 1985. — 108 p.
  • 37. Tsigaridas E.N. Manuel Panselinos. From the Holy Church of the Protaton. — Thessaloniki: Αγιορειτική Εστία, 2003. — 312 с.
  • 38. Fundić L. Η μνημειακή τέχνη του Δεσποτάτου της Ηπείρου την περίοδο της Δυναστείας των Κομνηνών Αγγέλων (1204–1318). Ph. D. Diss. — Θεσσαλονίκη, 2013.
  • 39. Ορλάνδος Α. Η Πόρτα-Παναγιά της Θεσσαλίας // Αρχείον τών Βυζαντινών Μνημείων της Ελλάδος. — Τ. 1. — Αθήνα: Εν Αθήναις Αρχαιολογική Εταιρεία, 1935. — Σ. 5–40.