Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-54
Заголовок «Самодостаточная» колонна в искусстве Северного Ренессанса: позитивные и негативные коннотации образа
Автор email wepopo@yandex.ru
Сведения об авторе Попова Вера Львовна — старший научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ, ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. wepopo@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6801-7138
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-54
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 666680
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.04.03 Индекс ББК 85.11
Аннотация

В статье рассматривается такой аспект вопроса об иконологии архитектурного ордера, как наделение особым смыслом и значением отдельной колонны. В центре внимания находятся памятники Нидерландов и Германии XVI — первой половины XVII вв.: гравюры, элементы фасадного архитектурного декора и церковного интерьера и др. В качестве базового исследования принимается диссертация Э. Форссмана «Колонна и орнамент. Исследование проблем маньеризма в Северной Европе на основании анализа ордерных трактатов XVI–XVII веков», опубликованная в Стокгольме в 1956 г. Учёный впервые заострил внимание на особенностях восприятия и рецепции ордерных форм мастерами Северного Ренессанса, для которых «смыслонаделение» опоры превалировало над её тектоническими функциями, проанализировав при этом некоторые случаи использования образа колонны в рамках религиозной тематики.

Задача данного исследования — рассмотреть отмеченные шведским учёным случаи «самодостаточности» колонны более детализировано и дополнить их примерами из области гравюры и архитектурной практики рассматриваемого периода, выявив, по возможности, и другие прецеденты, в том числе, позитивного осмысления колонны; привести примеры использования этих сюжетов в русском искусстве XVIII в., когда оно начинает проявлять заметный интерес к западноевропейским образцам.

Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований Российской академии архитектуры и строительных наук и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2021 г.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Попова В. Л. «Самодостаточная» колонна в искусстве Северного Ренессанса: позитивные и негативные коннотации образа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 666–680. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-54
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев. Каталог выставки / Отв. ред. Карпова Т. Л. — Гос. Третьяковская галерея. — М., 2019. — 232 с.: ил.
  • 2. От готики к маньеризму: нидерландские рисунки XV–XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа. Каталог выставки / Авт.-сост. Ларионов А. О. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. — 364 с.: ил.
  • 3. Преображенский А. С. Западные мотивы и формы в поствизантийской живописи Московии. Предварительные размышления // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 252–266.
  • 4. Theatrum Biblicum. Библия Пискатора 1643 года из собрания Государственной Третьяковской галереи / Отв. ред. Карпова Т. Л. — Гос. Третьяковская галерея. — М., 2020. — 524 с.: ил.
  • 5. Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова / святитель Андрей архиепископ Кесарии Каппадокийской; пер. с греч. В. Юрьева. — М.: Сибирская Благозвонница, 2016. — 347 с.: ил.
  • 6. Callisen S. A. The Iconography of the Cock on the Column // The Art Bulletin. — 1939. — No. 21. — P. 160–178.
  • 7. Forssman E. Säule und ornament. Studien zum Problem des Manierismus in der nordischen Säulenbüchern und Vorlagenblättern des 16. und 17. Jahrhunderts. — Stockholm: Almquist & Wiksell, 1956. — 300 S.
  • 8. Graevenitz A. M. von. Das niederländische Ohrmuschel-Ornament. Phänomen und Entwicklung dargestellt an den Werken und Entwürfe der Goldschmiederfamilien van Vianen und Lutma. — Bamberg: Bamberger Fotodruck Rudolf Rodenbusch, 1973. — 354 S.
  • 9. Grapheus C. S. De seer wonderlijcke, schoone, Triumphelijcke Jncompst, van den hooghmogenden Prince Philips, Prince van Spaignen, Caroli des vijfden, Keysers sone, in de stadt van Antwerpen Anno M.CCCCCXLIX. — Antwerpen, 1550.
  • 10. Kavaler E. M. Micro-architecture as the paradigm of antique architecture in the Low Countries: 1515–1540 // Microarchitectures médiévales: L’échelle à l’épreuve de la matière / Eds. J.-M. Guillouët, A. Vilain. — Paris: Éditions de l’Institut national d’histoire de l’art and Éditions Picard, 2018. — P. 14–152.
  • 11. Kavaler E. M. Ornament and Systems of Ordering In The Sixteenth-Century Netherlands // Renaissance Quarterly. — 2019. — No. 72. — P. 126–1325.
  • 12. Petcu E. J. Anthropomorphizing the Orders: “Terms” of Architectural Eloquence in the Northern Renaissance // The Anthropomorphic Lens. Anthropomorphism, Microcosmism and Analogy in Early Modern Thought and Visual Arts / Eds. W. S. Melion, B. Rothstein, M. Weemans. — Leiden, Boston: Brill. — 2015. — P. 341–378.
  • 13. Vries H. V. de. Theatrum Vitae Humanae. Aeneis Tabulis per Ioan. Phrys. Exaratum. Antwerpen, 1577.