Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-53
Заголовок Интерпретация гравюр парижских богослужебных книг первой половины XVI века: от Альфреда В. Полларда к современным концепциям визуального нарратива
Автор email olgavs421@gmail.com
Сведения об авторе Субботина Ольга Владимировна — кандидат искусствоведения, научный сотрудник. Библиотека Российской академии наук, Биржевая линия, д. 1, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. olgavs421@gmail.com ORCID: 0000-0001-6864-8047
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-53
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 658665
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 76.03/.09 Индекс ББК 85.153(3)
Аннотация

Все крупные парижские издатели и типографы первой половины XVI в. заказывали или сами печатали богослужебные книги, репертуар которых был весьма широк. Научный интерес к изучению подобной литературы возник в XIX в., именно тогда появились первые каталоги и исследования (J.-Ch. Brunet, F. Soleil, A. Alès). В этот период была осуществлена классификация и общее описание этих книжных памятников, определился основной список издателей. В 90-х гг. XIX в. английский исследователь А. В. Поллард опубликовал «Ранние иллюстрированные книги. История декора и иллюстраций книг XV–XVI вв.». Именно с этого исследования начался интерес к французской богослужебной книге как к предмету искусства, заслуживающему внимания, как уровне основного иллюстративного ряда, так и периферийных небольших изображений и орнаментики. В дальнейшем этот подход будет развит учёными уже другого поколения, в первые десятилетия XXI в., когда в европейской и американской научной среде интерес к иллюстрациям и декору первопечатных богослужебных книг начал расти. В 2000-х гг. появляются диссертации, статьи (M. B. Winn, I. Delaunay, L.-G. Bonicoli, M. Orth), в которых поднимаются проблемы, связанные с изображениями в бордюрах, а также затрагиваются вопросы структуры и характерных особенностей визуального нарратива богослужебных книг. В статье мы обратимся к небольшим ксилографиям на полях в экземплярах богослужебных книг первой половины XVI в. из собраний Библиотеки Российской академии наук и Российской национальной библиотеки. Основываясь на введенном структуралистом Ж. Женеттом в 1987 г. разграничении основных текстов и «паратекстов», мы будем различать образы и «параобразы», к которым причисляем и гравюры в бордюрах Часословов, Миссалов и других подобных изданий. Опираясь на исследования визуального нарратива (W. Kemp, G. Horvàth), автором будут проанализированы две значимых для данной темы проблемы: повтор гравюр и связность визуального повествования.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Субботина О.В. Интерпретация гравюр парижских богослужебных книг первой половины XVI века: от Альфреда В. Полларда к современным концепциям визуального нарратива // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 658–665. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-53
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Alès A. Description des livres de liturgie imprimés aux XV et XVI siècles. Paris, Typographie A. Hennuyer Publ., 1878. 558 p. (in French).
  • 2. Bal M. Visual Narrativity. Routledge Encyclopedia of Narrative Theory. London; New York, Routledge Publ., 2005, pp. 629–633.
  • 3. Barthes R. Critical Essays. Howard R. (transl.). Northwestern University Press, 1972. 279 p.
  • 4. Bonicoli L.-G. Connecting Texts via Illustration in Parisian Early Printed Books. Journée d’étude portant sur les Réseaux de l’imprimerie française (1470–1600). Available at: https://www.academia.edu/31433580/Connecting_texts_via_their_illustration_in_Parisian_early_printed_books (accessed 10 January 2021)
  • 5. Bonicoli L-G. Jules César à la conquête des éditions parisiennes et vénitiennes (1485–1541). Paris, Presses universitaires de Paris Ouest Publ., 2014. 258 p. (in French).
  • 6. Bonicoli L.-G. Les réemplois de gravures dans les éditions d’Antoine Vérard ou le réemploi de formules iconographiques dans les livres imprimés. Available at: https://www.academia.edu/25030673/ (accessed15 January 2021) (in French).
  • 7. Brun R. Le livre français illustré de la Renaissance. Étude suivie du catalogue des principaux livres à figures du XVI siècle. Paris, J. Picard Publ., 1969. 330 p. (in French).
  • 8. Brunet J-C. Manuel du libraire et de l’amateur de livre, vol. 5. Paris, Librairie de Frimin Didot Frères, Fils et Co. Publ., 1864. 1800 col. (in French).
  • 9. Calot F. L’art du livre en France des origines à nos jours. Paris, Delagrave Publ., 1931. 301 p. (in French).
  • 10. Charon-Parent A. Jean Bonfons, libraire parisien, et l’illustration des romans de chevalerie. Le livre et l’image en France au XVI siècle. Paris, Presses de l’École normale supérieure Publ., 1989, pp. 85–107 (in French).
  • 11. Delaunay I. Livres d’heures de commande et d’étal: quelques exemples choisis dans la librairie parisienne 1480–1500. L’artiste et le commanditaire aux derniers siècles du Moyen Age. XIII–XVI siècles. Paris, Presses de l’Université de Paris-Sorbonne Publ., 2001, pp. 249–270 (in French).
  • 12. Delaunay I. Le livre d’heures parisien aux premiers temps de l’imprimé (1485–1500). Gazette du livre médiéval, 2005, no. 46, pp. 22–36 (in French).
  • 13. Didot F D. Essai typographique et bibliographique sur l’histoire de la gravure sur bois. Paris, 1863. 316 col. (in French).
  • 14. Genette G. Seuils. Paris, Seuil Publ., 1987. 427 p. (in French).
  • 15. Horváth G. From Sequence to Scenario. The Historiography and Theory of Visual Narration, Ph. D. Thesis. University of East Anglia Publ., 2010. 237 р.
  • 16. Horváth G. A Passion for Order: Classifications for Narrative Imagery in Art History and Beyond. Visual Past. Special issue: Visual Narratives – Cultural Identities, 2016, vol. 3, no. 1, pp. 247–278.
  • 17. Kemp W. Narrative. Shiff R. (ed.). Critical Terms for Art History. Chicago; London, The University of Chicago Press Publ., 2003, pp. 62–74.
  • 18. Lacombe P. Livres d’Heures imprimés au XV et au XVI siècle conservés dans les Bibliothèques publiques de Paris, Catalogue. Paris, Imprimerie nationale Publ., 1907. 439 p. (in French).
  • 19. Leroquais Abbé V. Les livres d’Heures manuscrits de la Bibliothèque nationale, 2 vols. Paris, 1927. 360 p.; 464 p. (in French).
  • 20. Orth M. Geoffroy Tory et l’enluminure. Deux livres d’Heures de la collection Doheny. Revue de l’art, 1980, no. 50, pp. 40–47 (in French).
  • 21. Orth M. What Goes Around: Borders And Frames in French Manuscripts. The Journal of the Walters Art Gallery, 1996, vol. 54, pp. 189–201.
  • 22. Pittion J.-P. Le livre à la Renaissance. Introduction à la bibliographie historique et matérielle. Genève, Brepolis Publ., 2013. 430 p. (in French).
  • 23. Pollard A. W. Early Illustrated Books. A History of the Decoration and Illustration of Books in the XV and XVI Centuries. London, K. Paul, Trench, Trübner & Co., ltd. Publ., 1893. 256 p.
  • 24. Renouard Ph. Répertoire des imprimeurs parisiens, libraires, fondeurs de caractères et correcteurs d’imprimerie depuis l’introduction de l’Imprimerie à Paris (1470) jusqu’à la fin du seizième siècle. Paris, M. J. Minard Lettres moderns Publ., 1965. 513 p. (in French).
  • 25. Ricci M. Illustrer les “Cent nouvelles nouvelles”: le manuscrit de Glasgow et incunable de Vérard (1486). Le Moyen Français, 2011, no. 69, pp. 83–98 (in French).
  • 26. Rivoli V. duc de. Les Livres d’heures françaises et Livres de liturgie vénitiens. Gazette des Beaux-Arts, 1896, vol. 15, pp. 163–173 (in French).
  • 27. Sansy D. Texte et image dans les incunables français. Médiévales, 1992, no. 22–23, pp. 47–70 (in French).
  • 28. Soleil F. Les Heures gothiques et la littérature pieuse au XV–XVI siècles. Rouen, E. Augé Publ., 1882. 309 p. (in French).
  • 29. Subbotina O. Between Manuscript and Printed Book: Problem of Figurative Sources in the French Books of Hours in the End of the 15th — First Third of the 16th Centuries. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 9. Moscow, Lomonosov Moscow State University; St. Petersburg, NP-Print Publ., 2019, pp. 567–575 (in Russian). DOI: 10.18688/aa199-4-50
  • 30. Subbotina O V. Engravings with Captions in the Guillaume Godard’s Parisian Books of Hours (1520–1530): Text Sources and Particularities of Visual Narrative. Novoe iskusstvoznanie (New Art Study), 2020, no. 3, pp. 39–46 (in Russian).
  • 31. Winn M. B. Illustrations in Parisian Books of Hours. Borders and Repertoires. Jensen K. (ed.). Incunabula and Their Readers. Printing, Selling And Using Books in the Fifteenth Century. London, The British Library Publ., 2003, pp. 31–52.
  • 32. Winn M. B. La Destruction de Jérusalem, bis: à “bande dessinée” by Guillaume Godard. Bulletin du bibliophile, 2008, no. 1, pp. 9–41 (in French).
  • 33. Winn M. B. La Destruction de Jérusalem, ter: another “bande dessinée” by Gillet Hardouyn. Bulletin du bibliophile, 2011, no. 2, pp. 213–238 (in French).
  • 34. Wolf W. Pictorial Narrativity. Routledge Encyclopedia of Narrative Theory. London; New York, Routledge Publ., 2005, pp. 431–435.