Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-52
Заголовок Переконструируя святыню. Образ Иерусалима в живописи и графике Антверпена XVI века
Автор email darya-kurdyukova@yandex.ru
Сведения об авторе Курдюкова Дарья Евгеньевна — старший преподаватель, Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Малый Кисловский пер., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125009. darya-kurdyukova@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4875-4616
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-52
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 647657
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.047(21-21) Индекс ББК 85.14
Аннотация

Образ Иерусалима как важнейший элемент христианского искусства продолжал играть большую роль и в нидерландской живописи XVI в. Обычно отсылками к нему служили более или менее фантазийных очертаний храмы как аллюзии на святыни сакрального города. В Антверпене, одном из богатейших, в том числе в плане развития художественного рынка, торговых городов того времени, в среде антверпенских маньеристов и некоторых других художников ок. 1515–1535 гг. стал невероятно популярен архитектурный тип, вероятно, служивший аллюзией на храм гроба Господня и прежде для нидерландского искусства нехарактерный. Вероятно, он сформировался в результате разных влияний, поэтому в статье условно назван «антверпенским»: это гибридных форм ярусное сооружение с куполом и иногда с вимпергами. Раньше всего он появился в живописи Иоахима Патинира и Квентина Массейса и затем широко распространился во многом стараниями Херри мет де Блеса и его мастерской. Но примерно с середины XVI в. интерес нидерландских мастеров в целом смещается к образу Вавилонской башни, которая в их представлении — и в силу многочисленных поездок в Италию и увлечения эстетикой руин, и в силу исторических реалий того времени — впитывает черты Колизея. В статье рассматривается вопрос сближения разных архитектурных мотивов, эволюции самой формотворческой идеи ярусной центрической постройки, когда Иерусалим порой становился Римом, а Рим — Вавилоном (чему, в частности, много способствовали гравюры, сделанные по рисункам Мартина ван Хемскерка). С одной стороны, увлечение архитектурными фантазиями было частью общеевропейского процесса в период Возрождения, с другой — отражением духа маньеризма и последовавшего за ним искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Курдюкова Д. Е. Переконструируя святыню. Образ Иерусалима в живописи и графике Антверпена XVI века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 647–657. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-52
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Духовные и интеллектуальные движения. — М.: Искусство–XXI век, 2014. — 448 с.
  • 2. Блаженный Августин. О Граде Божием // Творения / Cост. С. И. Еремеева. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. — Т. 3. — 595 с.
  • 3. Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви. — СПб.: Санкт-Петербургское общество Мартина Лютера, Изд-во Санкт-Петербургского христианского университета, 2017. — 800 с.
  • 4. Furia A. J. di. Remembering the Eternal in 1553 Maerten van Heemskerck’s Self-portrait before the Colosseum // Netherlands Yearbook for History of Art. — 2009–2010. — Vol. 59. — P. 91–108.
  • 5. Gibson W. S. Artists and Rederijkers in the Age of Bruegel // The Art Bulletin — 1981. — Vol. 63. — No. 3 — P. 426–446.
  • 6. Gibson W. S. Bruegel. — New York : Oxford University Press, 1977. — 216 p.
  • 7. Goldsmith J. T. B. Pieter Bruegel the Elder and the Matter of Italy // The Sixteenth Century Journal. — 1992. — 23. — No. 2. — P. 205–234.
  • 8. Günther H. Fantasie scritte e disegnate a confronto. La rappresentazione di edifici antichi nei disegni della collezione Santarelli // Linea 1. Grafie di Immagini tra Quattrocento e Cinquecento. — Venise: Marsilio Editori Publ., 2008. — P. 121–134.
  • 9. Jonckheere K. An Allegory of Artistic Choice in Times of Trouble: Pieter Bruegel’s ‘Tower of Babel // Netherlands Yearbook for History of Art. — 2014. — Vol. 64. — P. 186–213.
  • 10. Kaminska B. A. Come, Let Us Make a City and a Tower: Pieter Bruegel the Elder’s Tower of Babel and the Creation of a Harmonious Community in Antwerp // JHNA 6:2 (Summer 2014) — P. 1–24. URL: https://jhna.org/articles/come-let-us-make-a-city-and-a-tower-pieter-bruegel-theelder-tower-of-babel-creation-harmonious-community-antwerp/ (дата обращения: 25.09.2020).
  • 11. Madas E. La Bibliotheca Corviniana et les corvina «authentiques» // Bibliotheca Corviniana: Matthias Corvin, les bibliothèques princières et la genèse de l’État moderne / Supplementum Corvinianum 2 — Bavarica et Hungarica — Ex Bibliotheca Corviniana. — Budapest; Országos Széchényi Könyvtár, 2009. — P. 35–78.
  • 12. Mansbach S. A. Pieter Bruegel’s Towers of Babel // Zeitschrift Für Kunstgeschichte. — 1982. — 45. — No. 1. — P. 43–56.
  • 13. Penot S., Oberthaler E. The Tower of Babel. Bruegel. The Hand of the Master: Catalogue. — Vienna: Kunsthistorisches Museum, 2018. — P. 174–185.
  • 14. Scaglia G. Fantasy Architecture of Roma Antica // Arte lombarda. — 1970. — No. 2. — P. 9–24.
  • 15. Spronk R. Maarten Van Heemskerckʹs Use of Literary Sources from Antiquity for His Wonders of the World Series of 1572 // Narratives of Low Countries History and Culture: Reframing the Past / Eds. J. Fenoulhet, L. Gilbert. — London: UCL Press, 2016.— P. 125–131.
  • 16. Veldman I. Maarten van Heemskerck: vivre à Haarlem sans jamais oublier Rome // Les villes détruites de Maarten van Heemskerck. Images de ruines et conflits religieux dans les Pays-Bas au XVIe siècle / Sous la direction de M. Folin et M. Preti. — Paris: INHA, 2015. — P. 7–19.
  • 17. Verhoeven M. Jerusalem as Palimpsest: The Architectural Footprint of the Crusaders in the Contemporary City // The Imagined and Real Jerusalem in Art and Architecture / Ed. M. Verhoeven et al. — Leiden, Boston: Brill, 2014. — P. 114–135.
  • 18. Vermeyelen F. The Commercialization of Art: Painting and Sculpture in Sixteenth-Century Antwerp // Early Netherlandish Painting at the Crossroads. A Critical Look at Current Methodologies. The Metropolitan Museum of Art Symposia / Ed. M. W. Ainsworth. — New York: Yale University Press, 1998. — P. 46–61.