Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-51
Заголовок Визуальная риторика английского ренессансного портрета: контексты и интерпретации
Автор email annatroitckaya@gmail.com
Сведения об авторе Троицкая Анна Алексеевна — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Наб. р. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. annatroitckaya@gmail.com ORCID: 0000-0001-5756-4366
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-51
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 635646
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(410):808 Индекс ББК 85.103(4)5.
Аннотация

Преобладание в английском изобразительном искусстве XVI в. портретной живописи, её исключительность и своеобразие, сделали этот жанр предметом многих исследований, посвящённых английскому ренессансу. Характерными для отражения индивидуальности модели в этот период стали такие средства визуальной репрезентации, как жест, поза, костюм, а также способы усиления семантической составляющей портрета: включение эмблематических элементов и инскрипций. Все эти средства можно рассматривать в качестве риторических образных формул, имевших устойчивое значение. К ним также относятся сложные образно-аллегорические решения, «говорящие» жесты или аллегорический фон. Характерно, что эти и другие примеры появляются параллельно с возрастающим интересом к индивидуальным трактовкам портретного образа, что свидетельствует об определённой стадии развития английского портрета, знаменующей его переход к искусству Нового времени.

Среди современных методов исследования искусства существует подход, основанный на понятии визуальной риторики, с помощью которого образы могут быть проанализированы как риторические структуры. В статье предложен краткий историографический обзор появления этого подхода и его применения к английской ренессансной живописи. Цель исследования — дать определение визуальной риторике как искусствоведческому концепту, и показать, как анализ визуальных риторических приёмов становится ключом к пониманию английского искусства XVI столетия. Для этого мы проследим основные этапы, относящиеся к образной теории портрета, от интерпретаций, предпринятых Ф. А. Йейтс, Р. Стронгом и другими учёными, до развёрнутых изысканий в контексте социальной истории искусства. К их числу можно отнести ряд статей из сборника “Renaissance bodies”, под редакцией Л. Гент и Н. Ллевелина. Концепт визуальной риторики очерчивает различия и сходства в подходах исследователей к искусству английского Ренессанса. Вместе с тем он позволяет проанализировать ряд распространённых художественных приёмов в произведениях этого времени, выявляя особенности их композиционного решения.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Троицкая А. А. Визуальная риторика английского ренессансного портрета: контексты и интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 635–646. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-51
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Мазур Н. Н. Аби (Абрахам Мориц) Варбург (1866–1929) // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. — CПб.; М.: Новое Издательство, 2018. — С. 19–22.
  • 2. Мазур Н. Н. Исследования визуальной культуры: история и предыстория // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. — CПб.; М.: Новое Издательство, 2018. — С. 4–15.
  • 3. Нестеров А. В. Колесо фортуны. Репрезентация человека и мира в английской культуре начала Нового века. — М.: Прогресс-Традиция, 2015. — 615 с.
  • 4. Троицкая А. А. Отголоски куртуазной литературы в английском искусстве елизаветинской эпохи // Магия литературного сюжета. Проблемы интерпретации в изобразительном искусстве. Сб. статей / Отв. ред. Е. Д. Федотова. — М.: Памятники исторической мысли, 2012. — С. 186–196.
  • 5. Троицкая А. А. Положа руку на сердце: приватный текст английского миниатюрного портрета // Вестник РГГУ. Серия Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2019. — № 5. — С. 29–48.
  • 6. Barthes R. Rhétorique de l’image // Communications. — 4. — 1964. — P. 40–51.
  • 7. Berger H. J. Fictions of the Pose. Facing the Gaze of Early Modern Portraiture // Representations. — 1994. — № 46. — P. 87–120.
  • 8. Bryson A. The Rhetoric of Status: Gesture, Demeanour and the Image of the Gentleman in Sixteenth-and Seventeenth-Century England // Renaissance Bodies. The Human Figure in English Culture C. 1540–1660 / Eds. L. Gent, N. Llewellyn. — London: Reaktion Books, 1990. — P. 136–153.
  • 9. Camden W. Remains Concerning Britain: Their Languages, Names, Surnames, Allusions, Anagramms, Armories, Moneys, Impresses, Apparel, Artillerie, Wise Speeches, Proverbs, Poesies, Epitaphs. — London: Print. For Charles Harper and John Amery, 1674. — 586 p.
  • 10. Faraday Ch. “It seemeth to be the thing itsefe”: Directness and Intimacy in Nicholas Hilliard’s Portrait Miniatures // Études Épistémè [Online], 36, 2019. DOI: 10.4000/episteme.5292
  • 11. Fumerton P. “Secret” Arts: Elizabethan Miniatures and Sonnets // Representations. — 1986. — No. 15. — P. 57–97.
  • 12. Greenblatt S. Renaissance Self-Fashioning: From More to Shakespeare. — Chicago: The University of Chicago Press, 1980. — 321 p.
  • 13. Hazard M. E. Elizabethan Silent Language. — Lincoln: University of Nebraska Press, 2000 — 345 p.
  • 14. Kampka A. Retoryka wizualna. Perspektywy i pytania // Forum Artis Rhetoricae. — 2011. — № 1 (24). — S. 7–23.
  • 15. Kantorowicz E. H. The King’s Two Bodies: A Study in Mediaeval Political Theology. — Princeton: Princeton University Press, 1957. — 568 p.
  • 16. Meltzoff S. On the Rhetoric of Vision // Leonardo. — 1970. — Vol. 3, № 1. — P. 27–38.
  • 17. Mitchell W. J. T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. — Chicago, IL: University of Chicago Press, 2005. — 380 p.
  • 18. Painting in Britain 1500–1630. Production, Influences, and Patronage / Eds. T. Cooper, A. Bunstock, M. Howard, E. Town. — Oxford: Oxford University Press, 2015. — 420 p.
  • 19. Renaissance Bodies. The Human Figure in English Culture C. 1540–1660 / Eds. L. Gent, N. Llewellyn. — London: Reaktion Books, 1990. — 294 p.
  • 20. Strong R. The Cult of Elizabeth. Elizabethan Portraiture and Pageantry. — London: Thames and Hudson. 1977. — 227 p.
  • 21. Strong R. The Spirit of Britain: A Narrative History of the Arts. — London: Hutchinson, 1999. — 708 p.
  • 22. Tait H. Catalogue of the Waddesdon Bequest in the British Museum. Vol. 1: The Jewels. — London: British Museum Publications, 1986. — 288 p.
  • 23. Warburg A. Dürer and Italian Antiquity // The Renewal of Pagan Antiquity / Ed. K. W. Forster, trans. D. Britt. — Los Angeles: Getty Research Institute, 1999. — P. 553–558.
  • 24. Wind E. Humanitätsidee und heroisiertes Porträt in der englischen Kultur des 18. Jahrhunderts // Vorträge der Bibliothek Warburg. — Leipzig, Berlin, 1930–1931. — S. 156–229.
  • 25. Yates F. A. The Allegorical Portraits of Sir John Luttrell // Essays Presented to Rudolf Wittkower. — London, 1967. — P. 149–160.
  • 26. Yates F. A. Astraea: The Imperial Theme in the Sixteenth Century — London, Boston: Routledge and Keegan Paul, 1975. — 223 p.