Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-49
Заголовок Категории «красивого» и «уродливого» в искусстве Итальянского Ренессанса: антитезы, парадоксы, сочетание и совпадение противоположностей
Автор email Olivier.chiquet1@gmail.com
Сведения об авторе Шике Оливье — Ph. D. Университет Лотарингии, Кампус гуманитарных наук, 54 015 Нанси, Франция. Olivier.chiquet1@gmail.com
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-49
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 618625
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.01:111.85; 7.034 Индекс ББК 85.103(4)5
Аннотация

В статье рассматривается, каким образом итальянская живопись и художественная теория эпохи позднего Возрождения осмысляли категорию «уродливого» и постепенно сближали её с категорией «красивого». Первая часть работы рассматривает традиционное представление об уродстве как полной противоположности красоты и выражении формальной дисгармонии. Вторая часть работы изучает эволюцию, в результате которой противоположные категории «красивого» и «уродливого» парадоксальным образом переплелись, позволив ряду авторов наделить уродство теми качествами, которые ранее применялись для определения красоты. В статье рассмотрены несколько форм «прекрасного уродства»: «жестокой и ужасной» (Габриэле Палеотти) религиозной живописи, красота которой заключается в верном воспроизведении Священного Писания или, другими словами, в правдивости; персонажей наподобие Силена, чья доброта возвышается над физическим уродством; образов каприччо, которые за кажущейся безобразностью скрывают изобретательность автора; тех, кто воспринял аристотелевский парадокс, согласно которому правильное изображение уродства вызывает у зрителя чувство удовольствия. В третьей части работы рассмотрена эстетика барокко, где понятие «прекрасного уродства» является оксюмороном, в котором ужасающий мимесис сознательно используется для того, чтобы подчеркнуть преобразующую силу художника. Появление искусства карикатуры в XVII в., которому посвящена четвертая часть статьи, говорит о том, что красота и уродство (по крайней мере, в их идеальных формах) на деле являются двумя сторонами одной медали.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Шике О. Категории «красивого» и «уродливого» в искусстве Итальянского Ренессанса: антитезы, парадоксы, сочетание и совпадение противоположностей // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 618–625. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-49
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Alberti L. B. De la Peinture. De Pictura (1435). Schefer J. L. (transl.). Paris, Macula Publ., 1992. 269 p. (in French and in Latin).
  • 2. Barocchi P. (ed.). Trattati d’arte del Cinquecento, fra manierismo e Controriforma, vol. 2. Bari, Laterza Publ., 1960–1962. 699 p. (in Italian).
  • 3. Barocchi P. (ed.). Trattati d’arte del Cinquecento, fra manierismo e Controriforma, vol. 3. Bari, Laterza Publ., 1960–1962. 720 p. (in Italian).
  • 4. Barocchi P. (ed.). Le vite de’ più eccellenti pittori, scultori e architettori nelle redazioni del 1550 e 1568, vol. 6 testo. Firenze, Sansoni Publ., 1966–1987. 638 p. (in Italian).
  • 5. Battisti E. L’Antirinascimento, con una appendice di manoscritti inediti. Milano, Feltrinelli Publ., 1962. 590 p. (in Italian).
  • 6. Biondo M. Della nobilissima pittura. Venezia, alla insegna di Appolline Publ, 1549. (in Italian).
  • 7. Chiquet O. Penser la laideur dans l’art italien de la Renaissance. Rennes, Presses Universitaires de Rennes Publ., under publication. (in French).
  • 8. Della Casa G. Galateo. Prandi S. (ed.). Torino, Einaudi Publ., 2000. 124 p. (in Italian).
  • 9. Di Stefano E. Bello e Idea nell’estetica del Seicento. Palermo, Centro Internazionale Studi di Estetica Publ., 2007. 86 p. (in Italian).
  • 10. Gagnebin M. Fascination de la laideur. L’en deçà psychanalytique du laid. Lausanne, L’Âge d’Homme Publ., 1993. 333 p. (in French).
  • 11. Haydn H. The Counter-Renaissance. New York, Charles Scribner’s Sons Publ., 1950. 705 p.
  • 12. Hénin E. Ut pictura theatrum. Théâtre et peinture de la Renaissance italienne au classicisme français. Genève, Droz Publ., 2003. 707 p.(in French).
  • 13. Lomazzo G. P. Scritti sulle arti, vol. 2. di Ciardi R. P. (ed.). Firenze, Centro Di Publ., 1974. 727 p. (in Italian).
  • 14. Marino G. Opere, vol. 3, Pieri M.; Ruffino A. (eds.). Trento, La Finestra Publ., 2005. 423 p. (in Italian).
  • 15. Ossola C. Autunno del Rinascimento. ‘‘Idea del tempio’’ dell’arte nell’ultimo Cinquecento. Firenze, Leo S. Olschki Publ., 1971. 310 p. (in Italian).
  • 16. Pinelli A. La bella maniera. Artisti del Cinquecento tra regola e licenza. Torino, Einaudi Publ., 1993. 207 p. (in Italian).
  • 17. Shearman J. Mannerism. London, Penguin; Baltimore Publ., 1967. 216 p.
  • 18. Tasso T. Gerusalemme liberata. Varese C.; Arbizzoni G. (eds.). Milano, Ugo Mursia Publ., 1983. 621 p. (in Italian).