Заголовок | Категории «красивого» и «уродливого» в искусстве Итальянского Ренессанса: антитезы, парадоксы, сочетание и совпадение противоположностей | ||||||||
Автор | Шике О. | Olivier.chiquet1@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Шике Оливье — Ph. D. Университет Лотарингии, Кампус гуманитарных наук, 54 015 Нанси, Франция. Olivier.chiquet1@gmail.com | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa2111-06-49 | ||||||
Год | 2021 | Номер сборника | 11 | Страницы | 618–625 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.01:111.85; 7.034 | Индекс ББК | 85.103(4)5 | ||||
Аннотация |
В статье рассматривается, каким образом итальянская живопись и художественная теория эпохи позднего Возрождения осмысляли категорию «уродливого» и постепенно сближали её с категорией «красивого». Первая часть работы рассматривает традиционное представление об уродстве как полной противоположности красоты и выражении формальной дисгармонии. Вторая часть работы изучает эволюцию, в результате которой противоположные категории «красивого» и «уродливого» парадоксальным образом переплелись, позволив ряду авторов наделить уродство теми качествами, которые ранее применялись для определения красоты. В статье рассмотрены несколько форм «прекрасного уродства»: «жестокой и ужасной» (Габриэле Палеотти) религиозной живописи, красота которой заключается в верном воспроизведении Священного Писания или, другими словами, в правдивости; персонажей наподобие Силена, чья доброта возвышается над физическим уродством; образов каприччо, которые за кажущейся безобразностью скрывают изобретательность автора; тех, кто воспринял аристотелевский парадокс, согласно которому правильное изображение уродства вызывает у зрителя чувство удовольствия. В третьей части работы рассмотрена эстетика барокко, где понятие «прекрасного уродства» является оксюмороном, в котором ужасающий мимесис сознательно используется для того, чтобы подчеркнуть преобразующую силу художника. Появление искусства карикатуры в XVII в., которому посвящена четвертая часть статьи, говорит о том, что красота и уродство (по крайней мере, в их идеальных формах) на деле являются двумя сторонами одной медали. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Шике О. Категории «красивого» и «уродливого» в искусстве Итальянского Ренессанса: антитезы, парадоксы, сочетание и совпадение противоположностей // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 618–625. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-49 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|