Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-48
Заголовок Варки, Бронзино, Бенвенуто… Ut pictura poësis sub specie mortis
Автор email frederique.dubard_de_gaillarbois@sorbonne-universite.fr
Сведения об авторе Дубард де Гайарбуа Фредерик — профессор. Парижский университет Сорбонна, 75005, Париж, Франция. frederique.dubard_de_gaillarbois@sorbonne-universite.fr ORCID: 0000-0003-0006-1375
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-48
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 603617
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450)6 Индекс ББК 85.103 (4)5
Аннотация

В статье исследуется, как смерть и похороны становились поводом для совместной художественной работы и творческого соревнования среди флорентийских художников и литераторов эпохи Чинквеченто. Гуманист Бенедетто Варки первоначально использовал похоронные церемонии, в рамках которых его произведения соседствовали с живописными портретами Аньоло Бронзино, для демонстрации превосходства поэзии над живописью, как видно на примерах процессий, посвященных Стефано Колонны и Лукреции Медичи. Однако впоследствии его представления, вписывавшиеся в традиционную и предсказуемую схему, претерпевают существенные изменения. Растущее пристрастие Варки к двум жанрам поэзии: “sub imagine” и эпитафии, проявившееся на похоронах Элеоноры, Джованни и Гарсия Медичи, а также Джованни Челлини, — открыло  ему путь к синтезу изобразительных искусств и поэзии и позволило разработать «живописную» и «скульптурную» поэзию. На похоронах Микеланджело, где Варки играл главную роль оратора и иконографа, состоялся переход от ренессансного paragone (соревнования искусств) к характерным для стиля барокко сближению и взаимодополняемости словесных и визуальных искусств. На основании новых принципов Варки проектировал собственные похороны, в которых ведущая роль отводилась такому синтезу искусств.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Дубард де Гайарбуа Ф. Варки, Бронзино, Бенвенуто… Ut pictura poësis sub specie mortis // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 603–617. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-48
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bargeo. Carmina, 2. 20. URL: http://www.poetiditalia.it/texts/BARGAEUS|carm|002 (дата обращения: 01.02.2021)
  • 2. Benvenuto Cellini. Vita / Ed. E. Camesasca. — Milano: Rizzoli, 2007. — 691 p.
  • 3. Bonciani F. Sulla maniera di fare le Orazioni funerali. Ragionamento didascalico. —Firenze: per il Magheri, 1824. — 105 p.
  • 4. Bronzino. Sonetti di Angiolo Allori detto il Bronzino ed altre rime inedite di più insigni poeti. — Firenze: nella stamperia Magheri, 1823. — 247 p.
  • 5. Carmina quinque Hetruscorum poetarum, nunc primum in lucem edita. [Francisci Vinthae, Carminum libri II, Ecloga I. Fabii Segnii, Carmina. Francisci Bernii, Carmina. Benedicti Accolti,... Epigrammata. Benedicti Varchii, Epigrammata. Insuper, Pompeiani et Eusthenii,... duo addita epigrammata]. — Florentiae, apud Juntas, 1562. —184 p.
  • 6. Cellini B. Vita di Benvenuto Cellini: scritta da lui medesimo tratta dall’autografo per cura di Giuseppe Molini. — Firenze, Tipografia all’insegna di Dante, 1832. — 373 p.
  • 7. Cox-Rearick J. The Posthumous Eleonora. The Cultural World of Eleonora di Toledo: Duchess of Florence and Siena. — Routledge, 2004. — P. 225–266.
  • 8. Davis C. La ‘Madonna del Monasterio degl’Angeli’: Danti e l’ambiente intorno a Benedetto Varchi, tra la quiete fraterna e la stanza dei ‘Sonetti Spirituali // I grandi bronzi del Battister / Ed. B. Paolozzi Strozzi. — Florence: Giunti, 2008. — P. 164–203.
  • 9. Geremicca A. Agnolo Bronzino. “La dotta penna al pennel dotto pari”. — Roma, Universitalia, 2013. — 351 p.
  • 10. Liber Carminum Benedicti Varchii / Ed. A. Greco. — Roma, Abete, 1969. —168 p.
  • 11. Lo Re S. Il volto nel marmo: caccia al Varchi perduto // Varchi e altro Rinascimento: Studi offerti a Vanni Bramanti / Eds. S. Lo Re, F. Tomasi. — Manziana, Vecchiarelli, 2013. — P. 61–80.
  • 12. Minonzio F. Con l’appendice di molti eccellenti poeti. Gli epitaffi degli Elogia degli uomini d’arme di Paolo Giovio. — Lampi di Stampa, 2012. — 232 p.
  • 13. Moreni D. Pompe funebri celebrate nell’imp. e real basilica di San Lorenzo dal secolo XIII. a tutto il regno mediceo. — Florence, Magheri Publ., 1827. —374 p.
  • 14. Poesie toscane et latine di diversi eccell. Ingegni, nella morte del S. D. Giovanni cardinale, del Sig. Don Grazia de Medici, & della S. Donna Leonora di Toledo de Medici Duchessa di Fiorenza, et di Siena. — Fiorenza, L. Torrentino, 1563.
  • 15. Sansovino F. Delle orazioni volgarmente scritte, vol. 2. — Lione: G. e Vincenzo Lanais, 1741. — 850 p.
  • 16. Schraven M. Festive Funerals in Early Modern Italy: The Art and Culture of Conspicuous Commemoration. — Farnham and Burlington, VT: Ashgate, 2014. — 338 p.
  • 17. Varchi B. Orazione funerale, sopra la morte del signore Stefano Colonna da Palestrina, fatta et recitata da m. Benedetto Varchi. — In Firenze, Lorenzo Torrentino Publ., 1547.
  • 18. Varchi B. Orazione funerale fatta, et recitata da m. Benedetto Varchi nell’essequie dell’illustrissima, & eccellentissima signora donna Lucrezia de’ Medici, duchessa di Ferrara, nella chiesa di S. Lorenzo, agli xvi maggio. L’anno 1561. — In Fiorenza, appresso i Giunti Publ., 1561.
  • 19. Varchi B. Orazione funerale di m. Benedetto Varchi fatta, e recitata da lui pubblicamente nell’essequie di Michelagnolo Buonarroti in Firenze, nella chiesa di San Lorenzo ... — In Firenze, appresso i Giunti Publ., 1564.
  • 20. Varchi B. Opere di Benedetto Varchi ora per la prima volta raccolte, 2 vols / Ed. A. Racheli. — Trieste: Lloyd austriaco, 1859. — XX, 626, 1029 p.
  • 21. Varchi B. Deux leçons sur l’art (Travaux du Centre d’études supérieures de la Renaissance) / Ed. F. Dubard De Gaillarbois. — Paris, 2020. — 551 p.
  • 22. Vettori P. Laudatio Eleonoræ Cosmi Medices Flor. Et Ser. Ducis Uxoris, quæ habita est IV. Kal. Ian. Florentiæ in Aede D. Laurentii. — Florentiæ, apud Laurentium Torrentinum Publ., 1562.
  • 23. Waldman L. A. A Rediscovered Portrait of Benvenuto Cellini Attributed to Francesco Ferrucci del Tadda and Cellini // The Burlington Magazine. —2007. — Vol. 149. — No. 1257. Sculpture. — P. 820–830.