Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-47
Заголовок «Юноша с алебардой» кисти Якопо Понтормо: Франческо Гварди или Козимо I Медичи?
Автор email kholeff@gmail.com
Сведения об авторе Холев Роман Русланович — аспирант. Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. kholeff@gmail.com ORCID: 0000-0001-9487-5438
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-47
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 595602
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034.450.6: 7.041.5 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

В историографии, сложившейся вокруг «Портрета юноши с алебардой» кисти Якопо Понтормо, главное место отведено проблеме идентификации изображённой художником модели. Согласно одной из версий, на портрете изображён Франческо Гварди, один из защитников республиканской Флоренции во время осады города испанскими войсками в 1529–1530-х гг. Другая гипотеза отождествляет юношу с флорентийским герцогом Козимо I Медичи. В статье предпринята попытка систематизировать различные подходы к идентификации модели, дать оценку последним исследованиям и ответить на вопрос, каким образом портрет Понтормо допускает прямо противоположные республиканские (Франческо Гварди) и монархические (Козимо I) интерпретации. Исследование опирается на анализ флорентийской придворной культуры XVI в. и портретной иконографии герцога Козимо I Медичи.

В статье выделены иконологический и анатомический подходы к определению личности алебардиста. Автором критикуется попытка идентифицировать юношу как герцога Козимо на основе схожих патологических изменений в структуре кистей рук, изображённых на «Портрете алебардиста» и «Портрете Козимо I в доспехах» работы Аньоло Бронзино. Анатомические дефекты правой кисти Козимо, изображённые на ряде портретов Бронзино, расценены как умышленный знак красоты и исключительности, заимствованный из «Портрета юноши с алебардой». Автор поддерживает выводы Элизабет Кроппер, которая на основе иконологического анализа идентифицирует модель на портрете как Франческо Гварди. Двойственность интерпретаций, допускающая как медичийские, так и анти-медичийские трактовки образа, объяснена сутью сформировавшейся в середине XVI в. флорентийской абсолютистской культуры, которая ассимилировала бывшие символы республиканской Флоренции и использовала их для прославления герцога Козимо и рода Медичи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Холев Р. Р. «Юноша с алебардой» кисти Якопо Понтормо: Франческо Гварди или Козимо I Медичи? // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 595–602. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-47
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Berti L. L’ Alabardiere del Pontormo. Critica d’arte, 1990, no. 55, pp. 39–49 (in Italian).
  • 2. Booth C. Cosimo I, Duke of Florence. Cambridge, The University Press Publ., 1921. 325 p.
  • 3. Cox-Rearick J. Dinasty and Destiny in Medici Art: Pontormo, Leo X and the Two Cosimos. Princeton, Princeton University Press Publ., 1984. 474 p.
  • 4. Cox-Rearick J. Power-Dressing at the Courts of Cosimo de’ Medici and François I. Artibus et Historiae, 2009, vol. 30, no. 60, pp. 39–69.
  • 5. Cropper E. Pontormo: Portrait of a Halberdier. Los Angeles, Getty Museum Publ., 1997. 138 p.
  • 6. Davies J. Culture and Power: Tuscany and its Universities, 1537–1609. Leiden, Brill Publ., 2009. 361 p.
  • 7. Eclercy B. (ed.). Maniera: Pontormo, Bronzino and Medici Florence. Munich; London; New York, Prestel Publ., 2016. 280 p.
  • 8. Eisenbichler K. The Cultural Politics of Duke Cosimo I de’ Medici. Vermont, Ashgare Publ., 2001. 262 p.
  • 9. Falciani C.; Natali A. (ed.). Pontormo and Rosso Fiorentino. Diverging Path of Mannerism. Firenze, Mandragora Publ., 2014. 372 p.
  • 10. Fornaciari G. Left or Right Hand of Cosimo I de’ Medici? Rheumatology International, 2012, no. 32 (11), pp. 3699–3700.
  • 11. Forster K. W. Metaphors of Rule. Political Ideology and History in the Portraits of Cosimo I de’ Medici. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 1971, vol. 15, pp. 65–114.
  • 12. Henk van Veen Th. Letteratura artistica e arte di corte nella Firenze granducale: studi vari. Florence, Istituto universitario olandese di storia dell’ arte Publ., 1986. 170 p. (in Italian).
  • 13. Henk van Veen Th. Republicanism in the Visual Propaganda of Cosimo I De’ Medici. Journal of Warburg and Courtauld Institutes, 1992, no. 55, pp. 200–209.
  • 14. Henk van Veen Th. Cosimo I de’ Medici and His Self-Representation in Florentine Art and Culture. Cambridge, Cambridge University Publ., 2006. 266 p.
  • 15. Keutner H. Zu einigen Bildnissen des frühen Florentiner Manierismus. Mitteilungen des Kunsthistorischen Instituts in Florenz, 1959, vol. 8, pp. 139–154 (in German).
  • 16. Kroke A. F. Cosimo I de’ Medici et l’idéalisation du prince par la littérature et les arts. Le miroir et l’ espace du prince dans l’art italien de la Renaissance. Tours, Presses universitaires François-Rabelais Publ., 2012, pp. 219–253 (in French).
  • 17. Langedijk K. Baccio Bandinelli’s Orpheus: A Political Message. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 1976, vol. 20, pp. 33–52.
  • 18. Langedijk K. The Portraits of the Medici, 15th–18th Centuries, vol. 1. Florence, Studio Per Edizioni Scelte Publ., 1981. 482 p.
  • 19. Richelson P. W. Studies in the Personal Imagery of Cosimo I de’ Medici, Duke of Florence. Princeton, Princeton University Publ., 1973. 178 p.
  • 20. Simon R. B. Bronzino’s Portrait of Cosimo I in Armour. The Burlington Magazine, 1983, vol. 125, no. 966, pp. 527–539.
  • 21. Simon R. B. Bronzino’s “Cosimo I de’ Medici as Orpheus”. Philadelphia Museum of Art Bulletin, 1985, vol. 81, no. 348, pp. 16–27.
  • 22. Strehlke C. B. (ed.). The Transformation of the Renaissance Portrait in Florence. Philadelphia, Philadelphia Museum of Art Publ., 2004. 173 p.
  • 23. Vasari G.; Milanesi G. Le Vite de’ piu Eccellenti Pittori, Scultori ed Architetti, vol. 6. Florence, G. S. Sansoni Publ., 1881. 662 p. (in Italian).
  • 24. Vasari G.; Milanesi G. Le Vite de’ piu Eccellenti Pittori, Scultori ed Architetti, vol. 7. Florence, G. S. Sansoni Publ., 1881. 471 p. (in Italian).
  • 25. Voss H. Die Malerei der Spätrenaissance in Rom und Florenz, vol. 1. Berlin, G. Grote Publ., 1920. 294 p. (in German).
  • 26. Weisz G. M.; Albury W. R.; Lippi D.; Matucci-Cerinic M. Who Was Pontormo’s Halberdier? The Evidence from Pathology. Rheumatology International, 2011, no. 32 (7), pp. 1915–1920.