Заголовок | «Юноша с алебардой» кисти Якопо Понтормо: Франческо Гварди или Козимо I Медичи? | ||||||||
Автор | Холев Р. Р. | kholeff@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Холев Роман Русланович — аспирант. Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. kholeff@gmail.com ORCID: 0000-0001-9487-5438 | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa2111-06-47 | ||||||
Год | 2021 | Номер сборника | 11 | Страницы | 595–602 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.034.450.6: 7.041.5 | Индекс ББК | 85.143(3) | ||||
Аннотация |
В историографии, сложившейся вокруг «Портрета юноши с алебардой» кисти Якопо Понтормо, главное место отведено проблеме идентификации изображённой художником модели. Согласно одной из версий, на портрете изображён Франческо Гварди, один из защитников республиканской Флоренции во время осады города испанскими войсками в 1529–1530-х гг. Другая гипотеза отождествляет юношу с флорентийским герцогом Козимо I Медичи. В статье предпринята попытка систематизировать различные подходы к идентификации модели, дать оценку последним исследованиям и ответить на вопрос, каким образом портрет Понтормо допускает прямо противоположные республиканские (Франческо Гварди) и монархические (Козимо I) интерпретации. Исследование опирается на анализ флорентийской придворной культуры XVI в. и портретной иконографии герцога Козимо I Медичи. В статье выделены иконологический и анатомический подходы к определению личности алебардиста. Автором критикуется попытка идентифицировать юношу как герцога Козимо на основе схожих патологических изменений в структуре кистей рук, изображённых на «Портрете алебардиста» и «Портрете Козимо I в доспехах» работы Аньоло Бронзино. Анатомические дефекты правой кисти Козимо, изображённые на ряде портретов Бронзино, расценены как умышленный знак красоты и исключительности, заимствованный из «Портрета юноши с алебардой». Автор поддерживает выводы Элизабет Кроппер, которая на основе иконологического анализа идентифицирует модель на портрете как Франческо Гварди. Двойственность интерпретаций, допускающая как медичийские, так и анти-медичийские трактовки образа, объяснена сутью сформировавшейся в середине XVI в. флорентийской абсолютистской культуры, которая ассимилировала бывшие символы республиканской Флоренции и использовала их для прославления герцога Козимо и рода Медичи. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Холев Р. Р. «Юноша с алебардой» кисти Якопо Понтормо: Франческо Гварди или Козимо I Медичи? // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 595–602. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-47 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|