Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-46
Заголовок Капелла Рождества церкви Санта Мария деи Мартири в Мараноле. Придворный патронаж в Южном Лации
Автор email marco.dattanasio@gmail.com
Сведения об авторе Д’Аттаназио Марко — Ph. D. Управления археологии, изобразительного искусства и ландшафта в провинциях Фрозиноне и Латина. Виа Помпео Магно 2, 00192 Рим, Италия. marco.dattanasio@gmail.com ORCID: 0000-0003-1702-8328
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-46
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 586594
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034.5: 7.046.3 Индекс ББК 85.143(3), 85.133(3)
Аннотация

Церковь Санта Мария деи Мартини в Мараноле примечательна входящей в ее ансамбль капеллой Рождества Христова. Несмотря на то, что пространство было возведено в Новое время, сохранилось мало сведений относительно его постройки. Капелла, прямоугольная в плане, на половине высоты разделена бочкообразным сводом, имитирующим пещеру; ярусы соединены лестницей слева. Крестовый свод верхнего яруса украшен живописью с изображением четырех евангелистов и их символов. На нижнем ярусе можно различить два живописных слоя с изображением сцены Рождества. Росписи датированы началом XVI в. на основе их стилистического сходства с живописью Кристофоро Скакко, художника, хорошо известного в Южном Лации в этот период. Декорация капеллы дополнена рождественским вертепом с двадцатью семью терракотовыми скульптурами. В «пещере» на нижнем ярусе расположены скульптуры Младенца, Богоматери и Святого Иосифа, фигуры вола и осла, а также двух пророков — царя Давида и Малахии. На верхнем ярусе находятся скульптуры трёх Волхвов, Ангела-благовестника, двух пастухов и множества животных. Ясли стилистически близки к неаполитанской скульптуре конца XV — начала XVI вв. Несмотря на отсутствие подтверждающих документов, представляется возможным связать строительство капеллы Рождества с покровительством Катерины Пиньятелли, жены графа Фонди Онорато II Каэтани, которая хотела подчеркнуть свою власть над феодами Маранолы.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Д’Аттаназио М. Капелла Рождества церкви Санта Мария деи Мартири в Мараноле. Придворный патронаж в Южном Лации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 586–594. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-46
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Abbate F. La scultura napoletana del Cinquecento. Roma, Donzelli Editore Publ., 1992. 285 p. (in Italian).
  • 2. Abbate F. Pittura e Scultura del rinascimento. Storia del Mezzogiorno, vol. 11, no. 4, Aspetti e problemi del Medioevo e dell’età moderna. Napoli, Edizioni del Sole Publ., 1993, pp. 441–489 (in Italian).
  • 3. Antignano P. Deplorevoli condizioni amministrative e finanziarie della Congrega di Carità di Maranola. Castellammare di Stabia, De Meo e figlia Publ., 1911. 20 p. (in Italian).
  • 4. Ascher Y. Politics and Commemoration in Renaissance Naples: The Case of Caterina Pignatelli. Zeitschrift für Kunstgeschichte, 2006, vol. 69, pp. 145–168.
  • 5. Bologna F.; Causa R. (eds.). Sculture lignee nella Campania: Catalogue of the Exhibition, Napoli, Palazzo reale, 1950. Napoli, Stabilimento Tipografico Montanino Publ., 1950. 217 p. (in Italian).
  • 6. Cassio G. Simulacri di terra e colore del Rinascimento tra l’alta valle del Velino, la Sabina e Umbria meridionale. Ai piedi della Laga. Per uno sguardo d’insieme sul patrimonio culturale ferito dal sisma nel Lazio. Milano, Electa Publ., 2019, pp. 68–85 (in Italian).
  • 7. Catalano M. I. Lume dell’oro nel presepe aragonese. Scultura in legno a Napoli e in Campania fra Medioevo ed età moderna: Proceedings of the Conference, Napoli, Università degli Studi Suor Orsola Benincasa, Soprintendenza Archivistica per la Campania, 4–5 novembre 2011. Napoli, Artstudiopaparo Publ., 2014, pp. 55–65 (in Italian).
  • 8. Cerasuolo A. Estofado e policromie: osservazioni sulla tecnica attraverso la testimonianza di Francesco Pacheco. Per una storia dei sistemi costruttivi e decorativi dal Medioevo al XIX secolo. Bollettino d’arte, 2011, pp. 147–160 (in Italian).
  • 9. Figure presepiali napoletane dal sec. XIV al sec. XVIII: Catalogue of the Exhibition, Napoli, Palazzo Reale, ottobre 1970–gennaio 1971. Napoli, Azienda autonoma di cura soggiorno e turismo Publ., 1970. 106 p. (in Italian).
  • 10. Filangieri G. Documenti per la storia, le arti e le industrie delle province napoletane, vol. 3, Napoli, Tip. dell’Accademia Reale delle Scienze Publ., 1885. 680 p. (in Italian).
  • 11. Gaeta L. Sulla formazione di Giovanni da Nola e altre questioni di scultura lignea di primo ‘500. Dialoghi di storia dell’arte, 1995, vol. 1, pp. 70–103 (in Italian).
  • 12. Gaeta L. Una proposta per la fase giovanile di Domenico Napolitano e qualche notizia intorno a pittori e scultori del primo Cinquecento a Napoli. Kronos, 2002, vol. 4, pp. 33–48 (in Italian).
  • 13. Gaeta L. Intorno a Pietro Belverte e Giovanni da Nola tra recuperi, restauri e dispersioni. Interventi sulla “questione meridionale”. Roma, Donzelli Publ., 2005, pp. 63–69 (in Italian).
  • 14. Gaeta L. Il vero (?) Giovanni Marigliano giovane (Detto Giovanni da Nola). La scultura meridionale in età moderna nei suoi rapporti con la circolazione mediterranea: Proceedings of the International Conference, Lecce, 9–11 giugno 2004, vol. I. Galatina, Congedo Publ., 2007, pp. 195–215 (in Italian).
  • 15. Gaeta L. Sculture in legno a Napoli lungo le rotte mediterranee della pittura. Da Alfonso a Ferrante d’Aragona. Kronos, 2011, vol. 14, pp. 63–96 (in Italian).
  • 16. Gelao C. Il presepe artistico pugliese. Il presepe Pugliese arte e folklore. Bari, Mario Adda editore Publ., 2000, pp. 9–92 (in Italian).
  • 17. Liguori G. Il presepe. Note di storia e di arte. Torre del Greco, Palomba&Mazza Publ., 1927. 75 p. (in Italian).
  • 18. Maietta I. Scultori lombardi a Napoli tra Quattrocento e Cinquecento: aggiunte a Pietro Belverte. Scultori e intagliatori del legno in Lombardia nel Rinascimento: Proceedings of the Conference, Milano, Palazzo di Brera, Istituto Lombardo, Accademia di Scienze e Lettere, 8 maggio 2000. Milano, Electa Publ., 2002, pp. 84–103 (in Italian).
  • 19. Maietta I. 5.23 Pietro Belverte, Madonna e San Giuseppe. Rinascimento visto da Sud. Matera, l’Italia meridionale e il Mediterraneo tra ‘400 e ‘500: Catalogue of the Exhibition, Matera, Palazzo Lanfranchi, 19 agosto–15 settembre 2019. Napoli, Arte’m Publ., 2019. p. 373 (in Italian).
  • 20. Mastrogiovanni G. Il Presepio: i documenti. Maranola, il paese del presepe. Formia, Graficar Publ., 2014. (in Italian).
  • 21. Molajoli B. (ed.). La scultura nel presepe napoletano del Settecento: Catalogue of the Exhibition, Napoli, 1950. Napoli, Francesco Giannini & Figli Publ., 1950. 21 p. (in Italian).
  • 22. Naldi R. Giovanni Marigliano detto Giovanni da Nola, Figura virile in atto di adorare (San Giuseppe o Un pastore). Vetera et nova: Catalogue. Firenze, Edizioni Polistampa Publ., 2005, pp. 86–93 (in Italian).
  • 23. Pesenti F. R. Belverte Pietro. Dizionario Biografico degli Italiani, vol. 8. Roma, Istituto della Enciclopedia Italiana Publ., 1966, pp. 86–87 (in Italian).
  • 24. Pesiri G. Un taccuino di viaggio dell’abate Costantino Gaetani (1603). Appunti su Pignataro Interamna, Ausonia, Fondi, Maenza e Velletri. Le scritture della storia. Studi offerti dalla Scuola Nazionale di studi medievali a Massimo Miglio. Roma, ISIME Publ., 2012, pp. 51–110 (in Italian).
  • 25. Pesiri G. Caetani, arte e artisti nel Quattrocento in Terra di Lavoro: scavi documentali su Antoniazzo Romano e Cristoforo Scacco. Fondi e la committenza Caetani nel Rinascimento: Proceeedings of the Conference, Fondi, Palazzo Caetani, 24 maggio 2012. Roma, De Luca Editori d’Arte Publ., 2014, pp. 99–110 (in Italian).
  • 26. Pesiri G. Aspetti del mecenatismo dei Caetani: il pittore Cristoforo Scacco e le ultime committenze artistiche di Onorato II a Fondi e a Minturno (1487–1491). Due convegni veliterni: Giorgio Falco tra Roma e Torino, Velletri, 12 ottobre 2016; Velletri e la Marittima al tempo del giubileo, Velletri, 10 novembre 2016. Tivoli, Edizioni Tored Publ., 2017, pp. 147–196 (in Italian).
  • 27. Pesiri G. Giordano Caetani arcivescovo letterato umanista (sec. XV). Annali del Lazio Meridionale, 2019, vol. 19, no. 1, pp. 5–33 (in Italian).
  • 28. Petrocchi S. 12.6 Ambito di Cristoforo Scacco, Santa Caterina e Santo Monaco; Madonna ed Evangelisti. La pittura del Quattorcento nei Feudi Caetani. Roma, Edizioni di storia e letteratura Publ., 2013, p. 493 (in Italian).
  • 29. Petrocchi S. Cristoforo Scacco, gli ultimi splendori della contea Caetani di Fondi. La pittura del Quattrocento nei feudi Caetani. Roma, Edizioni di Storia e Letteratura Publ., 2013, pp. 461–502 (in Italian).
  • 30. Petrocchi S. Cristoforo Scacco alla corte Caetani di Fondi. Fondi e la committenza Caetani nel Rinascimento: Proceeedings of the Conference, Fondi, Palazzo Caetani, 24 maggio 2012. Roma, De Luca Editori d’Arte Publ., 2014, pp. 85–98 (in Italian).
  • 31. Pollastri S. Les Gaetani de Fondi. Recueil d’actes (1174–1623). Roma, L’Erma di Bretschneider Publ., 1998. 537 p. (in French).
  • 32. Pollastri S. (ed.). Inventarium Honorati Gaietani. L’inventario dei beni di Onorato II Gaetani d’Aragona (1491–1493). Roma, L’Erma di Bretschneider Publ., 2006. 332 p. (in Latin and Italian).
  • 33. Ruggiero M. Il presepe italiano. Storia di un costume. Torino, Il capitello Publ., 1988. 173 p. (in Italian).
  • 34. Salvatore D. 5.14 Cristoforo Scacco, Adorazione della Croce, con Costantino e Sant’Elena e un cavatore. Rinascimento visto da Sud. Matera, l’Italia meridionale e il Mediterraneo tra ‘400 e ‘500: Catalogue of the Exhibition, Matera, Palazzo Lanfranchi, 19 agosto–15 settembre 2019. Napoli, Arte’m Publ., 2019, p. 362 (in Italian).
  • 35. Tommasino L; Tommasino M. Chiesa di Santa Maria ad Martires, Maranola. Le architetture religiose nel Golfo di Gaeta. Scauri, Caliman studio Publ., 2006, pp. 82–85 (in Italian).