Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-45
Заголовок Гротесковый орнамент в итальянском искусстве рубежа XV–XVI веков: историография и история
Автор email marina.lopukhova@gmail.com
Сведения об авторе Лопухова Марина Александровна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. marina.lopukhova@gmail.com
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-45
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 572585
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034...5:7.048.1 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Гротеск — излюбленная форма орнамента эпохи Возрождения, заимствованная из репертуара античного искусства. Вновь открытый в 1480-е гг. благодаря раскопкам Золотого дома Нерона в Риме, он стремительно набрал популярность в живописи, а затем и в скульптуре благодаря гибкости декоративной «формулы», которая позволяла вплетать в орнамент именно те символические предметы или фигуры, которые имели программное значение для того или иного ансамбля, и одновременно — осваивать богатейший словарь декоративного языка древности. Первоначально игравший роль рамы, разделительного элемента, украшения иллюзорной архитектуры, к 1510-м гг. он свободно выплеснулся на стену, став элементом, образующим композицию. В статье систематизирована историография гротескового орнамента от основополагающего текста Н. Дако (1961) до эссе А. Шастеля (1988), Ф. Мореля (1997) и К. Гуэст (2015), конкретизированы оптика и контексты, в которых гротеск рассматривался исследователями. Параллельно прослеживается эволюция предназначения и функции гротескового орнамента в итальянском искусстве на протяжении 1480–1510-х гг., то есть в период формирования ренессансного гротеска. На протяжении трёх десятилетий, совпавших с периодом наиболее интенсивных поисков крупной формы в искусстве Возрождения, он успел продемонстрировать всю широту своих формальных и семантических особенностей, пройдя путь от сугубо орнаментального элемента к символически значимому и обратно. Символико-содержательная функция гротеска в монументальной живописи и декоративной скульптуре этого времени рассмотрена на примере двух ансамблей, заказчиком которых выступил Оливьеро Карафа: его капеллы в римской церкви Санта Мария сопра Минерва, расписанной Филиппино Липпи (1488–1493), и крипты собора в Неаполе, спроектированной Томмазо Мальвито (1498–1506).

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лопухова М. А. Гротесковый орнамент в итальянском искусстве рубежа XV–XVI веков: историография и история // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 572–585. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-45
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Демидова М. А. Метаморфозы античного гротеска в эпоху Возрождения // Классическое искусство от древности до ХХ века. — М.: Гос. институт искусствознания, 2007. — С. 98–122.
  • 2. Ефимова Е. А. Гротески: к истории одного мотива средиземноморской декоративной традиции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 6(3). — С. 249–255.
  • 3. Косоурова Т. Н. Волшебный мир гротеска: гротески в прикладном искусстве Западной Европы XVI–XVII веков из собрания Эрмитажа. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000. — 152 с.
  • 4. Лопухова М. А. Реконструкция древности и воображаемая античность в живописи Андреа Мантеньи и Филиппино Липпи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 369–374.
  • 5. Лопухова М. А. «Ornamenti infiniti» и наследие античности в творчестве Бенедетто да Ровеццано // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. — С. 467–474.
  • 6. Acciarino D. Lettere sulle grottesche (1580–1581). — Roma: Aracne editrice, 2018. — 166 p.
  • 7. Barasch F. K. The Grotesque: A Study in Meanings. — The Hague: Mouton, 1971. — 183 p.
  • 8. Chastel A. La grotesque. — Paris: LePromeneur, 1988. — 94 p.
  • 9. Dacos N. La découverte de la Domus Aurea et la formation des grotesques à la Renaissance. — London: The Warburg Institute, University of London [u.a.], 1969. — 203 р.
  • 10. Dacos N. Le Logge di Raffaello: maestro e bottega di fronte all’antico. — Roma: Ist. Poligrafico e Zecca dello Stato, 1986. — 367 p.
  • 11. Del Pesco D. Oliviero Carafa e il Succorpo di San Gennaro nel Duomo di Napoli // Donato Bramante: ricerche, proposte, riletture / a cura di F.P. di Teodoro. — Urbino: Accademia Raffaello, 2001. — P. 143–205.
  • 12. Del Pesco D. Oliviero Carafa ed il programma iconografico del Succorpo di San Gennaro nel Duomo di Napoli // Ottant’anni di un Maestro: omaggio a Ferdinando Bologna / a cura di F. Abbate. — Pozzuoli (Napoli): Paparo Ed., 2006. — Vol. 1. — P. 203–222.
  • 13. Dreßen A. Oliviero Carafa committente “all’antica” nel succorpo del duomo di Napoli // Römische historische Mitteilungen. — 2004. — Bd. 46. — S. 165–200.
  • 14. Geiger G. L. Filippino Lippi’s Carafa Chapel: Renaissance art in Rome. — Kirksville (Ma.): Sixteenth Century Journal Publ., 1986. — 208 p.
  • 15. Guest C. E. L. The Understanding of Ornament in the Italian Renaissance. — Leiden [u.a.]: Brill, 2016. — 692 р.
  • 16. Kayser W. The Grotesque in Art and Literature. — New York: Columbia University Press, 1957. — 256 p.
  • 17. La Malfa C. The Chapel of San Girolamo in Santa Maria del Popolo in Rome: New Evidence for the Discovery of the Domus Aurea // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 2000. — Vol. 63. — P. 259–270.
  • 18. Lavin M. A. The Place of Narrative. Mural Decoration in Italian Churches 431–1600. — Chicago, London: University of Chicago Press, 1990. — 406 p.
  • 19. Malice C. Abitare il miracolo: il cardinale, il santo e l’antico: spunti per una (ri)lettura del Succorpo di San Gennaro // Zeusi. — 2015. — No. 2. — P. 17–28.
  • 20. Martinelli C. La teoria delle grottesche nel trattato di Giovan Paolo Lomazzo // Eidos. — 1992. — Vol. 10. — P. 40–46.
  • 21. Maspoli Genetelli S. Il filosofo e le grottesche: la pluralità dell’esperienza estetica in Montaigne, Lomazzo e Bruno. — Roma: Ed. Antenore, 2006. — 358 p.
  • 22. Morel Ph. Il funzionamento simbolico e la critica delle grottesche nella seconda metà del Cinquecento // Roma e l’antico nell’arte e nella cultura del Cinquecento / A cura di M. Fagiolo. — Roma: Ist. di Enciclopedia Ital., 1987. — P. 149–178.
  • 23. Morel Ph. Les grotesques: les figures de l’imaginaire dans la peinture italienne de la fin de la Renaissance. — Paris: Flammarion, 1997. — 187 p.
  • 24. Norman D. The succorpo in the Cathedral of Naples: “empress of all chapels” // Zeitschrift für Kunstgeschichte. — 1986. — Bd. 49. — S. 323–355.
  • 25. Norman D. Cardinal of Naples and Cardinal in Rome: The Patronage of Oliviero Carafa // The Possessions of a Cardinal / Ed. M. Hollingsworth, C. M. Richardson. —University Park, Pennsylvania, 2009. — P. 77–91.
  • 26. Paradigms of Renaissance grotesques / Ed. D. Acciarino. — Toronto: Centre for Reformation and Renaissance Studies, 2019. — 597 p.
  • 27. Parlato E. La decorazione della cappella Carafa: allegoria ed emblematica negli affreschi di Filippino Lippi alla Minerva // Roma, centro ideale della cultura dell’Antico nei secoli XV e XVI da Martino V al Sacco di Roma 1417–1527 / A cura di S. Danesi Squarzina. Milano: Electa, 1989. — P. 169–184.
  • 28. Sandström S. Levels of unreality: Studies in Structure and Construction in Italian Mural Painting during the Renaissance. — Uppsala: Almqvist & Wiksell, 1963. — 260 p.
  • 29. Saxl F. Pagan Sacrifice in the Italian Renaissance // Journal of the Warburg Institute. — 1938–1939. — Vol. 2. — Р. 348–352.
  • 30. Stefano R. Tommaso Malvito architetto: struttura e forma nel succorpo del duomo di Napoli // Scritti in onore di Roberto Pane. — Napoli: Istituto di Storia dell’Architettura dell’Università, 1972. — P. 275–288.
  • 31. Storia dell’arte italiana. Parte III: Situazioni, momenti, indagini. Vol. 4: Forme e modelli. — Torino: Einaudi, 1978.
  • 32. Storia dell’arte italiana. Parte I: Materiali e problemi. Vol. 3: L’esperienza dell’antico, dell’Europa, della religiosità. — Torino: Einaudi, 1979.
  • 33. Thiem Ch. Andrea di Cosimo Feltrini und die Groteskendekoration der Florentiner Hochrenaissance // Zeitschrift für Kunstgeschichte. — 1961. — Bd. 24. — S. 1–39.
  • 34. Volpi C. Pirro Ligorio, Gabriele Paleotti, Ulisse Aldrovandi e la questione delle grottesche: teoria e pratica in un dibattito estetico del 1581 tra Roma e Bologna // Storia dell’arte. — 2016. — Vol. 43/45. — P. 79–92.
  • 35. Wright A. Frame Work: Honour and Ornament in Italian Renaissance Art. — New Haven; London: Yale University Press, 2019. — 352 p.
  • 36. Zamperini A. Ornament and the Grotesque: Fantastical Decoration from Antiquity to Art Nouveau. — London: Thames & Hudson, 2008. — 308 p.