Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-44
Заголовок Манускрипты «Хроники в картинах» XV века: проблемы изучения и интерпретации
Автор email piven06@yandex.ru
Сведения об авторе Пивень Марина Георгиевна — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный гуманитарный университет. Миусская пл., д. 6. Москва, Российская Федерация, 125993. piven06@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3690-8726
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-44
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 559571
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.04 Индекс ББК 85.03(4)/85.03(8)
Аннотация

Статья посвящена проблемам изучения комплекса манускриптов «хроник в картинах», включающего созданные в XV в. иллюстративные версии и позднейшие копии. В этот корпус входят восходящие к единому источнику так наз. «Хроника Креспи», фрагментарно известная «Хроника Кокерелла», альбом под условным названием “Libro di Giusto”, и «Флорентийская Хроника», ставшая своеобразным развитием программы манускриптов. В статье обозначены ключевые аспекты истории изучения данных памятников и основные проблемы, связанные с их исследованием и интерпретацией: вопросы атрибуции, общей типологии произведений, их функционального предназначения и зрительского восприятия, особенности иконографии иллюстративных циклов, литературные источники, лежащие в основе их программы, и связь с утраченным циклом росписей «Uomini Famosi» в римском дворце кардинала Джордано Орсини. На сегодняшнем этапе детальное исследование отдельных памятников позволяет перейти к обобщениям, касающимся фигуративных хроник как самоценного, типологически однородного материала, необыкновенно важного для сложения языка аллегорических произведений Ренессанса. Главной художественной особенностью «Хроник» является метод построения образа, в котором широкий смысловой контекст сведён к краткой визуально-пластической формуле.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Пивень М. Г. Манускрипты «Хроники в картинах» XV века: проблемы изучения и интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 559–571. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-44
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Валерий Максим. Девять книг достопамятных деяний и высказываний / Пер. с лат., коммент., вступ. ст. и прил. А. М. Сморчкова. — М.: РГГУ, 2020. — 468 с.
  • 2. Aelian. On the Characteristics of Animals / Trans. A. F. Scholfield, in 3 vols. — Vol. II. Books VI–XI. — London, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1959. — 413 p.
  • 3. Brockhaus H. Leonardo da Bisuccio // Leipziger Festschrift für Anton Springer: Gesammelte Studien zur Kunstgeschichte. — Leipzig, 1885. — S. 42–64.
  • 4. Challéat C. Barthélemy d’Eyck: géographie artistique et reconstruction historiographique // Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filosofia, Serie 5. — 2009. — Vol. 1.— No. 1. — P. 3–17, 310–311.
  • 5. Colvin S. A Florentine Picture-Chronicle. London, 1898. — 99 p.
  • 6. Delle Foglie A. Leonardo da Besozzo e Masolino: un dialogo tra Roma, Castiglione Olona e Napoli // Arte Lombarda, Nuova serie. — 2004 . — No. 140. — P. 56–63.
  • 7. Delle Foglie A. Taccuini di disegni tra tardogotico e rinascimento. Il Libretto degli anacoreti e il Libro di Giusto. Tesi di dottorato. Roma. — 2013. — 544 p.
  • 8. Hoff U. Meditation in Solitude // Journal of the Warburg Institute. — 1938. — Vol. 1. — No. 4. — P. 292–294.
  • 9. Gagliardo M. l ‘Quattro Elementi’ della Sala Theatri nel palazzo romano del cardinale Giordano Orsini // Prospettiva. — 2002. — No. 108. —P. 36–64.
  • 10. Mode R. L. Masolino, Uccello and the Orsini ‘Uomini Famosi’ // The Burlington Magazine. — 1972.— Vol. 114. — No. 831. — P. 368–375, 377–378.
  • 11. Mode R. L. The Orsini Sala Theatri at Monte Giordano in Rome // Renaissance Quarterly. — 1973. — Vol. 26. — No. 2. — P. 167–172.
  • 12. Mode R. L. Re-Creating Adam at Villa Carducci // Zeitschrift für Kunstgeschichte. — 1984. — Bd 47. — H. 4.— S. 501–514.
  • 13. Morbio C. Francia ed Italia, ossia, I manoscritti francesi delle nostre biblioteche con istudi di storia, letteratura e d’arte italiana. — Milano, 1873.
  • 14. Plinii Secundi. Naturalis Historiae Libri XXXVII / Ed. König R. , Winkler G. Liber Χ. — Berlin: De Gruyter, 2007. — 238 p.
  • 15. Popham A. E., Pouncey P. Italian Drawings in The Department of Prints And Drawings in the British Museum: The Fourteenth and Fifteenth Centuries. — London: Trustees of the British Museum, 1950. — 230 p.
  • 16. Scalabroni L. Masolino a Montegiordano: un ciclo perduto di Uomini Illustri // Da Pisanello alla nascita dei Musei capitolini: l’Antico Roma alla vigilia del Rinascimento. Musei Capitolini, Roma. — Milano: Mondadori, 1988. — P. 63–70.
  • 17. Scheller R. W. Uomini Famosi // Bulletin van het Rijksmuseum. — 1962. — No. 2/3. — P. 56–67.
  • 18. Simpson W. A. Cardinal Giordano Orsini as a Prince of the Church and a Patron of the Arts. A Contemporary Panegyric and Two Descriptions of the Lost Frescoes in Monte Giordano // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1966. — Vol. 29. — P. 135–159.
  • 19. Stokes E. E. Jr. Sydney Carlyle Cockerell: 1867–1962 // The Shaw Review. — 1962. — Vol. 5. — No. 3. — P. 109–111.
  • 20. Toesca P. La pittura e la miniature nella Lombardia. Dai più antichi monumenti alla metà del Quattrocento. — Torino, 1912. — 692 p.
  • 21. Tomasi Velli S. Scipio’s Wounds // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1995. — Vol. 58. — P. 216–234.
  • 22. Venturi A. Il Libro di Giusto per la Cappella degli Eremitani di Padova // Le Gallerie Nazionali Italiane. —1899. — 4. — P. 345–376.
  • 23. Venturi A. Di alcuni disegni di Giusto pittore, tratti dall’antico // L’Arte. — 1900. — III. — P. 157–158.
  • 24. Venturi A. Gabinetto Nazionale delle Stampe in Roma. Il Libro dei disegni di Giusto // Le Gallerie Nazionali Italiane. — 1902. — 5. — P. 391– 426.
  • 25. Von Schlosser J.V. Giusto’s fresken in Padua und die vorläufer der Stanza della Segnatura // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten kaiserhauses, 1896. — XVII. — S. 13–100.
  • 26. Von Schlosser J. V. Zur Kenntnis der Künstlerischen Überlieferung im späten Mittelalter // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten kaiserhauses. — 1902. — XXIII. — S. 279–338.