Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-42
Заголовок Композиция церковного фасада в архитектуре раннего венецианского Возрождения: постановка проблемы
Автор email musinarenata@mail.ru
Сведения об авторе Мусина Рената Ильдаровна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. musinarenata@mail.ru ORCID: 0000-0003-0647-7902
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-42
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 538547
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.034(450)4:72.012 Индекс ББК 85.113(3):(4Ита)
Аннотация

В истории архитектуры раннего итальянского Возрождения активный интерес венецианских архитекторов к проблеме оформления церковного фасада представляется исключительным явлением. Ещё до строгих классицизирующих форм А. Палладио и С. Серлио в венецианской архитектуре было разработано изящное и лаконичное решение церковного фасада, в основу которого были положены представления о классическом ордере — трёхлопастная схема, по-новому интерпретированная в композиции фасада церкви Сан Микеле ин Изола (1468–1479 гг., Мауро Кодусси). Эта форма определила архитектурную повестку не только в самой Венеции второй половины XV в. — первой трети XVI в., но и в её сфере влияния — Далмации. В то же время в Венеции существовал ещё ряд вариантов композиций церковного фасада: полуциркульные люнеты и треугольные фронтоны. В контексте политической и градостроительной специфики Венеции оформление фасада церкви — это самостоятельная задача, и именно в творчестве М. Кодусси и П. Ломбардо были предложены наиболее удачные варианты её художественного решения. На основе анализа ключевых памятников религиозной архитектуры раннего Возрождения в Венеции в статье представлена попытка выделить основные характеристики проблемы оформления фасада и дальнейшие направления развития исследования.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Мусина Р. И. Композиция церковного фасада в архитектуре раннего венецианского Возрождения: постановка проблемы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 538–547. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-42
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935–1937. — 392; 791 с.
  • 2. Fortini Brown P. Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. — New Haven: Yale University Press, 1988. — 310 p.
  • 3. Fortini Brown P. Venice and Antiquity. — New Haven: Yale University Press, 1997. — 361 p.
  • 4. Gallone A., Piccolo O. La “Predica di San Marco ad Alessandria d’Egitto” di Gentile e Giovanni Bellini: nuovi contributi dalle indagini tecniche // Arte Lombarda. Nuova Serie. — 2006. — No. 146/148 (1–3). — P. 73–93.
  • 5. Gudelj J. Stato da Mar: l’architettura. Il Cinquecento in Istria e in Dalmazia // Storia dell’architettura nel Veneto: il Cinquecento. — Venezia: Marsilio Editori, 2016. — P. 262–267.
  • 6. Heydenreich L. H., Lotz W. Architecture in Italy: 1400 to 1600. — Harmondsworth: Penguin books, 1974. — 432 p.
  • 7. Howard D. Venice & the East: The Impact of the Islamic World on Venetian Architecture, 1100–1500. — New Haven; London: Yale University Press, 2000. — 283 p.
  • 8. Howard D. The Architectural History of Venice. — New Haven, CT; London: Yale University Press, 2010. — 346 p.
  • 9. Huse N., Wolters W. The Art of Renaissance Venice: Architecture, Sculpture, and Painting, 1460–1590. — Chicago; London: University of Chicago Press, 1993. — 382 p.
  • 10. Ivančević R. Problem renesansne kupole osorske katedrale // Peristil. — 1986. — Vol. 29. No. 1. — S. 55–70.
  • 11. Ivančević R. Trolisna pročelja renesansnih crkava u Hrvatskoj // Peristil. — 1993. — Vol. 35–36. No. 1. — S. 85–118.
  • 12. Ivančević R. Proporcije trolisnih renesansnih pročelja u Hrvatskoj // Peristil. — 1998. — Vol. 41. No. 1. — S. 59–68.
  • 13. Lieberman R. Venetian Church Architecture around 1500 // Bollettino del C.I.S.A. — 1977. — Νο. XIX. — P. 35–48.
  • 14. Lieberman R. Renaissance Architecture in Venice, 1450–1540. — New York: Abbeville Press, 1982. — 144 p.
  • 15. McAndrew J. L’Architettura veneziana del primo Rinascimento. — Venezia: Marsilio Editori, 1983. — 551 p.
  • 16. Modesti P. “El tempio di sovra”: note sulla storia e sul significato del coronamento mistilineo nell’architettura veneziana // Zbornik za umetnostno zgodovino. — 2006. — No. 42. — P. 47–76.
  • 17. Murray P. Architecture of the Renaissance. — New York: Schocken Books, 1970. — 268 p.
  • 18. Paoletti P. L`architettura e la scultura del Rinascimento in Venezia. Ricerche storico-artistiche del Professore Pietro Paoletti di Osvaldo. 2 vols. — Venezia: Ongania–Naya Edit., 1893–1897. — 439; 335 p.
  • 19. Pericolo L. Incorporating the Middle Ages: Lazzaro Bastiani, the Bellini and the ‘Greek’ and ‘German’ Architecture of Medieval Venice // Remembering the Middle Ages in Early Modern Italy / Eds. L. Pericolo, J. N. Richardson. — Turnhout: Brepols, 2015. — P. 139–167.
  • 20. Tafuri M. L’architettura dell’Umanesimo. — Bari: Editori Laterza, 1980. — 406 p.
  • 21. Tavernor R. On Alberti and the Art of Building. — London, New Haven: Yale University Press, 1998. — 278 p.
  • 22. Timofiewitsch W. Genesi e struttura della chiesa del Rinascimento veneziano // Bollettino del C.I.S.A. — 1964. — No. VI. — P. 271–82.